СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексивный отчет по LS

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта внедрения LS

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет по LS»

Рефлексивный отчет по Lesson Study

в 5»д» классе

Центральной темой Lesson Study является развитие мыслительной деятельности учащихся через использование приемов критического мышления в групповой работе. Исследование должно дать ответ на вопрос: ««Как диалоговое обучение влияет на повышение активности учащихся 5д класса?»

Таким образом, целью исследования было изучение воздействия приемов диалогового мышления на мыслительную деятельность учащихся в процессе работы на уроках.

Результат исследования: информация о воздействии различных приемов диалогового обучения на мыслительную деятельность учащихся и условиях их эффективного функционирования.

Необходимо отметить, к сожалению, наличие такого отрицательного явления, как снижение активности учащихся на уроках. Учитель транслирует знания, ученики его слушают. Никакой самостоятельности, молчание, боязнь неправильного ответа, некомфортность от незнания и непонимания. Одним словом - зажатость.

Трудности, с которыми мы наиболее часто сталкивались на уроках:

- низкая активность большинства учащихся на уроке;

- отсутствие инициативы со стороны учащихся;

- неумение учащихся организовывать самостоятельная деятельность на уроке;

- неэффективное взаимодействие учащихся при решении учебных задач;

- испытываемый частью детей дискомфорт при работе в группе и парах.

И групповая работа, и обучение критическому мышлению способствуют развитию навыков эффективного общения и решения проблем, направлены на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, творчестве и игре. Они в числе важнейших компонентов обучения, поэтому я убеждена, что тема исследования «Как приемы критического мышления влияют на мыслительную деятельность учащихся в условиях групповой работы?» выбрана правильно. Для проведения исследования был выбран 5 д класс, характеризующийся низкой познавательной активностью детей и, как следствие, низким качеством знаний. У детей наблюдается снижение мотивации к учению по мере усложнения учебного материала, личностные разногласия в классе, неумение работать в группе, решать совместно задачи и принимать решение. При этом в классе около 40% учащихся обладают характерными для лидеров качествами. Однако эти лидерские качества у них проявляются в целях самоутверждения, а не для успешной самоорганизации и деятельности в группе. В качестве объектов исследования мной были выбраны трое учащихся: высокого уровня – (ученица А), среднего –Варвара (В), низкого – (ученик С).

Ученик А: - активный участник классно-урочного процесса, обладающий большим словарным запасом по сравнению с остальными учениками группы. Обязательна в выполнении всех заданий на уроках, быстро улавливает мысль. Способна анализировать, делать выводы, обладает умением самостоятельно добывать знания, владеет определёнными навыками работы в группе, может взять на себя ответственность, быть инициативной, но не всегда проявляет особую активность на уроке. Ученица дисциплинированна и организованна на уроке. Критерии успешности: развить у ученика лидерские качества 

Ученик В: - ученица со средними способностями . Русский язык знает на слабую «4», старательная на уроках, не всегда выполняет домашние задания, особого интереса к предмету не проявляет. Проявляет активность в групповой работе, иногда -лидерские качества (в зависимости от ситуации).Учащаяся средних способностей, стеснительная, на уроках неактивная. также испытывает дискомфорт когда отвечает у доски, не систематически выполняет домашнее задание. В различных ситуациях ведет себя непредсказуемо: может замкнуться и не дать ответ на вопрос, и, наоборот. Критерии успешности: научить не только самой проявлять активность, когда спрашивает учитель, но и проявлять коммуникативные навыки 
Ученик С: - ученик слабый по всем предметам. По русскому у языку имеет «3».Уровень саморегуляции низкий - чаще всего молчит. Самостоятельных полных (целым предложением) ответов дать не может. Ответы предпочтительно краткие (слово или словосочетание.При групповой работе малоактивен, оказывает незначительную помощь при совместной работе, имеет средние учебные способности, уровень познавательных интересов средний, не проявляет особого интереса к учёбе. При ответах на вопросы учителя проявляет скованность, стесняется отвечать на вопросы. Критерии успешности: вовлечь в процесс совместного выполнения задания, данного учителем. 
В аутентичном 5 д классе были проведены уроки русского языка с применением подхода Lesson Study.Уроки носили исследовательский характер, что является целью LS. Заранее были определены ученики, за которыми велось наблюдение на протяжении всего урока, а также критерии успешности каждой категории детей ( А,В,С). Целью первого урока стало развитие коммуникативных способностей учащихся по теме «Родина» через использование стратегии Jigsaw.Данный метод был выбран не случайно. Ученики 5 д на уроках русского языка и литературы не включаются в работу на все 100%, отвлекаются, переспрашивают, не слышат друг друга и учителя. Стратегия «Зигзаг» («Jigsaw») позволяет задействовать всех учащихся без исключения в работу в меру своих способностей, развивает коммуникативные навыки и самостоятельное мышление. Самостоятельное мышление есть мышление критическое. Отсюда, целью учителей на данном этапе LS стало теоретически обосновать и апробировать модель внедрения технологии в собственной предметной области. Роль учителя на уроке носила характер координатора, консультанта, который проводил наблюдение за работой в группах, направлял, при необходимости помогал пассивным включиться в работу.

