СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевое общение как социальное явление

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Речевое общение как социальное явление»

Речевое общение как социальное явление. Основные условия эффективного общения. Урок в 10 классе

Речевое общение как социальное явление. Основные условия эффективного общения.

Урок в 10 классе

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает: - Чего ж тебе было надобно, Иванушка?  - Да, водицы испить. - Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да, водицы испить.

- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Заберите у меня всё, чем я обладаю.  Но оставьте мне мою речь.  И скоро я обрету все, что имел.  Дэниэл уэбстер

Заберите у меня всё, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел. Дэниэл уэбстер

Общение- это многоплановое явление.

Общение- это многоплановое явление.

Чтение книги- это общение

Чтение книги- это общение

Разговор С ДРУЗЬЯМИ

Разговор С ДРУЗЬЯМИ

ПРОСМОТР СПЕКТАКЛЯ

ПРОСМОТР СПЕКТАКЛЯ

РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ- ЭТО ТОЖЕ ОБЩЕНИЕ

РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ- ЭТО ТОЖЕ ОБЩЕНИЕ

Общение- это социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей Общение - это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.

Общение- это социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей

Общение - это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.

Классификация общения • ПО ФОРМЕ: письменное и устное общение. • ПО ХАРАКТЕРУ СИТУАЦИИ: деловое, публичное, бытовое общение. • ПО ВРЕМЕНИ КОНТАКТА: длительное, краткосрочное. • ПО УРОВНЮ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ: вербальное и невербальное

Классификация общения

ПО ФОРМЕ: письменное и устное общение.

ПО ХАРАКТЕРУ СИТУАЦИИ: деловое, публичное, бытовое общение.

ПО ВРЕМЕНИ КОНТАКТА: длительное, краткосрочное.

ПО УРОВНЮ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ: вербальное и невербальное

ОБЩЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЕ НЕВЕРБАЛЬНОЕ СЛОВЕСНОЕ ЖЕСТЫ МИМИКА ИНТОНАЦИЯ ВЗГЛЯД ПОЗА

ОБЩЕНИЕ

ВЕРБАЛЬНОЕ

НЕВЕРБАЛЬНОЕ

СЛОВЕСНОЕ

ЖЕСТЫ

МИМИКА

ИНТОНАЦИЯ

ВЗГЛЯД

ПОЗА

1. Каким видом общения мы чаще всего пользуемся?  2. Чем отличается бытовое общение от публичного или делового?  3. Как вы думаете, от чего зависят успешность речевого общения и его неудачи?

1. Каким видом общения мы чаще всего пользуемся? 2. Чем отличается бытовое общение от публичного или делового? 3. Как вы думаете, от чего зависят успешность речевого общения и его неудачи?

Как отмечают исследователи, успешность общения и его неудачи зависят от некоторых факторов: ОБСТАНОВКА, В КОТОРОЙ ПРОТЕКАЕТ ОБЩЕНИЕ. СТЕПЕНЬ ЗНАКОМСТВА СОБЕСЕДНИКОВ. СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС. ВОЗРАСТНЫЕ И ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА. При всем этом язык выступает как основной инструмент общения, и от степени владения этим инструментом зависит эффективность общения. Если речь одного собеседника лишена логики, информативности, изобилует речевыми ошибками, то вряд ли можно ожидать, что она вызовет ожидание слушателей продолжать общение.

Как отмечают исследователи, успешность общения и его неудачи зависят от некоторых факторов:

  • ОБСТАНОВКА, В КОТОРОЙ ПРОТЕКАЕТ ОБЩЕНИЕ.
  • СТЕПЕНЬ ЗНАКОМСТВА СОБЕСЕДНИКОВ.
  • СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА.
  • СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС.
  • ВОЗРАСТНЫЕ И ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

При всем этом язык выступает как основной инструмент общения, и от степени владения этим инструментом зависит эффективность общения. Если речь одного собеседника лишена логики, информативности, изобилует речевыми ошибками, то вряд ли можно ожидать, что она вызовет ожидание слушателей продолжать общение.

