Рефлексия
на уроках математики
Синаева Роза Ивановна
МАОУ «СОШ №19»
Рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя".
Цели применения:
- приучение ребят к самоконтролю;
- развитие навыка самоменеджмента (способности прорабатывать собственные ошибки в той или иной сфере жизни);
- формирование осмысленного подхода к действительности;
стимуляция критического мышления.
- ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
- какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
- какой вклад в общее дело он может внести;
- может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников.
Этапы рефлексии:
1 этап-анализ своего настроения, анализ своих успехов
2 этап-анализ работы одноклассников
3 этап-анализ работы группы как своей, так и других.
Следует учитывать:
- цель занятия;
- содержание и трудности учебного материала;
- тип занятия;
- способы и методы обучения;
- возрастные и психологические особенности учащихся.
Классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния; - рефлексия деятельности; - рефлексия содержания учебного материала; - рефлексия как способ обратной связи.
Когда проводить?
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
1. Графическая
2. «Паутинка».
Учащимся предлагается подвести итоги урока. Ученики встают в круг и передают друг другу клубок ниток, так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями: «Сегодня на уроке мне удалось:
- узнать…
- понять…
- научиться…
- применять…
- использовать…
- я чувствую…
- я хочу для себя…
- могу помочь сделать другим….
Когда клубок возвращается к учителю, ученики натягивают нить, получается паутинка, закрывают глаза, представляя, что они составляют единое целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
3. «Млечный путь».
Учащимся предлагается оценить свой вклад в урок. На плакате изображено звездное небо. Например, каждый оценивает свой вклад в работу группы:
- красный – не доволен, сделал не все, что мог;
- желтый – мог бы лучше;
- зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы.
Звездочки наклеиваются на плакат, затем идет обсуждение. На доске появляется наглядный итог урока.
4. «Незаконченная фраза».
Учащимся предлагается продолжить незаконченные фразы, тем самым подвести итог урока:
«Я быстро справился с заданием, потому что…»;
«Мне больше понравилось выполнять задания…»;
«Сегодня я узнал (научился)…» и т.п.
5. «Комплимент».
учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.
6. «Свободный микрофон».
Учащиеся высказывают своё мнение по заданным вопросам (два варианта использования приема: первый когда учитель просто называет ученика – тот встает и продолжает фразу указанную на экране и второй с использованием настоящего микрофона или его макета, передается микрофон, получая ученик должен продолжить незаконченную фразу).
1. На уроке я работал(а) …
2. Урок для меня показался …
3. Самым полезным и интересным для меня было …
4. Я встретился(лась) с трудностью при …
5. У меня хорошо получилось …
6. Я выполнял(а) задания …
7. Я понял(а), что …
8. Теперь я могу …
9. Я попробую …
10. Меня удивило …
11. Мне было трудно …
12. Строки самому себе …
7. «Самопохвала».
Учащиеся подводят итог урока с помощью фраз: « Я сегодня, молодец! Я узнал… Я научился…» и др.
8. «Трактат».
Представьте, что у Вас есть возможность написать трактат будущим школьникам. В трактате опишите ваши основные достижения и результаты, дайте наставления, «советы бывалого»..., попытайтесь определить способы и виды деятельности, благодаря которым Вам удалось решить проблемы и достигнуть своих результатов. Какое из заданий застало Вас врасплох? Почему? Что я понял(а), чему научился (лась)? Посоветуйте, как избежать Ваших ошибок. Какие знания Вы добыли во время обучения? Какие рекомендации и пожелания по добыче знаний Вы дадите будущим ученикам?
9.«Яблоня».
Происходит возврат приема используемого на этапе постановки цели, необходимо собрать яблоки в корзину развешанные в начале урока (писали на яблочках красного цвета, что вы знаете и умеете, на зеленых что вызывает у вас затруднения и развесили яблоки на дерево). Выяснить оправдались ли опасения и ожидания. Дети собирают яблоки и разъясняют надписи на них. Отвечая на вопросы. Что получилось? Чему научились?
