СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Региональные словари как средство воспитания и обучения школьников

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена использованию региональных словарей, в частности, словаря курских говоров на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Региональные словари как средство воспитания и обучения школьников»

Саунина Татьяна Андреевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Курска

e-mail: [email protected]

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СЛОВАРИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ



Аннтотация: статья посвящена использованию региональных словарей, в частности, словаря курских говоров на уроках русского языка.

Ключевые слова: региональные словари, национально – региональный компонент, словарь курских говоров.

Всё чаще в средствах массовой информации, научной и научно – популярной литературе поднимается вопрос о взаимосвязи обучения русскому языку и формировании национального самосознания учеников.

Нельзя не отметить тот факт, что именно на уроках русского языка получает окончательное оформление личность, развитая в языковом отношении и имеющая чётко определённые ценностные ориентиры и взгляды на историю своего государства. Если этого не происходит, то мы имеем право говорить, что русский язык не является для ученика ценностью этноса [Азархин 1999: 1].

Предпринимая попытки внедрения национально – регионального компонента для гармоничного развития личности обучающегося, учителя – русоведы нередко используют на уроках толковые словари. Применимо к Курску и Курской области – это словарь курских говоров.

Важно сформировать у учащихся определённое эмоциональное отношение к народному говору. Это объект гордости и почитания, а не только детального рассмотрения, ведь при помощи данного пласта лексики учащиеся могут освоить особые языковые традиции и проникнуться колоритом эпох.

Важнейшим компонентом процесса развития языковой личности является формирование умения пользоваться словарями в учебно-познавательной деятельности как источником знания и средством саморазвития. Несомненным является тот факт, что словари играют неоценимую роль в процессе преподавания русского языка [Рамзаева 1999: 4].

«Обращение к словарным материалам открывает перед учащимися богатство человеческой мысли, отраженные в языке. Способствует более глубокому проникновению в систему языка. Расширяет лингвистический кругозор, повышает грамотность и культуру речи, общую образованность человека» [Рамзаева 1999: 4]. Богатейший материал словарей способен стимулировать интерес к предмету «русский язык», а сами словари могут стать надежными помощниками учащихся, дающими возможность самостоятельно и сознательно добывать знания.

Сложно переоценить значение словарей в современном образовательном процессе. «Постоянное обращение учащихся к словарям, с одной стороны, снизит нагрузку на их память, с другой – будет способствовать повышению качества получаемых знаний по всем предметам, так как глубокое осознанное владение языком – средством общения – положительным образом влияет на общее развитие человека» [Селевко 2011: 5]. Но влияние их также неоднозначно. Многие учебники оснащены так называемыми сводными словарями. В основном их используют при изучении лексики для выяснения значения того или иного слова. В данном случае мы сталкиваемся с несовершенством таких словарей, ведь в большинстве случаев они не дают полного перечня значений, отмечают только доминантное и значение, в котором употреблено слово, данное в учебнике. Это приводит к неполному усвоению семантики слова.

В целом же, использование словарей на уроках способствует формированию орфографической зоркости, увеличению словарного запаса, а также развитию мышления, внимания и памяти. Таким образом, решаются сразу несколько задач, поставленных образовательным стандартом. Это особенно важно, ведь на современных детей обрушивается огромный поток постоянно меняющейся информации, к сожалению, не всегда являющейся полезной. В следствие чего учащиеся испытывают определённые трудности при изучении родного языка [Ступницкая 2010: 6].

Для того чтобы узнать, как часто школьники прибегают к помощи словарей, нами был проведён опрос среди учащихся 7А класса «Средней общеобразовательной школы № 41 им. В.В. Сизова» г. Курска, в котором приняли участие 20 человек. Ребятам были заданы следующие вопросы:

  1. Если ты не знаешь значения слова или как оно пишется, что ты делаешь (спрашиваешь у родителей, учителя, смотришь в словарь и т.д.)?

  2. Пользуешься ли ты словарями? Как часто?

  3. Какие бывают словари?

На первый вопрос 12 учеников ответили, что в случаях затруднения определения значения слова они обращаются к сети Internet, 7 – обращаются за помощью к учителю либо родителям и только 3 ученика прибегают в помощи толковых словарей. На второй вопрос все респонденты ответили практически одинаково: к словарям обращаюсь редко, только если этого требует учитель. Однако 5 учеников после уточнения вопроса «Является ли энциклопедия словарём?» добавили, что любят периодически читать энциклопедии. При ответе на 3 вопрос ребята вспомнили «Толковый словарь В.И. Даля» и «Орфографический словарь С.И. Ожегова». Правда, учащиеся вспомнили, что ещё существуют этимологические словари, фразеологические, орфоэпические, синонимов и антонимов, но не смоги вспомнить авторов и полные названия.

Долгое время изучению диалектов, являющихся ярким лексикографическим материалом, не уделялось должного внимания, и они находились на периферии лингвистических знаний и открытий. Сейчас же преподаватели Курского государственного университета ведут большую работу по исследованию языковых лакун – народных говоров. В 2004 в свет первые вышли два сборника словаря курских говоров. Но их выпуску предшествовала длительная и кропотливая работа.

