Актуальность
Актуальность темы обусловлена тем, что в современном обществе отмечается катастрофическое падение уровня речевой культуры.
Бедные, безграмотные примеры речевого общения с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая рекламой, использование ненормативной лексики, всеобщая погруженность детей в компьютерные игры – все это порождает языковую распущенность.
Педагогов не может не волновать тот факт, что в общении даже между маленькими детьми все чаще приходится наблюдать проявление жестокости, нетерпимости, неумения уступать.
Именно поэтому особенно важно с ранних лет взрастить в хрупкой душе ребенка чуткость, доброту и понимание.
Этикет с малых лет
Запросы общества по выделенной проблеме находят свое отражение в ФГОС дошкольного образования.
Но, несмотря на большой интерес психологов, педагогов к проблеме коммуникативной компетентности, вопросы воспитания речевого этикета мало разработаны и слабо представлены в практике дошкольного образования.
Программы ДОУ не раскрывают с достаточной полнотой потенциальные возможности форм и методов работы, поэтому эта проблема требует теоретического осмысления и методической разработки.
Культурно-речевое воспитание имеет огромное значение в формировании гармонично развитой личности.
Осваивая этикет, дети учатся общаться с людьми: приветствовать и прощаться; просить о помощи и благодарить; извиняться и примиряться; оказывать знаки внимания и совершать приятные поступки; убеждать, договариваться, отстаивать свое мнение.
Это и определяет содержание работы по воспитанию речевого этикета.
Чем раньше ребенок познакомится с правилами, тем естественнее и непосредственнее будет их выполнять.
Задачи
Речевой этикет способствует формированию всех компонентов речи: лексической, грамматической, фонетической культуры, развивает связную речь, т.к. вводит в словарь детей достаточное количество этических формул; формирует умение выбирать нужный стереотип общения, но, наверное, в большей степени эта работа находится в духовно-нравственной плоскости, т.к. способствует воспитанию таких качеств, как тактичность, деликатность, доброжелательность, внимательность и уважение к людям.
Формы организации для реализации задач воспитания речевого этикета.
Данная технология предусматривает проведение работы во всех видах деятельности с утра до вечера.
* Минуты вхождения в день Н.М.Метенова «Доброе утро, малыши».
Это встречи с прекрасным: картиной, музыкой, словом. Это минуты созерцания, любования, восклицания, которые особенно необходимы в начале дня, чтобы настроить ребенка на позитивное отношение.
На занятиях – умение говорить и слушать, отвечать и задавать вопросы.
позволяет каждому ребенку развивать коммуникативные способности.
Сюжетно-ролевые игры
Овладение ролью – это усвоение норм и правил поведения человека
в обществе. Выполняя различные социальные роли, ребенок тем самым усваивает модели речевого поведения
Методы и приемы
Используется широкая палитра словесных методов.
Беседа – это целенаправленное обсуждение, оценка и нравственный выбор поведения людей.
Ситуации общения – специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, в которых перед детьми возникает проблема, требующая решения.
Комплименты – это выражение одобрения, похвалы конкретному человеку.
Составление поздравления (письма) другу (бабушке, ветерану…)
Художественная литература
Неоценимую помощь педагогу оказывает книга, которая учит ребенка нормам поведения. Это рассказы из серии «Детям – о детях»
(Осеева, Пермяк, Носов, Остер)
Художественное слово
Поэзия – это основа в развитии нравственных чувств.
Поэтическое слово должно звучать при каждом удобном случае.
С помощью стихов можно увлечь детей, довести до их сознания этические постулаты и привить любовь к родному слову.
Устное народное творчество – это идеальный материал для системной работы по усвоению основ речевого этикета.
Русские народные сказки несут в себе потенциал народной культуры и делают ребенка обладателем духовных ценностей
Народный фольклор:
Потешки (примеры ведения диалога), заклички
Народная мудрость – о Слове
В пословицах и поговорках очень метко отражается значение слова в жизни людей: воспевается великая сила доброго слова
«Доброе слово, что солнце в ненастье»
и, наоборот, звучит предостережение о тяжких последствиях злого слова
«От одного слова да на век ссора»
Речевой этикет на Руси существовал издавна.
Великий знаток русской разговорной речи В.И.Даль в своих исследованиях приводит огромное количество речевых формул, используемых в самых разных жизненных ситуациях.
Не жалели люди на Руси доброго слова для других.
Недаром говорится в пословице «От учтивых слов язык не отвалится».
«Уроки красноречия»
Эффективным методом является использование элементов риторики, т.е. овладение основами ораторского искусства.
Это – выразительные средства устной речи (интонация, темп, скорость, громкость звучания, тембр, логическое ударение и т.д.),
а так же невербальные средства общения: (мимика, жесты, телодвижения)
Дошкольный курс риторики предлагается в программе Н.А.Есауловой «Занятия по красноречию» и призван как можно раньше знакомить детей
с вопросами культуры речевого поведения.
Практические методы:
Тренинги, игровые упражнения – это своеобразный практикум применения вежливых слов, которые ребенок затем переносит в реальную жизнь.
Организация общения вне группы
Взаимопосещения старших и младших групп
Встреча гостей в группе
Организация экскурсий
Наглядные методы:
Необходима работа с родителями с целью просвещения в вопросах этического воспитания, использование эффективных методов работы – проведение родительского собрания на тему «О слове, о речи, о культуре общения», наглядная информация, организация совместной деятельности.
Требования к воспитателю:
Роль педагога очень велика и ответственна. Он должен быть примером для детей и родителей, а для этого необходимы его компетентность в вопросах этикета, наличие общей культуры, умение грамотно планировать работу,
Взаимодействовать с детьми и, конечно, проявление доброжелательности и уважительного отношение к детям и их родителям
Цель нашей работы – дать детям основы знаний, которые будут необходимы для успешного и гармоничного общения в социуме и чтобы в их речи отражалась красота родного русского языка .