10. «Ладошки».
Учащиеся обводят свою ладошку. Каждый палец имеет свое значение… на большом пальце, что было важным и интересным; на указательном – что я научился делать; на среднем – с чем надо разобраться; на безымянном – что я вообще не понял; на мизинце, как самом маленьком, - чего мне не хватило…).
11. Оценка эмоционального состояния.
Для этого учащиеся выбирают из каждой пары то состояние, которое соответствует Вашему состоянию после урока:
1) устал – не устал
2) понял материал – не понял
3) старался – не старался
4) чувствую вдохновение – чувствую подавленность
5) я сегодня успешен – неуспешен.
12. «Вопросник».
- Какой новый способ деятельности усвоили?
- Какое было затруднение?
- Как мы преодолели затруднение?
- Достигли ли мы своей цели?
13. «Снеговик».
Ученики с опорой на критерии оценки знаний и умений оценивают свою работу на уроке в баллах.
Учащиеся прикрепляют к снеговику жетоны по правилам: красный цвет –отлично; зелёный – хорошо; синий – удовлетворительно.
14. «Ресторан».
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
15. Приём «Телеграмма».
Учащимся предлагается кратко написать самое важное, что уяснил с урока, с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).
16. «Цветик-многоцветик».
Учащиеся выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.
17. «Синквейн».
Учащиеся в конце урока соблюдая следующие правила подводят итог урока:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
18. «Светофор».
Учащимся предлагается выбрать цвет сигнала светофора, соответствующий предложенным критериям: красный, желтый, зеленый.
- Красный – я активно работала на уроке, поэтому у меня всё получилось.
- Жёлтый – у меня не всё получилось, но в целом с работой справилась.
- Зелёный – мне было неинтересно работать на уроке, у меня ничего не получилось.
Таким образом, получается цветная картинка, отражающая оценку урока.
19. «SMS учителю».
Учащимся предлагается отправить учителю «SMS» с использованием рисунков-смайликов.
Смайлики:
- улыбка - хорошо работал, доволен собой;
- нейтральное лицо - хорошо работал, но умею еще лучше;
- унылое лицо - работа не получилась, не доволен собой.
Учащиеся выбирают смайлик, соответствующий его работе на уроке и приклеивают его на «мобильный телефон».
20. «Мишень».
Дети на доске заполняют мишень, оценивая свою деятельность.
Если ученик низко оценивает свою деятельность на уроке, то
«стреляет» ближе к 0, а если высоко, то к 10. После всех «выстрелов»
Мишень вывешивается на доску и проводится анализ урока.
21. «Плюс, минус, интересно»
Таблица ПМИ, может использоваться для эмоциональной оценки текста или объяснения учителя с точки зрения их соотнесения с имеющимся опытом. В таблице ПМИ ученик отмечает свои субъективные суждения по поводу прочитанного, увиденного или услышанного.
В графе «Плюс» отмечаются те ключевые слова или фразы из текста, которые являются важными, существенными. В эту графу может быть занесена та информация, которая характеризует описываемое явление, предмет, объект с положительной стороны.
В графе «Минус» отмечаются те признаки изучаемого предмета, объекта или явления, которые свидетельствуют о его отрицательных сторонах.
В графе «Интересно» учащиеся могут отметить те факты, теоретические положения, которые для них являются интересными, неожиданными.
22.Анкета.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
активно / пассивно
доволен / не доволен
3. Урок для меня показался
4. За урок я
коротким / длинным
не устал / устал
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется
легким / трудным
интересным / неинтересным
23. «Три лица».
Учащимся предлагается выбрать смайлик, который соответствует их настроению.
24. Вопросы, требующие многовариантных ответов:
- Почему было трудно?
- Что открыли, узнали на уроке?
- Оправдались ли ваши ожидания от урока?
- Что вы взяли с сегодняшнего урока?
- Над чем заставил задуматься урок?
25.Оценочный лист.
