Существует много приёмов и способов проведения рефлексии. Важно из всего разнообразия выбрать несколько приёмов и использовать выбранные приёмы постоянно, чтобы дети привыкли к такой работе. Также желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Виды рефлексии. Рефлексия эмоциональная – этот вид рефлексии оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше. В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение, подобрать ассоциации, нарисовать своё настроение. Эти приёмы можно использовать и в конце урока. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя?» И т.д. Во-первых, учащиеся привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы или выйти из кабинета по завершению урока в хорошем настроении. Рефлексия содержательная - этот вид рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание изученного материала, оценить эффективность собственной работы на уроке. Задача учителя - выявление уровня осознания содержания пройденного, выяснение отношения к изучаемой теме с целью дальнейшей корректировки знаний учащихся. синквейн кластер пирамида-отзыв пятиминутное эссе акрослово телеграмма реклама Примеры: пирамида-отзыв, акрослово Рефлексия деятельности - вид рефлексии, который можно применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы. Учитель оценивает активность каждого учащегося на уроке, эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) 1.Понятие - знаю – хочу узнать - узнал 2.«Лесенка успеха” – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось. 3.Незаконченные предложения сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… 4.Графическая 5.Анкета Оцените свою деятельность: как вы меня слушали и как вы работали развесив уши Слушал краем уха во все уши в поте лица Работал спустя рукава заговаривал зубы соседу Таким образом, этап рефлексии очень важный этап в структуре современного урока. Он помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия, приучает ученика к самоконтролю, самооценке и помогает формировать: Личностные УУД – понимают значение знаний, стремятся к приобретению новых знаний, положительно относятся к учению. Регулятивные УУД – оценивают свою работу, осмысливают способы и приемы работы с учебным материалом, ищут наиболее рациональные способы и приёмы. Познавательные УУД - умеют структурировать знания; проводят анализ и синтез; устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД - высказывают и обосновывают свою точку зрения, строят монологические высказывания, представляют внутренний мир другого человека и причины его поступков, сотрудничают с учителем и сверстниками. |