В 1986 году, на базе ещё тогда педагогического института, впервые в Курске создаётся научно – исследовательская лаборатория (НИЛ), главная цель которой – изучение курских говоров. Впоследствии она была преобразована в НИЛ «Региональная лексикография и этнолингвистика». Публикации словаря предшествовали и ряд этнографических и диалектных экспедиций, создание хрестоматии и целой фонотеки курских говоров, огромный труд, посвящённый свадьбе и свадебным обрядам.

В настоящее время собирается материал два выпусков новых словарей. Принимают участие в этом не только преподаватели – исследователи, но и студенты филологического факультета. Немаловажную роль в создании данного словаря сыграли полевые, а также архивные записи. Кроме того, собранный материал был отражён в сборниках университета.

Благоприятным событием для изучения региональной лексики в городе Курске стало подписание соглашения о сотрудничестве между Курским государственным университетом и исследовательской лабораторией Российской академии наук в марте 2009 года.

Выше мы уже говорили о том, что основная задача толкового словаря – толкование слов, причём максимально краткое (словарь народных говоров по выполняемой им функции относится к таковым, так как имеет следующие признаки:

  1. наличие главной единицы;

  2. наличие текста, раскрывающего смысл главной единицы и дающего её характеристику (бывает двух типов: описательный – упор делается на характеристику главной единицы с помощью её описания и синонимичный – значение раскрывается при помощи синонимов);

  3. левая часть словаря – главная единица, правая – раскрывает смысл главной единицы).

Кроме того, толковый словарь объединяет в себе функции и других словарей. С его помощью можно узнать верное написание слова, его произношение, получить этимологическую справку, то есть он универсален.

На уроках русского языка словарь курских говоров выполняет следующие задачи:

  1. обогащает словарный запас школьников;

  2. уточняет словарный запас школьников;

  3. активизирует словарный запас;

  4. борется с нелитературными элементами речи.

В зависимости от раздела, изучаемого на уроке русского языка, могут применяться различные виды упражнений, для выполнения которых понадобится словарь курских говоров. Стимулировать интерес учащихся к данному изданию можно при помощи знакомства со статьями Балахоновлой Л.И. «Из истории создания диалектного областного словаря» («Русская речь», 1986. - №6), Прудодимского В. «Собирал человек слова» («Русская речь», 1990. - №4), Сороколетова Ф.П. «Сокровищница русского народного слова» («Русская речь», 1975. - №4). Школьникам может быть предложено составить конспект статей или рассказать о прочитанном одноклассникам (в качестве индивидуального задания).

Таким образом, при изучении определённого раздела могут быть использованы следующие типы упражнений:

  1. раздел «Лексика и фразеология»: из диалектного словаря выпишите примеры: а) многозначных слов (2-3 слова); б) омонимов (1-2 пары); в) антонимов (1-2 пары); г) синонимов;

  2. раздел «Фонетика»: Прочитайте текст и отметьте фонетические особенности. Уточните значения неизвестных слов в словаре.

Хвасон такой, дощка. Павойнищки с матирьялу шылись. Усе старыи стиснялися бис платка. Рушнищки были, адин усё бирягу, у сундуку храню. Тама щиво тока ни збиралася. Сельный сундук дабра.

  1. раздел «Морфология и синтаксис»: Нихто мене не обижаить. Табе дадуть хлеба кусок да жуешь. На ихний лошади быстра даедити. Сбрось с сибе пинжак, а то взмокнишь. У евонного отца много ран от вайны осталося. К ей многа унукав летам на каникулах бываить. С суседкаю чивой-та ни падилили. А ён как зыркнеть на матерю.

По мнению исследователей, изучение народных говоров способствует воспитанию у учащихся чувства толерантности и сопереживания к братским народам, что особенно важно в сложившейся политической ситуации.

Мы считаем, что обучение с использованием национально – регионального компонента важно не только с образовательной, но и с воспитательной позиции. Ведь для формирования полноценной личности необходимо не только постигнуть теоретические основы наук, но и почувствовать себя причастным к истории своей страны. Осознание этого начинается с того, что мы называем «малой родиной», ведь ещё К.Д.Ушинский отмечал, что «поля родины, её язык, её предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека».

































Список используемой литературы

  1. Азархин, А.В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности /Отв. ред. В.П.Михалев. – Киев: Наукова думка, 1999. – 192 с.

  2. Бабаков, В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура; (Методол. проблемы).– М.:ИФРАН, 2006. – 70с.

  3. Бабосов, Е.М. Нравственная культура личности / Е.М. Бабосов. М.: Просвещение, 2008. – 144 с.

  4. Рамзаева, Т.Г. Проблема развивающегося языкового образования и её реализация в современной школе // Начальная школа. – 1999. – №1. – 14 с.

  5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 2011. – 200 с.

  6. Ступницкая, М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений. М.: Центр "Школьная книга", 2010. – 115 – 116 с.

  7. Терехов, М.В. Проблема национально-регионального компонента в средней школе. — М., 2013. – 456 - 458 с.

  8. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. Пособие для студ. высш: пед. учеб. заведений [Текст] / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; под. ред. Р.Б. Сабаткоева. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2005. – 239 с.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!