Выполнил ли я то, что задумал? _____________________________________
Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?__________
Всё ли получилось так, как я задумывал?__________________________
Что было сделано хорошо?_________________________________________________
Что было сделано плохо?_________________________________________________
Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?____________
Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?_________________________
26. Работа с сигнальными карточками.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка . Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
27. «Дерево чувств».
Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
28. «Острова».
Поставьте знак *, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.
29. «Релаксация».
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
30. Анализ урока
Назовите, чем вы занимались на уроке?
Какие трудности ты испытывал на уроке?
Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего?
Поставь баллы от 1 до 5:
Индивидуальная - работа в парах -
По карточкам - самостоятельная работа -
Работа в группах - коллективная работа -
Необычные уроки ( сказки, экскурсия, путешествия) -
31. "Благодарю…".
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
32. Утверждение
Утверждение
Абсолютно согласен
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий группы
Согласен
Я внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы
Частично согласен
Если я не согласен с чем-то, я не спорю, а предлагаю другое решение
Не согласен
Я помогаю участникам группы, когда они нуждаются во мне
Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними
Когда мы сталкиваемся с проблемами, я стараюсь искать выход, а не предлагаю прекратить работу
Я стараюсь услышать прежде всего то, что участник группы хочет предложить, а не ищу ошибки в его или ее высказывании
33. Палитра
Палитра
Закрасьте каждое поле цветом палитры, соответствующим значению ответа
Уровень достижения результата
Умение планировать работу
я могу
Умение принимать решения
я с трудом могу
Умение работать в группе, готовность к сотрудничеству
я не умею, но хотел бы научиться
Умение применять полученные знания, ответственность за конечный результат
Характеристика некоторых приемов на этапе мотивирования (организационный момент).
- «Фантазёр». На доске записана тема урока. Учитель просит назвать пять способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
- «Нестандартный вход в урок». Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
- «Удивляй». Краткое сообщение интересных исторических сведений, легенды, необычных фактов. Сообщения могут готовить как учитель, так и учащиеся.
- «Отсроченная отгадка». Два варианта использования: первый - в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом; второй вариант - загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие;
- «Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
Характеристика некоторых приемов на этапе актуализации знаний
1. «Загадка». Учитель организует диалог, направленный на мотивацию предстоящей на уроке деятельности:
- Ребята, отгадайте загадку: (например) Буквы-значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит, а называется всё …(АЛФАВИТ).
2. «Согласен — Не согласен». Учитель просит учащихся используя знаки «+» и «-», выразить своё отношение (согласен или не согласен) к следующим высказываниям, и предлагает высказывания.
3. «Верю – не верю». Учитель предлагает учащимся поучаствовать в игре «верю – не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно, на листах, напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».
4. «Верные неверные утверждения». Учитель предлагает учащимся определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения.
5. «Ассоциативный ряд». Учитель предлагает, используя предложенный ряд слов, составить определение, возможно какие-то слова нужно добавить в этот ряд или убрать самим учащимся, чтобы дать (например) определение рассматриваемому на прошлом уроке понятию. Пример. Сформулируйте полученное определение.
- соотношения
- изображение
- величин
- графическое
- диаграмма
Ключ: Диаграмма — графическое изображение соотношения величин.
Круговая диаграмма — графическое изображение соотношения между частями целого.
6. «Да-нет». Учитель загадывает нечто и предлагает учащимся попытаться найти ответ, задавая ему вопросы, на которые он может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
7. «Корзина идей». На доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной проблеме; учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.
8. «Ромашка». Ученики по очереди отрывают лепестки ромашки, на которых находятся вопросы по ранее изученной теме.
9. «Ассоциация». Ученикам предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание «…..»?