Мы решили применить стратегии критического мышления на своих уроках, так как специфика урока русского языка уже предполагает критическое мышление над письмом и чтением, аудированием и говорением.

Урок по указанной теме проводится после отработки лексических единиц по теме, после переработки полученной информации. Поскольку урок построен с учётом стратегий критического мышления, он включает в себя три основные стадии : вызов, осмысление, рефлексия.

В начале урока с целью определить уровень эмоционального состояния учащихся проведён психологический настрой, так как климат в классе имеет большое значение для обучения. Урок включает следующие этапы урока: организационный момент, информация о домашнем задании, объяснение нового материала, закрепление новых знаний, подведение итогов урока, рефлексия .

На стадии вызов, с целью определения темы урока, было предложено ребятам составить кластер на тему «Родина», таким образом, была сформулирована тема урока. Для актуализации знаний предложили восстановить текст- Заполнить «слепой» текст словами.

При изучении новой темы использовали прием «Пузырьки». Детям понравилась данная стратегия, об этом свидетельствовали результаты анкетирования учеников.

На этапе рефлексии дети должны были к каждой букве подобрать слово.

Радость

Отзывчивость

Доброта

Интерес

Находчивость

Активность


С помощью дескрипторов дети оценили свои достижения на уроке . Из этого можно сделать вывод, что практически все учащиеся справились с задачами урока. На уроке использовались листы оценивания, где учащиеся сами фиксировали свои оценки за разные виды деятельности, соотнося оценки с критериями оценивания, составленными ими перед выполнением того или иного вида задания.

Учитывая анкетирование и пожелание учащихся, при планировании следующего урока нами было предложено выполнение творческого задания (инсценировка). На втором уроке учащиеся прослушали музыку с закрытыми глазами и предположили свою версию сюжета видео. Затем сопоставили свою версию с реальным сюжетом видео. Далее с помощью беседы «Что такое сказка?» определили тему урока. При изучении нового материала ученики разделились на три группы. Первая группа инсценировала отрывок. Вторая группа определяла тип и стиль заданного текста и выписывала эпитеты, третья группа должна была восстановить и выразительно прочитать текст. Все три группы справились с заданиями , но и при выразительном чтении и при инсценировке чувствовалась скованность детей.

Отдельным учащимся было сложно выполнить задание, что говорит о замкнутости, возможно недоверии или непонимании. Некоторые ребята стеснялись высказывать своё мнение. Работая в группах, некоторые учащиеся были пассивны.


Те ученики, которые самостоятельно не справились с заполнением таблицы, получали консультацию от своих одноклассников-экспертов. В подтверждении этому может служить заснятое видео. После обмена мнениями по возвращению в свои рабочие группы, эксперты последовательно представляли варианты ответов на свои вопросы. На этом этапе также была осуществлена проверка таблицы вместе с учителем, ее коррекция, был получен ответ на главный проблемный вопрос урока. Учитель применил формативное комментирование.

