СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия как этап урока

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю организовать такой важный этап урока как рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия как этап урока»

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры.9

Что такое рефлексия? Обратимся к словарю. Рефлексия – это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя»

Применительно к урокам рефлексия – это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают своё состояние, свои эмоции, результат своей деятельности.

Рефлексия может осуществляться не только как итог урока, но и как обязательный этап от одного действия к другому, иными словами, на различных этапах урока.




Существует много приёмов и способов проведения рефлексии. Важно из всего разнообразия выбрать несколько приёмов и использовать выбранные приёмы постоянно, чтобы дети привыкли к такой работе. Также желательно адаптировать форму проведения под возраст детей.

Виды рефлексии.

Рефлексия эмоциональная – этот вид рефлексии оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение, подобрать ассоциации, нарисовать своё настроение. Эти приёмы можно использовать и в конце урока. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя?» И т.д. Во-первых, учащиеся привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы или выйти из кабинета по завершению урока в хорошем настроении.

Рефлексия содержательная - этот вид рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание изученного материала, оценить эффективность собственной работы на уроке. Задача учителя - выявление уровня осознания содержания пройденного, выяснение отношения к изучаемой теме с целью дальнейшей корректировки знаний учащихся.

синквейн

кластер

пирамида-отзыв

пятиминутное эссе

акрослово

телеграмма

реклама

Примеры: пирамида-отзыв, акрослово

Рефлексия деятельности - вид рефлексии, который можно применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы. Учитель оценивает активность каждого учащегося на уроке, эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)

1.Понятие - знаю – хочу узнать - узнал

2.«Лесенка успеха” – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

3.Незаконченные предложения

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…


4.Графическая



5.Анкета




Оцените свою деятельность: как вы меня слушали и как вы работали


развесив уши

Слушал краем уха

во все уши

в поте лица

Работал спустя рукава

заговаривал зубы соседу

Таким образом, этап рефлексии очень важный этап в структуре современного урока. Он помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия, приучает ученика к самоконтролю, самооценке и помогает формировать:

Личностные УУД – понимают значение знаний, стремятся к приобретению новых знаний, положительно относятся к учению.

Регулятивные УУД – оценивают свою работу, осмысливают способы и приемы работы с учебным материалом, ищут наиболее рациональные способы и приёмы.

Познавательные УУД  -
умеют структурировать знания;
проводят анализ и синтез;
устанавливают  причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД - высказывают и обосновывают свою точку зрения, строят монологические высказывания, представляют внутренний мир другого человека и причины его поступков, сотрудничают с учителем и сверстниками.