Характеристика некоторых приемов на этапе выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности / создание проблемной ситуации, целеполагание (постановка цели и задач урока)
1. Приём «кластер». Кластеры – это графическая организация материала, которая показывает связи между объектами и явлениями. Учитель в центре пишет название темы, методом мозгового штурма набрасываются идеи. Записав идеи вокруг названия темы, учитель соединяет их схемой линиями и получает структуру предварительного знания учащимися по новой теме. После составления кластера – указывается знаком ? то в чём дети сомневаются.
Правила составления кластера. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.
2. «Дерево ожиданий». Учитель предлагает учащимся написать на яблочках красного цвета, что они знают и умеют, на зеленых что вызывает у них затруднения и развесить яблоки на дерево.
3. «Домысливание». Учитель предлагает учащимся определить задачи на урок с помощью слов помощников:
- Я повторю …
- Я узнаю ….
- Я научусь…
- Мне пригодится …
- Я узнаю…
- Я смогу…
- Я научусь..
- Я смогу применить…
Ставят цель, отвечая на вопросы учителя. Проговаривают свои цели, используя начало фраз:
Хочу научиться…
Хочу повторить…
Хочу разобраться…
Узнаем, как…
Формулируют цель урока с помощью слов-помощников:
Вспомним…
Узнаем …
Проверим …
4. «Задай вопрос». «Как…?», «Каким образом…?» «Почему…?», «В чем причины…?» «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…».
5. Приём «Дерево предсказаний». Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения (ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, «листья» - обоснования предположений, аргументы).
6. Приём «Маша-растеряша»: играющий роль Маши-растеряши, задает функцию, которую требуется выполнить («Ой – что с тобой? – Потеряла (называет объект) – Как мне теперь выполнить (называет функцию)?») Дети предлагают ресурсы, которые могут служить инструментами для получения требуемого результата и, при необходимости, – способы их преобразования.
7. Проблемные вопросы, постановка проблемных зад ач (с заведомо допущенными ошибками, с противоречивыми данными).
8. Приём «Ключевые слова».
1 вариант. Учитель выбирает 4-5 ключевых слова и выписывает их на доске. Далее предлагает учащимся методом мозгового штурма дать общую трактовку терминам и просит предположить, как они будут применяться на уроке. Когда дети приходят к единому мнению, учитель просит обратить на эти слова при прочтении текста, урока, чтобы проверить, в том ли значении они употребляются.
2 вариант. Учитель предлагает придумать рассказ или расставить в определённой последовательности. Затем они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и в общем определить цели своей дальнейшей работы на стадии осмысления искать подтверждения своим предположениям.
3 вариант . Учитель просит учащихся по теме урока выписать 5-6 слов, которые на их взгляд входят в содержание данной темы урока.
9. Приём «парный/групповой мозговой штурм».
Пара учащихся (группа) составляет список того, что они знают, по данной теме, или составляют список вопросов на которые необходимо ответить на уроке. Устанавливается жёсткий лимит времени, как правило 5 минут. Преимущества данного приёма – позволяет высказаться большему числу учащихся.
10. Приём «Свободное письменное задание». Учащимся предлагается не останавливаясь, записать всё, что им приходит в голову по новой теме урока.
11. Приём «Знаю – хочу узнать – узнал».
Доска, лист бумаги делится на три колонки «Знаю», «Хочу узнать» «Узнали». Учитель называет тему урока и спрашивает у учащихся, что они об этой теме уже знают, или думают что знают. Ученики высказывают свои идеи, учитель на доске заполняет таблицу, дети заполняют в тетради. Возникшие спорные высказывания следует отнести к колонке «Хотим узнать». Затем напрямую спрашиваем, что они хотели бы узнать нового по этой теме. Записи остаются на доске до конца занятия. Далее либо учащиеся читают текст, либо идет урок нового материала. После того, как изучили записываем, что нового узнали из текста, урока.
12. Трансформация темы урока в учебные задачи:
- Информационная: Что и чему будем учиться?
- Операционная: Как и каким образом будем учиться?
- Мотивационная: Зачем нам это надо?
- Коммуникативная: С кем и где?