Изучив анкеты учащихся, при планировании последующих уроков мы учли пожелания детей. Детям очень понравились стратегия «Пузырьки» и игровые методы на уроках.

Не хотим сказать, что дети у нас стали очень активными, этого невозможно достигнуть сразу через 2-3 урока, но дети почувствовали ответственность стали больше готовиться к урокам, старались показать себя, чтобы услышать похвалу со стороны присутствующих учителей. Также все родители были в курсе того, что у нас идет серия последовательных уроков. Детям и ученикам не говорил , что это уроки – исследования, они считали их открытыми. Некоторые родители изъявили даже желание присутствовать на них.

Результатом уроков LS cтало повышение уровня знаний учащихся в этом классе, ученик уровня С , имевший удовлетворительные оценки по всем предметам, заметно подтянулся не только по русскому языку, но и по остальным предметам. Ученики уровня В и А стали более уверенными в своих ответах, стали чаще проявлять инициативу.

Мы решили продолжить работу в данном направлении. На следующий год планируем изучать в этом классе не только уроки русского языка, но и остальные предметы.


Тренер: Зайтенова К.Д.



















































Третий урок LS проводился по теме « ». После эмоционального настроя для проверки домашнего задания мною был использован приём «Верные- неверные утверждения». Перед просмотром видео о манипуляции СМИ для создания условий для определения уровня знаний ребята заполнили таблицу «ЗХУ». Далее работая с текстом, ребята сделали предположение (антиципатия) что такое манипуляция, заполнили «Кластер» словами, которые ассоциируются с выше названными терминами, далее постарались дать определение и обменялись мнениями о приёмах манипуляций в СМИ (приём «Карусель»). Отвечая на проблемный вопрос «Для чего нам нужны СМИ?» мною был использован приём «Fishbon». Каждая группа высказала своё мнение, при выполнении этого задания отличился наблюдаемый ученик С он достаточно подробно ответил на поставленный вопрос. В общем, работа на данном этапе прошла на удовлетворительном уровне. Рефлексия была проведена с использованием приёма «Две звезды и одно пожелание».

Несмотря на незначительное повышение активности работы учащихся, интерес к изучаемому предмету возрос, появилось желание работать сообща (в группах), учиться самостоятельно добывать знания. Не смотря на все минусы влияния данной стратегии на учащихся 9 А стоит отметить, что цель LS была достигнута. Все 100% учеников были вовлечены в работу, хотя и не сразу. В итоге учащиеся продемонстрировали знания о видах СМИ, знают о их роли , манипуляции на сознание людей. Отрицательной стороной явилось- неумение всё еще всех учеников работать в группах и соблюдать общие правила, а также немаловажно отметить неумение учеников дать внятный полный ответ на вопрос при его понимании. Это говорит о скудном словарном запасе, неумении отвечать на проблемные вопросы, слабой технике чтения. Полученные результаты и наблюдения привели к выводу о том, что применять данную стратегию необходимо как можно чаще, для того, чтобы развивать у учащихся умение объяснять, осмысленно читать, находить собственные пути решения, отстаивать свою точку зрения. Возможно, стоит предлагать разноуровневые задания на этапе осмысления. Тогда сильным учащимся будет некогда отвлекаться на пустые разговоры. В данном классе не следует проводить деление на группы случайным выбором, так как уч-ся данного класса отличаются чрезмерной активностью, нарушают дисциплину и не могут контролировать время выполнения заданий. Несмотря на незначительное повышение активности работы учащихся, интерес к изучаемому предмету возрос, появилось желание работать сообща (в группах), учиться самостоятельно добывать знания.

В заключение можно отметить, что использование подхода Lesson Study помогает учителям:

увидеть обучение детей, подтверждающееся более явно в различных проявлениях и деталях, чем это обычно возможно;

увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности;

понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся;

реализовывать подход Lesson Study в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы

использовать возможности Lesson Study в своей учительской практике.

увидеть процесс обучения в мельчайших деталях

увидеть, действительно ли процесс обучения проходит так, как планировали

выяснить, какие способы планирования являются наиболее эффективными

планировать и осуществлять процесс обучения совместно с коллегами в обстановке сотрудничества




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!