СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевое развитие обучающихся младших классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актальность развтия речи бесспорна в период широкого применения копмьютеров, преобладания виртуального общения над реальным.

Просмотр содержимого документа
«Речевое развитие обучающихся младших классов»

Развитие речи обучающихся младших классов

Чумаченко Марина Федоровна

учитель начальных классов

МАОУ «Ягринская гимназия»

город Северодвинск

Архангельская область

Развитие речевой деятельности младших школьников – ведущая задача обучения родному языку. Ведь на этом базируется вся жизнедеятельность человека – игра, общение, учёба, социальные отношения.

Само формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, которое предполагает определённую степень сформированности произношения и различения звуков, достаточного словарного запаса, знания грамматического строя речи, а также умений и навыков активно, свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

В начальных классах большую роль играет речевая активность детей.

Известно, что частой причиной низкой речевой активности являются дефекты речи. Поэтому необходимо много внимания уделять произносительной стороне, а именно постановке речевого дыхания, артикуляционной гимнастике, работе с чистоговорками и скороговорками.

У некоторых первоклассников «вялый» речевой аппарат, от этого речь их может быть невнятной что в дальнейшем негативно повлияет на выработку необходимой скорости чтения.

Детям необходима речевая разминка, включающая в себя: дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, дикционные упражнения.

«Одуванчик»

Вдохните через нос легко и плавно, задержите дыхание на секунду и выдохните с силой:

Лёгкие пушистые зонтики разлетелись во все стороны!!!

«Именинник»

Представьте, что вам надо задуть свечи на именинном торте. Сколько на нём свечей?

Сделайте вдох и с силой выдохните, чтобы задуть все свечи сразу.

«Канделябры»

Что это такое? (Большой подсвечник для нескольких свечей).

Представьте, что перед вами канделябр с 5-ю свечами. Задуйте по очереди 5 свечей, выдыхая воздух порциями.

Перейдите к следующему канделябру с 7 свечами. Таким образом, увеличивается количество свечей и порций воздуха, необходимых для выдоха.

«Улыбочка»

Растяните губы в улыбку. Верните в исходное положение. Повторите 4 – 5 раз.

Представьте, что вас фотографируют.

«Маятник»

Язык равномерно движется от уголков губ вправо и влево, подобно маятнику. Повторите 10 раз.

Следите, чтобы челюсть не двигалась.

«Хоботок»

Вытяните губы вперёд трубочкой. Это воображаемый хоботок.

Представьте, что вы собираете горошины маленьким хоботком.

«Мама-кошка учит крошку»

Мама-кошка учит маленького котёнка, как испугать собаку.

- Нужно выгнуть спинку, выпустить коготки и фыркнуть: «ФФФФФФФФ!»

А котёнок все действия выполнил, а фыркнул вот так: «Ф!»

- Неправильно, нужно вот так: «ФФФФФФФФФ!»

Котёнок: «ФФ!»

И таким образом учёба продолжается, пока малыш не научится пугать собаку!!!

«Утюг»

Воображаемым раскалённым утюгом прогладьте ваши вещи.

Ведите по ткани: «ШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!»

Имитируйте движения, шипение пара, добивайтесь свободного и непринуждённого звучания.

«В гостях у Мухи-Цокотухи»

В гости к мухе прилетели Комар, Пчёлка, Жук и Шмель.

Муха встречает их радостно: «Дз-з-з-з-з-з!»…

А друзья отвечают так.

Комар: «Зь-зь-зь-зь!»

Пчёлка: «Джь-джь-джь-джь!»

Жук: «Ж-ж-ж-ж-ж!»

Шмель: «Бж-бж-бж-бж-бж!»

Муха угощает гостей сладким вареньем, они благодарят (повторяем звуки каждого гостя).

Можно придумать любой диалог хозяйки и друзей.

(Одновременно идёт работа над интонацией).

Все эти упражнения логопедические. Книги по логопедии практически настольные у учителя начальных классов. Ежедневные упражнения оправдывают наши ожидания в развитии речевого аппарата детей, помогают при обучении правильному чтению с достаточной для определённого возраста техникой и скоростью.

Ещё одна проблема – скудный словарный запас детей.

Причинами могут быть: недостаток общения детей и родителей; раннее появление в жизни ребёнка телевизора и компьютера; родители перестали читать детям книги.

Всё это влияет и на узость кругозора маленького ученика.

