СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая зарядка на уроках чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка (разминка). Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста.

Просмотр содержимого документа
«Речевая зарядка на уроках чтения»

Речевая зарядка на уроках чтения

Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава.

Нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.

Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка. Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста.

Речевая разминка помогает решать коррекционные задачи обучения в классе для детей с нарушениями речи, так одним упражнения по технике речи помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки и всем – подготовить речевой аппарат к говорению.

Задачи речевой зарядки:

  1. установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов;

  2. дифференциация сходных единиц чтения;

  3. накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения;

  4. слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова;

  5. совершенствование произносительных навыков, так как прочтение слогов предполагает четкость их артикулирования.

Коррекция личности:

  1. осознают частью коллектива;

  2. замкнутые, мало общительные дети в совместной деятельности ведут себя более расковано, свободно;

  3. регулярное проведение речевой зарядки воспитывает в детях убеждение, что любые трудности, связанные с чтением, могут быть преодолены.

Каждый комплекс упражнений для речевой разминки на уроке состоит из 4 этапов:

I этап – «Подышим, подышим...»

  • Постарайтесь перечислить буквы алфавита на одном дыхании.

  • «Сколько слов мы произнесем на одном вдохе.

  • «Посчитаем Егорок» (не делать ни вдоха, ни добора воздуха).

«Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки»: выдохнуть остаток воздуха, сделать новый вдох и считать Егорок.

  • Транспорт: поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ; ... – постепенно наращиваем темп.

  • Выдох через соломинку.

  • Посчитайте от 1 до 10 с постепенным увеличением (замедлением) темпа.

  • Ножницы – указательный и средний пальцы рук превратились в ножницы. Звук «чик».

  • Пушинка.

II этап – «Разомнем язычок» (артикуляционные упражнения)

  • Колечко – загнуть кончик языка так, чтобы он «заглянул» вам в гортань. При этом уздечка языка у вас растянется до боли. 2-3 секунды подержите в таком положении, а затем расслабьте.

  • Язык змеи – высунуть язык, сделать его кончиком 2-3 движения вверх-вниз и быстро убрать.

  • Хоботок – губы сжать в кружок так, чтобы между ними осталось небольшое пространство и выпятить их.

  • Покажи зубки.

  • Самый длинный язык.

  • Грустно-весело – сжимать и растягивать губы 3-4 раза, постепенно увеличивая темп.

  • Трубочка.

  • Проколю щечку.

  • У меня губы краснее.

  • Ежик – «пых-пых».

III этап – «Не запутайтесь в звуках!»

Виды упражнений, используемые на III этапе речевой зарядки:

  1. Дифференциация сходных слогов и слов:

ла – ра ма – мя дом - том

ло – ро мо – ме Дима - Тима

лу – ру му – мю кадушка – катушка

  1. Чтение слогов по подобию (см. Таблицу слогов):

а о у

ма мо му

са со су

ла ло лу

Предлагая упражнения, сходные с №2, учитель обращает внимание на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, то есть положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.

  1. Чтение слов по подобию:

сом Маша шапка

лом Даша лапка

ком Паша папка

В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу, с одного взгляда.

  1. Чтение слогов и слов с подготовкой:

о – то – сто – стол с – то – сто – ит

у – ту – сту – стул с – та – ста – ли

а – ра – вра – враг с – ня – сня – ли

Прочитывая данные строки, ученик повторяет весь процесс образования слова путем наращивания букв в слогах.

  1. Чтение слов, отличающихся одной – двумя буквами или порядком их расположения:

кто – кот следы – слезы мука – муха лыжи – ложись

  1. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:

лес – лесок шел – пошел

трава – травка нырял – нырнул

решила – решала увидел – увиделся

  1. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни:

прошел увял

проделал увел

просмотрел увез

Выполнение упражнений №5, 6, 7 предупреждает ошибку читать слово с ориентацией только на его формальные признаки, а не на смысл. Предварительное чтение слов текста, имеющих буквенное сходство, приучает детей внимательно вглядываться в слово, прочитывать правильно.


На заключительном этапе «Не сломайте язык!» - проговариваем чистоговорку с постановкой логического ударения.

  1. Чтение скороговорок, двустиший с отработанными слоговыми структурами:

Был у бабушки баран

Бил он бойко в барабан.

Задания подобного рода закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляций.

Упражнения выбираются с учетом общего состояния навыка чтения у детей и характера их ошибок, а так же в связи с особенностями структуры слов изучаемого текста.

Речевая зарядка проходит с наибольшим эффектом, если она непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. К этому моменту содержание произведения ученикам уже знакомо из чтения учителя. Слова, отобранные для речевой зарядки, легче осмысливаются детьми, поскольку ранее они были восприняты в контексте. На речевую зарядку отводится 4-5 минут в зависимости от объема материала.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!