Константинова О.П.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области», Россия, г.Димитровград, Ульяновская область
Konstantinova O.P.
State Secondary School №2 of Dimitrovgrad, Russia, Dimitrovgrad, Ulyanovsk region
РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
REFLECTION AT A FOREIGN LANGUAGE CLASS
Аннотация: в статье рассматриваются методы и формы использования рефлексии на уроке иностранного языка, особо рассматриваются рефлексия деятельности, рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия содержания учебного материала .
Abstract: the article deals with the using of reflection at the foreign language class, the activity reflection , the reflection of mood and emotional state, the reflection of the content of educational material are especially considered.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексия деятельности ,рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия содержания учебного материала .
В последнее десятилетие появились технологии обучения, которые помогают в достижении новых, современных целей образования. Например, рефлексия. Когда я услышала впервые слово рефлексия, подумала: что это? Похоже на рефлексы…Хватательный рефлекс в первую очередь пришел в голову. Время и профессия заставили глубже заглянуть в само понятие, тем более в условиях ФГОС эта самая рефлексия должна являться одним из эта-пов урока. Изучив соответствующую литературу, источники в Интернете, побывав на уроках коллег, сделала вывод, что я не далека от истины. Ла-тинское слово «рефлекс» буквально значит «отражение». Им в физиологии обозначают ответную реакцию живого существа на те или иные воздействия. То есть действительно – рефлексы. От слова «рефлекс» суффиксальным спо-собом образовано существительное «рефлексия», что значит «размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психологического со-стояния».
А вот в педагогике рефлексия – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития и само-развития. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Все эти определения мне напомнили тради-ционный этап - подведение итогов урока. Но это поначалу. На самом деле рефлексия в новом понимании намного глубже позволяет отследить усвоение материала, степень активности на уроке того или иного ученика и оценку своего вклада в достижение поставленных в начале урока целей.
Структура современного урока иностранного языка в рамках ФГОС включает обязательный этап - рефлексию учебной деятельности.
Основные задачи рефлексии :
- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации, превращение ее в знание;
-выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
-выявление новых тем и проблем для дальнейшей работы;
- рефлексия и анализ всего процесса изучения материала.
Рефлексия занимает особое место на уроке. Она ведет к осознанию кон-кретных способов деятельности, к систематизации, обобщению, поиску пра-вильных подходов и приемов.
На уроке иностранного языка очень важно, сохраняя интерес к предмету, научить учащихся анализировать содержание своей деятельности, давать ей оценку и планировать дальнейшую работу для достижения положительного результата. Организация рефлексивной деятельности учащихся на уроке ино-странного языка – это двусторонний процесс, в котором учитель является
организатором, а главными действующими лицами выступают ученики. Все вместе - учителя и обучающиеся - строят завтрашний урок, опираясь на зна-ния, полученные сегодня. Рефлексия не возникает сама по себе, она является результатом целенаправленного обучения. Например, подготовив письмен-ное задание, школьники могут задаться вопросом: « Как сделать написанный текст лучше, интереснее, содержательнее?». Множество приемов и методов рефлексии на уроке иностранного языка позволяет сделать урок живым, яр-ким, полезным для дальнейшего обучения и жизни.
По цели рефлексия делится на
- рефлексию настроения и эмоционального состояния;
- рефлексию деятельности;
- рефлексию содержания учебного материала.
Далее рассмотрим некоторые приемы рефлексии в зависимости от цели.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Приемы здесь разнообразны и носят скорее развлекательный характер:
- начать урок с добрых слов : Wie schön ist es in der Klasse! Ihr seid auch so schön, so nett! Ich freue mich euch zu sehen!
- провести интеллектуальную разминку,
- привести интересный факт в духе: "Weißt ihr, daß……"
- использовать карточки разных цветов для передачи своего настроения на уроке, степени понимания материала ( красная карточка может означать « я не понимаю», « трудно» ), оценивания ответов одноклассников и т.п.