С целью обогащения словаря можно использовать следующие задания:

- подбор синонимов к данному слову, нахождение их в тексте

идти –

шагать,

семенить,

шествовать,

брести,

маршировать

- подбор антонимов;

- работа над прямым и переносным значением слов:

Я по грязи смело шлёпал,

Папа сына крепко шлёпал,

Я песок в кастрюлю всыпал,

Папа сыну крепко всыпал,

Двойку в школе получил,

Вновь от папы получил

В. Лунгин

- работа со словарём;

- работа с пословицами и поговорками

( в ходе проведения внеклассного игрового занятия «Путешествие по сказкам» выяснилось, что дети плохо знают сказки, не знают пословиц и поговорок, затрудняются в отгадывании загадок)

- выполнение различных видов творческих работ;

- работа с фразеологизмами, введение их в активную речь детей.

Всё вышеназванное реализуется на уроках по УМК, используемым в начальной школе. В учебниках предусмотрены упражнения и задания на развитие речи, а также дан большой простор творческому поиску учителя.

Наблюдения за устной речью младших школьников показывают, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: логично построить высказывание, развернуть его.

По картинке могут составить одно предложение, реже два, причём, предложения могут быть не связаны между собой.

Таким образом, составление рассказа, устного высказывания для таких детей практически невозможно.

Ещё в букварный (добуквенный) период вводится понятие «ключевые» слова.

На страницах «Букваря» даны рисунки-схемы. Маленькие школьники «читают». В беседе выясняется, что рисунки подсказывают, помогают понять, о ком или, о чём идёт речь. Постепенно из слов складываются предложения, из предложений – текст.

Совместно с учителем делается вывод, что слова-рисунки - главные, их можно собрать на проволочное кольцо, подобно ключам.

Содержание текста «Закрыто на замок», а слова-ключи нам его раскрывают.

Такая пропедевтика помогает в работе с текстом на уроках русского языка, в самообразовании ученика.

Развивая связную речь школьников, обращаем внимание на ряд конкретных умений и навыков:

во-первых, умение понять и осмыслить прочитанное;

во-вторых, умение собирать материал, выделяя главное и второстепенное, что помогает при обучении пересказу;

в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану;

в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

Очень нравятся детям упражнения, в которых надо найти и исправить ошибки:

Люди посадили в парке деревья и скамейки. Счастливая Катя улыбалась во весь рост. Петя относится к учёбе с холодцом. Мальчик встал, как вскопанный.

Более сложным видом упражнений в связной речи являются устные рассказы. Эта очень важная работа помогает ребёнку осознать, что содержание рассказа надо передавать последовательно, логично, правильно строить предложения.

На данном этапе оправданна работа с деформированным текстом.

Также в помощь учащимся предлагается план устного рассказа:

  1. Представление объекта речи.

  2. Его характерные признаки.

  3. Оценка объекта речи.

  4. Заключение и вывод.

Далее план усложняется. Идет речь о развитии какого-либо события, т.е. строится текст с элементами повествования:

  1. Начало действия (место, время).

  2. Развитие действия (действующее лицо, особенности и порядок действий).

  3. Кульминация.

  4. Вывод.

Осуществляя работу над развитием речи младших школьников, следует руководствоваться положением психологической науки о тесной связи развития речи и мышления.

Новый век внес коррективы в требования к образованию. Появились новые прогрессивные технологии. Например, РКМЧП – развитие критического мышления через чтение и письмо (универсальная, надпредметная).

На уроках литературного чтения в целях развития речи применяется технология РКМЧП, что благотворно влияет на личностный рост ребёнка и развитие его индивидуальности.

Какие стратегии РКМЧП мы используем?

  1. Анализирующее (прогнозирующее) чтение с остановками.

  2. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

  3. Логическая цепочка.

  4. «Мозговой штурм».

  5. Таблица Донны Огл (знаю – хочу узнать – узнал). Замечательная стратегия, на основе которой легко строится любой урок.

  6. Кластеры (другое название – «грозди») и другие.

(«Учим детей мыслить критически», изд-во «Речь», 2003 год).

Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает богатством языка. Чем полнее оно усваивается, чем свободнее человек пользуется им, тем успешнее он познаёт сложные связи в природе и обществе.

Для ребёнка достаточный уровень речевого развития – залог успешности в жизни.

Задача учителя – кропотливая и систематическая работа над развитием речи, которая непременно приведёт к успеху.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!