Давайте представим, что вы представители лучших ресторанов нашего города и участвуете в кулинарном конкурсе. У каждой группы есть картинка с блюдом. Условие конкурса – вы должны, используя прилагательные описать его так, чтобы переманить клиентов других ресторанов в свой. Также вы должны назвать свой ресторан и выбрать шеф-повара. Время на этот конкурс 1,5 минуты: 1 минута на подготовку и 30 сек для озвучивания результата. Возьмите лист «задание для групп» и найдите задание № 1. В течение урока вы будете получать бонусы, которые определят победителя.
Просмотр содержимого документа
«Регуляция пищеварения 8 класс»
Методическая разработка урока
по биологии 8 класс
Регуляция пищеварения
УМК В.В. Пасечник, Д.В.Колесов
Предмет___биология
Учитель___ Шахилова М. А.
Класс____8
Автор УМК_____В.В. Пасечник, Д.В.Колесов
Тема урока________Регуляция пищеварения
Цель _____ сформировать у учащихся представление о регуляции пищеварения и ее особенностях в разных отделах желудочно-кишечного тракта
Задачи:
Личностные:
формировать представление о гигиенических условиях пищеварения,
развивать навыки межличностного общения, самоконтроля, инициативу, творческую активность.
Регулятивные:
формулировать цель, уметь управлять своей познавательной деятельностью;
формировать навыки самооценки.
Познавательные:
понимать смысл поставленной задачи;
владеть универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, моделирование эксперимента;
формировать общеучебные УУД (уметь сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать);
развивать умение извлекать информацию из разнообразных источников.
Коммуникативные:
Форма урока: урок изучения нового материала на основе системно-деятельностного подхода
Тип урока:комбинированный
Форма организации познавательной деятельности
обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективнаяработа.
Методы: проблемный, поиск информации, составление схемы, экспресс –диагностика, эвристическаябеседа.
Технологии:
технология проблемного диалога,
технология сотрудничества,
информационные технологии.
Межпредметные связи:зоология, анатомия, химия, экология, русский язык.
Метапредметные связи: классификация, анализ, синтез, рабочие листы, задания для группы
Оборудование:
Средства обучения:
индивидуальный рабочий лист;
лист с заданиями для группы;
видеофильм «Условные рефлексы»;
презентация «Регуляция пищеварения»;
тест-схема.
Ссылки на материалы, использованные в презентации:
Видеофильм «Условные рефлексы» h https://www.youtube.com/watch?v=bT6lhyC79Ws
Картинки:
http://fr.listofimages.com
http://edaizduhovki.ru/
http://ratatui.org/pervye-blyuda/supy/
http://obed-doma.com/ovoshhnoj-salat.html
http://www.aif.ru/oldpictures/201312/2_5_.jpg
https://ru.wikipedia.org/Павлов,_Иван_Петрович
Этапы урока:
Организационный момент – 1 минута.
Стадия вызова – 4 минуты.
Формулирование темы и целеполагание – 5 минут.
Исследовательская деятельность. Физминутка – 12 минут.
Экспресс-диагностика – 2 минуты.
Самооценка – 3 минуты.
Рефлексия – 3 минуты.
Организационный момент
Стадия вызова
Давайте представим, что вы представители лучших ресторанов нашего города и участвуете в кулинарном конкурсе. У каждой группы есть картинка с блюдом. Условие конкурса – вы должны, используя прилагательные описать его так, чтобы переманить клиентов других ресторанов в свой. Также вы должны назвать свой ресторан и выбрать шеф-повара. Время на этот конкурс 1,5 минуты: 1 минута на подготовку и 30 сек для озвучивания результата. Возьмите лист «задание для групп» и найдите задание № 1. В течение урока вы будете получать бонусы, которые определят победителя.
-
(слайд 2,3.4) Время прошло. И так, уважаемые посетители (обращаюсь к жюри), начинаем кулинарный конкурс. Вызывается шеф-повар первого ресторана (второго, третьего). Уважаемые посетители, на ваш взгляд, какая команда была лучше? Каждая команда получает призовые баллы.
-
Ребята, скажите, блюда которые вы представляли, относятся к здоровой пище? (да, нет)
Я предлагаю поговорить о здоровом питании. А для этого нам нужно перенестись в Институт здорового питания. Отправляемся в лабораторию, где изучают процессы пищеварения.
-
Определение темы и цели урока.
А какие процессы пищеварения происходили у вас, когда вы слышали описание блюд, во время кулинарного конкурса? (аппетит, голод, выделялась слюна)
Все процессы, которые вы назвали, относятся к процессам пищеварения.