ЭТИКЕТ - ЭТО УСТАНОВЛЕННЫЙ ПОРЯДОК ПОВЕДЕНИЯ, СЛЕДОВАНИЕ  МОРАЛЬНЫМ, ОБЩЕСТВЕННЫМ НОРМАМ. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ- сис­те­ма ус­той­чи­вых фор­мул об­ще­ния, при­ня­тых об­ще­ст­вом и пред­пи­сы­вае­мых им для ус­та­нов­ле­ния ре­че­во­го кон­так­та ме­ж­ду со­бе­сед­ни­ка­ми

ЭТИКЕТ - ЭТО УСТАНОВЛЕННЫЙ ПОРЯДОК ПОВЕДЕНИЯ, СЛЕДОВАНИЕ

МОРАЛЬНЫМ, ОБЩЕСТВЕННЫМ НОРМАМ.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ- сис­те­ма ус­той­чи­вых фор­мул об­ще­ния, при­ня­тых об­ще­ст­вом и пред­пи­сы­вае­мых им

для ус­та­нов­ле­ния ре­че­во­го кон­так­та ме­ж­ду со­бе­сед­ни­ка­ми

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ:   1. Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.  2. Уточняйте содержание принимаемой информации, её детали.  3. Не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа.  4. Соблюдайте последовательность изложения информации. Не убедившись в точности принятой слушателем информации, не переходите к новым сообщениям.  5. Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения.  6. Правильно используйте невербальные средства коммуникации. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЩЕНИЯ:  - формальный контакт перерастает в нормальное человеческое общение.  вы завоюете уважение собеседника и повысите самооценку.  В общение следует вступать без предвзятости, т.е. заранее принятого отрицательного мнения.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ:

1. Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.

2. Уточняйте содержание принимаемой информации, её детали.

3. Не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа.

4. Соблюдайте последовательность изложения информации. Не убедившись в точности принятой слушателем информации, не переходите к новым сообщениям.

5. Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения.

6. Правильно используйте невербальные средства коммуникации.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЩЕНИЯ:

- формальный контакт перерастает в нормальное человеческое общение.

  • вы завоюете уважение собеседника и повысите самооценку.

  • В общение следует вступать без предвзятости, т.е. заранее принятого отрицательного мнения.
М.ГОРЬКИЙ СКАЗАЛ : «НИКОГДА НЕ ПОДХОДИТЕ К ЧЕЛОВЕКУ, ДУМАЯ, ЧТО В НЕМ БОЛЬШЕ ПЛОХОГО, ЧЕМ ХОРОШЕГО».

М.ГОРЬКИЙ СКАЗАЛ : «НИКОГДА НЕ ПОДХОДИТЕ К ЧЕЛОВЕКУ,

ДУМАЯ, ЧТО В НЕМ БОЛЬШЕ

ПЛОХОГО, ЧЕМ ХОРОШЕГО».

Притча о трёх ситах Сократа Один человек пришёл к Сократу и спросил: — А знаешь, что мне сказал о тебе твой друг? — Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита. — Три сита? — Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито правды. Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда? — Нет. Просто я слышал… — Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее? — Нет! Напротив! — Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать? — Нет, в этом нет необходимости. — Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?...

Притча о трёх ситах Сократа

Один человек пришёл к Сократу и спросил:

А знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?

Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

Три сита?

Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито правды. Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда?

Нет. Просто я слышал…

Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?

Нет! Напротив!

Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

Нет, в этом нет необходимости.

Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?...

Как вы считаете, почему актуальна притча? Как мы можем использовать три сита Сократа  при общении?
  • Как вы считаете, почему актуальна притча?
  • Как мы можем использовать три сита Сократа

при общении?

Основные правила эффективного общения Проявляйте интерес к информации собеседника. Переспрашивайте, дополняйте, шутите, рассказывайте свое. Участвуйте в той информации, которую говорит собеседник. Не перебивайте собеседника. Это крайне неприятно любому человеку. Не давайте советы, если вас не просят. Не критикуйте. Здесь нужно быть аккуратными. Критика позволительна, но желательно к ней прибегать лишь тогда, когда это не касается личности собеседника или когда он сам вас просит высказать свое мнение. Используйте имя собеседника. Улыбайтесь. Не забывайте про невербальные способы общения. Улыбка помогает установить контакт. Смотрите в глаза собеседнику. Всегда выслушивайте собеседника до конца. Когда он выговорится, тогда и будет готов слушать вас.