13. Использование наглядного образа, объекта (незаконченная схема, таблица). В начале урока учащимся предлагается «слепая» схема, которую необходимо заполнить используя материал учебника или раздаточный материал, на основе чего формулируют тему и цель урока.
14. «Отсроченная догадка». Предлагается интересный эпизод, содержащий интригу, в ходе фронтальной беседы определяется цель познания. Например, урок в 5 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи», на доске записывается известное предложение Л.В. Щербы: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. В конце урока ученики должны назвать в предложении самостоятельные части речи.
Характеристика некоторых приемов на этапе реализации построенного проекта / первичное усвоение / решение учебной задачи
- Приём «Облака мыслей». Ученики записывают всё, что приходит в голову в связи с темой, после того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями.
- «Феномен». Учитель заранее в тексте выделяет маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После даёт ученику читать текст несколько раз. Учитель не тратит времени на пояснения – ребёнок прочтёт сам, а в тексте наткнётся на множество иллюстраций данного утверждения. Это средство дополняется постоянно находящимся на стенде плакатом с правилом и постоянно лежащей на столе ученика карточкой, дублирующей плакат.
Характеристика некоторых приемов на этапе первичное закрепление / применение знаний
в новой ситуации
1. «А вы знаете, что…» Ученики должны закончить фразу. Используя информацию, которую нашли по изучаемой теме. Используется для расширения кругозора учащихся.
2. «Ералаш». Учащиеся работают с рисунком, на котором ошибочно подписаны некоторые элементы, учитывая западающие темы, и меняют надписи местами.
3. «Кепка лидера». Прием представляет собой развивающую игру, Для игры необходим какой-либо головной убор (кепка или шляпа) и большое количество жетонов. Смысл игры в том, что каждый ученик, который отвечает, пытается отвечать или просто имеет идею, будет отмечен и оценен. За каждый ответ или попытку ответа ученик получает жетон или два жетона (в зависимости от сложности задания). Жетоны выдаются в течение всего урока, а в конце ученики подсчитывают количество набранных ими жетонов. У кого больше всех жетонов, тот получает «5», кто занял второе место и третье, получают по «4», кто занял четвертое и пятое места, получают «3».
Характеристика некоторых приемов на этапе обобщение и систематизация знаний / включение в систему знаний и повторение
- «Задай вопрос». Учащимся предлагается задать вопросы к изученной теме самостоятельно: устно или письменно; с предоставлением времени на подготовку или экспромтом.
- «Ромашка». На листиках ромашки готовятся несложные вопросы, не требующие длительной подготовки, и раздаются всем детям. Дети отрывают лепестки ромашки, и отвечают на вопросы, относящиеся к теме урока, Затем берут чистый лепесток. Пишут вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.
- «Кубик Блума». На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись» Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. Если ученики знают материал, они без труда смогут составить вопрос и ответить на него.
Характеристика некоторых приемов на этапе самостоятельной работы
с самопроверкой по эталону (образцу)
- «Взаимопроверка». Учащиеся получают задания (по вариантам), через определенное время тетради обмениваются с соседом по парте. Учитель показывает правильные ответы и критерии оценивания, ученики проверяют правильность выполнения и помечают карандашом неверные ответы, подсчитывают количество правильных ответов и выставляют отметку. Проверяя чужую работу ученики понимают, где допустили ошибки сами. Затем учитель собирает тетради, просматривает, согласовывает оценку, если имеются погрешности при проверке.
- «Цветные поля». Ученик, выполняет письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и т.п.
- «Реставратор». Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем.
- «Самооценка». Дается лист или таблица самооценки знаний по определенной теме, где ребенок самостоятельно оценивает степень усвоения пройденного материала по балльной системе.
- «Своя опора». Ученик составляет собственный опорный конспект или развернутый план ответа по новому материалу.
Образовательный эффект рефлексии
- создаёт условия для внутренней мотивации на деятельность.
- помогает ученикам осмыслить получаемые результаты.
- помогает наметить цели будущей работы, «соединить» результаты с целями.