Рефлексия содержания учебного материала
Данный вид рефлексии обычно применяют при проверке домашних зада-ний, на этапе закрепления материала. Рассмотрим несколько приемов:
-Текст с пропусками. На уроке немецкого языка в 6 классе при изучении те-мы «Tagesablauf» можно предложить учащимся вставить подходящие по смыслу слова в текст с пропусками. Ключи можно написать на доске в про-извольном порядке. В сильном классе (группе) учащиеся заполняют пропус-ки самостоятельно:
Jeden Tag stehe ich gewöhnlich um halb 7 auf. Ich mache 1.______ bei geöffne-ten Fenstern. Ich gehe ins 2.________, ich wasche mich, putze mir die Zähne, kämme mich und ziehe mich an. In meinem Zimmer 3.______ ich das Bett. Meine Mutter bereitet das 4.________ zu. Ich frühstücke gegen 7, ich esse meistens Sa-lamibrot und 5.______ eine Tasse Tee oder Kakao. Um halb 8 gehe ich in die Schule. Der Unterricht dauert von acht bis eins. Normalerweise habe ich 6-7 Stun-den pro Tag. In der großen Pause esse ich das 6.______. Zu Mittag esse ich in der 7._______ . Nach dem 8.__________ gehe ich nach Hause.
Ключи : 1-Morgengymnastik 2- Badezimmer 3- mache 4- Frühstück 5- trinke 6- Pausenbrot 7- Mensa 8- Unterricht
- "Жокей и лошадь" .Класс делится на две группы. Одна группа получает карточки с вопросами, другая - с ответами. Каждый ищет свою пару. Если в отдельных парах не сойдутся вопросы и ответы, учитель подводит учащихся к выводу, что ошибки - это повод еще раз поработать над данной темой.
- Упражнение «Плюс-минус-интересно». Цель данного приёма - подведение итогов урока. Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
Pluspunkt Minuspunkt Еs ist interessant
В графу «П» - «плюс» (Pluspunkt) учащиеся записывают все, что понравилось на уроке; формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» (Minuspunkt) записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным или не нужным, бесполез-ным с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интерес-но» ( Еs ist interessant) учащиеся вписывают информацию, которую узнали на уроке. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им ко-гда-нибудь пригодиться. На основе ответов учащихся учитель заполняет таб-лицу «Итог».
И Интересные моменты урока. Что понравилось в нем особенно?
Т Тема на уроке: раскрыта (или усвоена) глубоко, доказательно, слабо, по-нята всеми учащимися, частью и т. п.
О Оценка урока на основе собственных критериев.
Г Главный вывод по всему уроку ( теме).
Рефлексия деятельности
Данный вид рефлексии удобнее применять на этапе актуализации знаний или подведения итогов урока.
- Корзина идей. Каждый ученик в течение двух минут записывает все, что ему известно, например, по теме « Deutschland» : города, основные досто-примечательности, население, площадь страны и т.п. Далее начинается груп-повой этап: учащиеся (в группах или по парам) делятся знаниями, обмени-ваются информацией. На третьем этапе (коллективном) каждый называет од-но сведение, факт по теме (без повторов!). Все сведения записываются на доске (в корзину) без комментирования. Cразу видно, кто активно "наполняет корзину", а кому требуется помощь. Можно также предложить учащимся фиксировать те сведения, которые они не смогли вспомнить сами и абсолют-но новые для них.
- Синквейн (пятистишие). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В России данный метод используется с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Пример синквейна по теме « Internationale Jugendprojekte» в 10 классе :
Schüleraustausch
international, interessant
mitmachen, verbessern, diskutieren
Jugendliche tragen zur Völkerverständigung bei.
Zusammenarbeit
На уроке иностранного языка рефлексия – это общение, диалог, взаимодействие в системе « я и другой». Осознание учеником своих предметных действий и рефлексивно-оценочных качеств, а также рефлексивного процесса других учащихся - это непременное условие совершенствования и развития творческого мышления.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Про-свещение, 2011. – 223 c.
2. Иванова О.И., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе.- М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
3.Уроки рефлексии в рамках ФГОС. Примерный план урока и способы
его проведения. http://engl.iv-gim.edusite.ru/DswMedia/urokrefleksii.
4. http://www.de-online.ru/index/0-283