Основные правила эффективного общения

  • Проявляйте интерес к информации собеседника. Переспрашивайте, дополняйте, шутите, рассказывайте свое. Участвуйте в той информации, которую говорит собеседник.
  • Не перебивайте собеседника. Это крайне неприятно любому человеку.
  • Не давайте советы, если вас не просят.
  • Не критикуйте. Здесь нужно быть аккуратными. Критика позволительна, но желательно к ней прибегать лишь тогда, когда это не касается личности собеседника или когда он сам вас просит высказать свое мнение.
  • Используйте имя собеседника.
  • Улыбайтесь. Не забывайте про невербальные способы общения. Улыбка помогает установить контакт.
  • Смотрите в глаза собеседнику.
  • Всегда выслушивайте собеседника до конца. Когда он выговорится, тогда и будет готов слушать вас.
Что мешает общению ЗАВИСТЬ НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ ЗЛОБНОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ ХАМСТВО ЭГОИЗМ КОНФЛИКТНОСТЬ ПЕССИМИЗМ

Что мешает общению

  • ЗАВИСТЬ
  • НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ
  • ЗЛОБНОСТЬ
  • ЖЕСТОКОСТЬ
  • ХАМСТВО
  • ЭГОИЗМ
  • КОНФЛИКТНОСТЬ
  • ПЕССИМИЗМ
Культура общения. Под этим понятием подразумевается целый комплекс умений уважительного, понимающего отношения к партнеру.

Культура общения. Под этим понятием подразумевается целый комплекс умений уважительного, понимающего отношения к партнеру.

По статистике 70 % бодрствования человек проводит в речевом общении, из них 16% - чтение, 30% - говорение 9% - письмо, 45% - слушание. Таким образом, больше всего мы тратим времени на устную речь и слушание, это основные формы речевой деятельности.

По статистике

70 % бодрствования человек проводит в речевом общении, из них 16% - чтение, 30% - говорение 9% - письмо, 45% - слушание. Таким образом, больше всего мы тратим времени на устную речь и слушание, это основные формы речевой деятельности.

Русский народ в пословицах о языке и речи передаёт нам народную мудрость Кто говорит – тот сеет, кто слушает – собирает (пожинает). Язык до Киева доведёт. Язык языку весть подаёт. Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем, петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Русский народ в пословицах о языке и речи передаёт нам народную мудрость

  • Кто говорит – тот сеет, кто слушает – собирает (пожинает).
  • Язык до Киева доведёт.
  • Язык языку весть подаёт.
  • Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем, петь хорошо вместе, а говорить порознь.
ЭПИЗОД ИЗ КНИГИ Д. КАРНЕГИ  «КАК ЗАВОЕВАТЬ ДРУЗЕЙ И ОКАЗЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ НА ДРУЗЕЙ» «…Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Непрерывно говорите о себе самом. Если у вас появляется какая-то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, пока он кончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время, выслушивая его пустую болтовню? Сразу же вмешайтесь и перервите его на  середине фразы… …Скучные люди – вот они кто, - люди, находящиеся в упоении от собственной персоны, опьяненные сознанием собственной важности. Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает. А «человек, который думает только о себе, - говорит президент Колумбийского университета доктор Николас Марей Батлер, - безнадежно некультурен». «Он некультурен, - говорит доктор Батлер, - как бы высокообразован он ни был».

ЭПИЗОД ИЗ КНИГИ Д. КАРНЕГИ

«КАК ЗАВОЕВАТЬ ДРУЗЕЙ И ОКАЗЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ НА ДРУЗЕЙ»

«…Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над

вами за глаза или даже презирать вас, то вам на этот случай рецепт: никогда

никого долго не слушайте. Непрерывно говорите о себе самом. Если у вас

появляется какая-то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не

ждите, пока он кончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время,

выслушивая его пустую болтовню? Сразу же вмешайтесь и перервите его на

середине фразы… …Скучные люди – вот они кто, - люди,

находящиеся в упоении от собственной персоны, опьяненные сознанием

собственной важности.

Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает. А «человек,

который думает только о себе, - говорит президент Колумбийского

университета доктор Николас Марей Батлер, - безнадежно

некультурен». «Он некультурен, - говорит доктор Батлер, - как бы

высокообразован он ни был».

беседа СОГЛАСНЫ ЛИ С МНЕНИЕМ Д. КАРНЕГИ? ПОЧЕМУ? КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И ОБЩАЯ КУЛЬТУРА? КАКИМИ ЧЕРТАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ЧЕЛОВЕК, СТРЕМЯЩИЙСЯ К ПОЛНОЦЕННОМУ ОБЩЕНИЮ? ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОБЩЕНИЕ БЫЛО В РАДОСТЬ?

