СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевое развитие детей в первой младшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речевое развитие детей в первой младшей группе

Просмотр содержимого документа
«Речевое развитие детей в первой младшей группе»

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ в 1 младшей группе



ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

Обогащение пассивного и активного словаря

• Содействовать расширению представлений детей об окружающем мире и выражению своих знаний, впечатлений в словах:

- существительными: предметы, их части; объекты и явления природы (деревья, листья, трава, цветы, снег, дождь, ветер, названия животных);

- обобщающими словами: игрушки, посуда, одежда, животные;

- глаголами, обозначающими действия с предметами (поставить, положить и др.); действия, характеризующие отношение к людям, в том числе к сверстникам (жалеть, дарить, помочь); трудовые действия свои и взрослых людей (убрать, собрать, поднять, постирать и др.); действия, выражающие эмоциональное состояние и отношения (радуется, смеется, плачет, жалеет);

- глаголами не только в настоящем, но в прошедшем, будущем времени

- (иду, ходил, пойду, рисую, рисовал, буду рисовать);

- прилагательными, обозначающими качественные характеристики предметов (маленький, круглый, мягкий, тяжелый, легкий) и явлений природы (сильный ветер, черная туча, ясное небо);

- местоимениями (я, ты, он, она, мы, они, мой, твой, мне, тебе);

- наречиями, обозначающими пространственные и временные отношения (вверху, внизу, рядом, быстро, медленно).

Формирование грамматического строя речи


• Согласовывать существительные и местоимения с глаголами и прилагательными.

• Использовать в речи предлоги (в, на, за, под), союзы (потому что, чтобы).

• Употреблять вопросительные слова (Куда? Где? Кто? Что? и др.) и различные фразы.

Воспитание звуковой культуры речи

• Создавать условия для развития фонематического слуха, артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания. Учить произносить изолированные гласные, согласные звуки (кроме свистящих, шипящих и сонорных), правильно воспроизводить звукоподражания и слова.

• Формировать интонационную выразительность речи.

Развитие связной речи

• Совершенствовать понимание речи взрослых: умение выполнять его поручения; слушать и воспринимать небольшие рассказы без

• наглядного сопровождения.

• Развивать умение вступать в диалог, обращаться с вопросами, просьбами, используя вежливые слова («здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста» и др.); стимулировать инициативные обращения в совместных действиях и играх.

• Развивать умение слушать и пересказывать сказки (совместно со взрослым - подговаривать за ним). Содействовать развитию умения по собственной инициативе или по предложению взрослого рассказывать об изображенном на картинках, об игрушках, о событиях из личного опыта (как правило, в основном во второй половине года).


Развивать интерес, положительное отношение детей к совместному со взрослым чтению, слушанию, инсценированию художественных произведений

• предпосылку развития потребности чтения художественной литературы.

• Развивать понимание смысла ситуации, описываемой в литературном произведении, учить выражать свое отношение: словом (реплики, повторы, вопросы), эмоциями и действиями (несет книгу, действует с игрушками, персонажами кукольного театра).

Поддерживать и развивать художественные предпочтения ребенка.

• Содействовать развитию у детей воображения.

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Развитие речи происходит в процессе содержательного общения с детьми в разных видах деятельности. При реализации содержания разных образовательных областей. Общение сопровождает совместные игры, совместную предметную деятельность и т.п. Взрослый в этот период - притягательный для ребенка объект общения, интересный сам по себе, особенно близкий

взрослый. Но и среди близких людей ребенок предпочитает тех, кто с ним интересно общается, по-деловому, поскольку ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметная деятельность,

отвечающая потребности познания предметного мира и способов действия с предметами. Так называемый «предметный фетишизм», по определению психологов, доминирующий в системе потребностей ребенка в этот период, проявляется во всех видах деятельности: игровой, изобразительной,

конструктивной и др.

Однако процесс познания и освоения этого мира без взрослого невозможен. Поэтому для малыша взрослый - образец поведения, выполнения действий, интересных для детей. Взрослый - носитель образца, нормы, объясняющий и помогающий, сотрудничающий с ребенком в процессе освоения предметов, его окружающих. Взрослый - партнер и в то же время ценитель, доброжелательный, поддерживающий, оптимистичный в оценке процесса и возможностей достижения ребенком результата, приходящий на помощь в случаях затруднений, верящий в возможности ребенка, исключающий ситуации безысходности, горьких неудач - диапазон

взаимодействия с ребенком в зоне его ближайшего развития.

скоро понимает важность и необходимость вербальных способов общения и осваивает их.

Таким образом, содержательная совместная деятельность, требующая согласования интересов, способов действия, достижения интересного для ребенка результата - основа возникновения у ребенка потребности делового общения, удовлетворение которой требует вербальных способов взаимодействия в детско-взрослом сообществе.

Важнейшим условием освоения вербальных способов общения является четкая, ясная, грамотная речь людей из ближайшего окружения. Родной язык, естественное речевое пространство, нейтральное, может быть, по отношению к конкретному ребенку, не обращенное непосредственно к нему в той или иной ситуации и потому более сложное по содержанию, по словарному, грамматическому сопровождению, так же необходимо.

Ребенок из контекста, спонтанно усваивает смысл отдельных слов, способы построения предложений и нередко уместно репродуцирует их по собственной инициативе в конкретной ситуации. Еще более важны целенаправленные естественные диалоги с детьми в ситуациях совместных игр, конструирования, рисования, познавательных наблюдений.

Образец речевого общения взрослого, простые по содержанию, лаконичные и доступные по словарному составу и предложениям пояснения, вопросы, комментарии, целенаправленная активизация в речи детей словаря, простых предложений, незаметное для ребенка упражнение в их применении

- важная составляющая содержательного взаимодействия с детьми.

Образцовое речевое пространство немыслимо без художественного слова, воздействующего одновременно на познавательную и эмоциональную сферу ребенка. Поэтому важно создавать условия для развития понимания и эмоционального отношения к словесному художественному образу. На этой основе нужно содействовать самостоятельному, инициативному обращению ребенка к художественному образу: рассказывать сказки и стихотворения, рассматривать книги и иллюстрации, предлагать что-то почитать, инсценировать потешки, короткие стихи, фрагменты сказок.

Нередко дети переносят художественный образ в разные жизненные ситуации, близкие по содержанию к сути этого образа. Например, ребенок забрался на горку и кричит детям: «Высоко сижу, далеко гляжу»; малыш черкает фломастером на листке и комментирует свои каракули: «Это коровка, а это коровкина нога. А это акула-каракула подскочила. Видишь? Сейчас съест!»).

Такое обращение к художественному слову, перенос его в новые ситуации - начало творческого отношения к художественному образу. Насыщение жизни ребенка общением с книгой, уместное использование художественных образов в жизнедеятельности ребенка - основа для последующего становления и развития у человека не просто грамотной, но образной, яркой, красивой, нестандартной, убедительной речи человека. Поэтому нужно продолжать формировать интерес у детей к литературе, используя художественное слово в разных видах деятельности, в которые органично и естественно оно

может войти.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!