СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевой этикет....

Нажмите, чтобы узнать подробности

2016 Роман. чтения  Речевой этикет............

Просмотр содержимого документа
«Речевой этикет....»

Актуальность

Актуальность темы обусловлена тем, что в современном обществе отмечается катастрофическое падение уровня речевой культуры.

Бедные, безграмотные примеры речевого общения с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая рекламой, использование ненормативной лексики, всеобщая погруженность детей в компьютерные игры – все это порождает языковую распущенность.


Педагогов не может не волновать тот факт, что в общении даже между маленькими детьми все чаще приходится наблюдать проявление жестокости, нетерпимости, неумения уступать.


Именно поэтому особенно важно с ранних лет взрастить в хрупкой душе ребенка чуткость, доброту и понимание.


Этикет с малых лет

Запросы общества по выделенной проблеме находят свое отражение в ФГОС дошкольного образования.

Но, несмотря на большой интерес психологов, педагогов к проблеме коммуникативной компетентности, вопросы воспитания речевого этикета мало разработаны и слабо представлены в практике дошкольного образования.

Программы ДОУ не раскрывают с достаточной полнотой потенциальные возможности форм и методов работы, поэтому эта проблема требует теоретического осмысления и методической разработки.


Культурно-речевое воспитание имеет огромное значение в формировании гармонично развитой личности.

Осваивая этикет, дети учатся общаться с людьми: приветствовать и прощаться; просить о помощи и благодарить; извиняться и примиряться; оказывать знаки внимания и совершать приятные поступки; убеждать, договариваться, отстаивать свое мнение.

Это и определяет содержание работы по воспитанию речевого этикета.

Чем раньше ребенок познакомится с правилами, тем естественнее и непосредственнее будет их выполнять.


Задачи

Речевой этикет способствует формированию всех компонентов речи: лексической, грамматической, фонетической культуры, развивает связную речь, т.к. вводит в словарь детей достаточное количество этических формул; формирует умение выбирать нужный стереотип общения, но, наверное, в большей степени эта работа находится в духовно-нравственной плоскости, т.к. способствует воспитанию таких качеств, как тактичность, деликатность, доброжелательность, внимательность и уважение к людям.


Формы организации для реализации задач воспитания речевого этикета.

Данная технология предусматривает проведение работы во всех видах деятельности с утра до вечера.

  • Это режимные моменты, которым соответствуют определенные вежливые слова.

* Минуты вхождения в день Н.М.Метенова «Доброе утро, малыши».

Это встречи с прекрасным: картиной, музыкой, словом. Это минуты созерцания, любования, восклицания, которые особенно необходимы в начале дня, чтобы настроить ребенка на позитивное отношение.

  • Регламентированная образовательная деятельность

На занятиях – умение говорить и слушать, отвечать и задавать вопросы.

  • Совместная и самостоятельная деятельность

позволяет каждому ребенку развивать коммуникативные способности.


Сюжетно-ролевые игры

Овладение ролью – это усвоение норм и правил поведения человека

в обществе. Выполняя различные социальные роли, ребенок тем самым усваивает модели речевого поведения


Методы и приемы

Используется широкая палитра словесных методов.

Беседа – это целенаправленное обсуждение, оценка и нравственный выбор поведения людей.

Ситуации общения – специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, в которых перед детьми возникает проблема, требующая решения.

Комплименты – это выражение одобрения, похвалы конкретному человеку.

Составление поздравления (письма) другу (бабушке, ветерану…)


Художественная литература

Неоценимую помощь педагогу оказывает книга, которая учит ребенка нормам поведения. Это рассказы из серии «Детям – о детях»

(Осеева, Пермяк, Носов, Остер)

Художественное слово

Поэзия – это основа в развитии нравственных чувств.

Поэтическое слово должно звучать при каждом удобном случае.

С помощью стихов можно увлечь детей, довести до их сознания этические постулаты и привить любовь к родному слову.


Устное народное творчество – это идеальный материал для системной работы по усвоению основ речевого этикета.

Русские народные сказки несут в себе потенциал народной культуры и делают ребенка обладателем духовных ценностей

Народный фольклор:

Потешки (примеры ведения диалога), заклички


Народная мудрость – о Слове

В пословицах и поговорках очень метко отражается значение слова в жизни людей: воспевается великая сила доброго слова

«Доброе слово, что солнце в ненастье»

и, наоборот, звучит предостережение о тяжких последствиях злого слова

«От одного слова да на век ссора»

Речевой этикет на Руси существовал издавна.

Великий знаток русской разговорной речи В.И.Даль в своих исследованиях приводит огромное количество речевых формул, используемых в самых разных жизненных ситуациях.

Не жалели люди на Руси доброго слова для других.

Недаром говорится в пословице «От учтивых слов язык не отвалится».


«Уроки красноречия»

Эффективным методом является использование элементов риторики, т.е. овладение основами ораторского искусства.

Это – выразительные средства устной речи (интонация, темп, скорость, громкость звучания, тембр, логическое ударение и т.д.),

а так же невербальные средства общения: (мимика, жесты, телодвижения)

Дошкольный курс риторики предлагается в программе Н.А.Есауловой «Занятия по красноречию» и призван как можно раньше знакомить детей

с вопросами культуры речевого поведения.


Практические методы:

  • Тренинги, игровые упражнения – это своеобразный практикум применения вежливых слов, которые ребенок затем переносит в реальную жизнь.

  • Организация общения вне группы

Взаимопосещения старших и младших групп

  • Встреча гостей в группе

  • Организация экскурсий

Наглядные методы:

  • Книжные иллюстрации

  • Дидактические картины

  • Мультфильмы, видеофильмы с поведенческой тематикой

  • Пример взрослых

Необходима работа с родителями с целью просвещения в вопросах этического воспитания, использование эффективных методов работы – проведение родительского собрания на тему «О слове, о речи, о культуре общения», наглядная информация, организация совместной деятельности.



Требования к воспитателю:

Роль педагога очень велика и ответственна. Он должен быть примером для детей и родителей, а для этого необходимы его компетентность в вопросах этикета, наличие общей культуры, умение грамотно планировать работу,

Взаимодействовать с детьми и, конечно, проявление доброжелательности и уважительного отношение к детям и их родителям

Цель нашей работы – дать детям основы знаний, которые будут необходимы для успешного и гармоничного общения в социуме и чтобы в их речи отражалась красота родного русского языка .