2 | Актуализация знаний | Цель: актуализация знаний предшествующей темы, стимулирование познавательной активности учащихся. Раздаются карточки №1(тесты – вариант 1, вариант 2), для того чтобы проверить усвоенный материал прошлого занятия. Ребята, а у вас есть хобби? Какое? У меня тоже есть –вкусно готовить и красиво оформлять. (учитель показывает красиво оформленный торт) Что с вами происходит в то время, когда вы смотрите на красиво оформленные аппетитные блюда? Правильно! Выделяется слюна. Так почему же она выделяется? С помощью чего реагирует? Эти две системы тесно связаны и действуют на организм. Нервная – быстро и кратковременно. Гуморальная – медленнее и долговременно. Сегодня на уроке мы должны посмотреть, как командуют эти системы над пищеварением? Сформулируйте пожалуйста сами тему урока. Тема урока: Регуляция пищеварения Открываем тетради, записываем число и тему урока «Регуляция пищеварения» | Дети решают тесты по вариантам. реагирует на вкусную пищу. С помощью нервной системы и гуморальной |
3 | Изучение нового материала | Цель: изучить нервную регуляцию пищеварения (условные и безусловные рефлексы) Итак: привлекательный вид, вкус и запах пищи способствует выделению пищеварительных соков, вызывает аппетит. Пищеварительная система готовится к принятию пищи заранее, так как переваривание в этом случае идет более качественно. Также выделению пищеварительных соков способствует соблюдение режима питания. Постоянное время приема пищи вырабатывает условный пищевой рефлекс. Поднимите руки, кто соблюдает режим питания (примерно хотя бы) Рефлексом является и чувство голода. Когда же оно возникает? Когда содержание питательных веществ падает ниже нормы, возбуждается пищевой центр головного мозга А что же такое рефлекс? Правильно. Запишите определение в тетрадь. Какие Вы знаете рефлексы? Дайте определение этим определениям. Безусловные рефлексы – это…? Условные рефлексы – это…? Именно по предложению И.П.Павлова рефлексы были разделены на условные и безусловные. Цель: разобрать опыт И.П.Павлова по фистульной методике. И.П. Павлов - великий русский ученый, создатель самой многочисленной физиологической школы во всем мире. В 1904 году за опыты в области физиологии пищеварения И.П. Павлов получил Нобелевскую премию. Памятник собаке — верному другу человека и безымянной жертве науки(Санкт – Петербург). Он был установлен на территории Института экспериментальной медицины по инициативе Ивана Петровича Павлова, лично разработавшего проект. Ребята, с помощью, какой методики удалось установить рефлекторную реакцию пищеварения? Ответ в начале параграфа. Найдите пожалуйста. (с помощью фистульной методики) А что же такое фистула? А сейчас мы с Вами посмотрим небольшое видео «Опыт И.П.Павлова с мнимым кормлением» (просмотр видеоролика) Что вы поняли после просмотра? Опыт И.П.Павлова показал нам, что раздражение вкусовых рецепторов вызывает секрецию не только слюны, но и желудочного сока. Поэтому пища, смешанная со слюной, попадает не в пустой желудок, а в желудок, уже подготовленный к приему, то есть наполненный пищеварительным соком. Пища, попадающая в желудок, растягивает его. Пищевое возбуждение на этом завершается и сменяется ощущением насыщения. Оно наступает раньше, чем пища всосется и кровь обогатится питательными веществами. Цель: изучить гуморальную регуляцию пищеварения. После того как питательные вещества всосутся в кровь, начинается гуморальное отделение желудочного сока. Среди питательных веществ имеются биологически активные вещества, которые, например, содержатся в овощных и мясных отварах. Продукты их расщепления через слизистую оболочку желудка всасываются в кровь. С током крови они попадают к железам желудка и те начинают усиленно выделять желудочный сок. Это позволяет обеспечить длительное сокоотделение: белки перевариваются медленно, иногда в течение 6 ч и более. Таким образом, желудочное сокоотделение регулируется как нервным, так и гуморальным путем. | Это чувство возникает, когда питательны вещества, попавшие в кровь, расходуются. Рефлекс – это ответная реакция организма на любое воздействие раздражителя при помощи нервной системы. Условные и безусловные. Безусловные рефлексы – это рефлексы, которые заложены в организме с самого его рождения. Условные рефлексы – это те рефлексы, которые были выработаны в течении жизни. Фистула – это искусственно созданное отверстие для выведения наружу продуктов, находящихся в полостных органах или железах. |
5 | Обобщение, домашнее задание | Цель: оценить работу учеников на уроке, задать домашнее задание для закрепления материала и расширения знаний по пройденной теме. Обобщение данной темы хочу сказать то, что И. П. Павлов доказал, что: 1). все отделы желудочно-кишечного тракта усиливают свою работу перед тем, как в них попадёт пища; 2) эти процессы регулируются нервной системой, а также некоторыми химическими веществами-регуляторами, приносимыми к желудочно-кишечному тракту током крови. Прошу записать это в тетради. Домашнее задание: Параграф 34 стр. 174-177. Опережающее задание: приготовить сообщения: Правила приема пищи; инфекционные заболевания по плану: заболевание, возбудитель, симптомы, лечение. | |