беседа

  • СОГЛАСНЫ ЛИ С МНЕНИЕМ Д. КАРНЕГИ? ПОЧЕМУ?
  • КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И ОБЩАЯ КУЛЬТУРА?
  • КАКИМИ ЧЕРТАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ЧЕЛОВЕК, СТРЕМЯЩИЙСЯ К ПОЛНОЦЕННОМУ ОБЩЕНИЮ?
  • ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОБЩЕНИЕ БЫЛО В РАДОСТЬ?
Древние заповеди общения с людьми :   - доверяйте тому, с кем общаетесь;  - верьте в то, что он хороший и расположен к тебе, готов с тобой общаться;  - уважайте того, с кем общаетесь, помните о том, что человек – высшая ценность и общаться с ним надо бережно и вежливо.

Древние заповеди общения с людьми :

- доверяйте тому, с кем общаетесь;

- верьте в то, что он хороший и расположен к тебе, готов с тобой общаться;

- уважайте того, с кем общаетесь, помните о том, что человек – высшая ценность и общаться с ним надо бережно и вежливо.

«Общение- лекарство от одиночества» Е.Крашенниковой Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства. Оно дает главное: полноту чувств, душевный комфорт, новые знания и чувство своей социальной полноценности. Нам так надо видеть свою значимость для людей и чувствовать обволакивающее тепло их внимания! Именно поэтому уже с детства надо понимать значение контактов и, главное, уметь выходить из одиночества, разрывать цепи своей замкнутости и изолированности. А для этого можно использовать разные приемы: помочь другому человеку в минуту затруднения, усадить усталого путника отдохнуть, предложить ему помыться, дать ему воды, угостить его обедом или просто разделить с ним свою трапезу. Всего важнее делать что-то для других и тем самым для себя. И одиночество растает, как сосулька в чашке горячего кофе... Общение — это лекарство от одиночества. Оно одинаково необходимо и юноше, и старику.

«Общение- лекарство от одиночества»

Е.Крашенниковой

Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства. Оно дает главное: полноту чувств, душевный комфорт, новые знания и чувство своей социальной полноценности. Нам так надо видеть свою значимость для людей и чувствовать обволакивающее тепло их внимания! Именно поэтому уже с детства надо понимать значение контактов и, главное, уметь выходить из одиночества, разрывать цепи своей замкнутости и изолированности. А для этого можно использовать разные приемы: помочь другому человеку в минуту затруднения, усадить усталого путника отдохнуть, предложить ему помыться, дать ему воды, угостить его обедом или просто разделить с ним свою трапезу. Всего важнее делать что-то для других и тем самым для себя. И одиночество растает, как сосулька в чашке горячего кофе... Общение — это лекарство от одиночества. Оно одинаково необходимо и юноше, и старику.

Как автор фрагмента оценивает значение общения в жизни человека? Согласны ли вы с подобной оценкой? Если да, то в чем? Что можете возразить автору?  Какие пути выхода из одиночества предлагает автор?  Согласны ли вы с мнением, что общение — лекарство от одиночества? Против чего такое лекарство бессильно? Когда оно неэффективно?  Предложите не менее трех аргументов в споре на тему «Кому общение нужнее: юноше или старику?».
  • Как автор фрагмента оценивает значение общения в жизни человека? Согласны ли вы с подобной оценкой? Если да, то в чем? Что можете возразить автору?
  • Какие пути выхода из одиночества предлагает автор?
  • Согласны ли вы с мнением, что общение — лекарство от одиночества? Против чего такое лекарство бессильно? Когда оно неэффективно?
  • Предложите не менее трех аргументов в споре на тему «Кому общение нужнее: юноше или старику?».
Составьте высказывание с учётом предложенной учебно-речевой ситуацией   Представьте, что ваш друг (подруга) пишет стихи или рассказы, но никак не решится поделиться с другими своим творчеством. Убедите его (её) в необходимости выступить на школьном вечере или отправить свои произведения в редакцию журнала, газеты.

Составьте высказывание с учётом предложенной учебно-речевой ситуацией

Представьте, что ваш друг (подруга) пишет стихи или рассказы, но никак не решится поделиться с другими своим творчеством. Убедите его (её) в необходимости выступить на школьном вечере или отправить свои произведения в редакцию журнала, газеты.