(слайд 5) А они должны протекать в нашем организме правильно, быть отрегулированными. А теперь, ребята, следующее вам задание. Используя данное предложение, сформулируйте тему нашего урока. Это задание для групп. Задание № 2 в листе «задание для групп». На выполнение - 1 минута. Огласите, коллеги, ваши результаты. Значит тема нашего урока регуляция пищеварения
-
Любая научная работа начинается с постановки цели. И вот следующее задание № 3 группам – допишите предложение, которое и определит цель вашей работы.
Коллеги, я хочу услышать ваши предложения.
(слайд 5) цель урока.
-
Работа по теме урока
-
Начнем движение к поставленной цели. А для этого давайте заполним схему №1 в ваших рабочих листах, ответив на вопросы. Напоминаю, каждый правильный ответ –бонус.
Что вы знаете о регуляции? Какие бывают виды регуляции?
В рабочих листах заполняем таблицу №1 Проверка по слайду № 6.
-
-
-
-
-
Регуляция
-
-
-
-
-
Чем контролируется?
-
-
-
-
Начнем с изучения гуморальной регуляции.
Как же происходит гуморальная регуляция? Давайте воспроизведем путь прохождения пищи по кишечному тракту различными движениями и заодно с вами разомнемся (физ.минутка) Все встали.
И так. Питательные вещества, образовавшиеся в процессе пищеварения, всасываются в кровь и с током крови попадают к железам желудка и те усиленно начинают выделять желудочный сок. И это очень важно для правильного пищеварения, почему, как вы думаете? Это позволяет обеспечить длительное сокоотделение. Посмотрите, пожалуйста, на слайд (слайд 7)
Некоторая пища может перевариваться 6 часов и более.
-
(слайд 8) А в какой пище много биологически активных веществ? (в овощах, в овощных и мясных бульонах). Какой совет дал бы институт правильного питания? С каких блюд нужно начать трапезу? (в начале еды лучше принимать салаты и бульоны)
-
(слайд 9) А теперь изучим нервную регуляцию процессов пищеварения. В этом нам поможет великий ученый И.П.Павлов.
-
(слайд 10) А теперь предлагаю вам посмотреть фильм о работах Павлова. Но перед просмотром задам вам вопрос, на который вы мне ответите, посмотрев фильм. Что установил Павлов в ходе своих экспериментов? Ответ на этот вопрос вы запишите в своих рабочих листах.
-
Ответьте теперь на мой вопрос (установил условные и безусловные рефлексы). Запишите ответ в рабочие листы.
А теперь давайте более подробно рассмотрим эти рефлексы. И сделаем это вместе, коллективно.
-
(слайд 11) Отвечайте на мои вопросы. Какой рефлекс мы сейчас начнем изучать?
Какие условия нужны, чтобы выработался условный рефлекс (раздражитель – свет)? Зажигается свет и что происходит дальше? (рецепторы глаза получают раздражение). Куда посылается это раздражение в виде нервного импульса? (в зрительный центр коры больших полушарий).
И так собаку приучили к этому раздражителю и к тому, что после включения света ее будут кормить. Продолжаем моделировать этот процесс.
Лампочка зажигается……рецепторы глаза…….зрительный центр.
Рецепторы языка…….слюноотдельный центр продолговатого мозга……пищевой центр коры больших полушарий и слюнные железы…….временная связь между пищеварительным центром и зрительным. Вот и образовался условный рефлекс. А почему эта связь называется временной (она может исчезнуть) а при каком условии? (если исчезнет раздражитель).
-
Замечательно. И так, работая в экспериментальной лаборатории, мы изучили механизмы нервной и гуморальной регуляции пищеварения.
Итоги урока.
Подведем итоги нашей работы.
И вновь работаем группой. Сейчас на ватмане закончите таблицу. Учитывается скорость и правильность выполнения задания.
рефлексы
-
Регуляция пищеварения
-
-
Виды регуляции виды регуляции
-
-
Команды, покажите свои результаты.
-
Рефлексия. Самооценка
А сейчас, каждая группа подсчитывает свои бонусы. Поставьте набранное количество в листы «задания для групп в левом окошке. Теперь каждый оцените свою работу в группе по 5-бальной системе и поставьте свою оценку в правом окошке. Поднимет руки, кто оценил себя на 5, на 4, на 3? Есть несогласные с такой самооценкой своих товарищей? У меня есть тоже бонусы и я добавляю баллы.
Сдайте мне, пожалуйста, листы с оценками, а рабочие остаются у вас.
-
Спасибо ребята за урок. Мне очень понравилась ваша работа в группах, как вы отвечали на вопросы.
В начале урока каждая группа поставила перед собой цель. Скажите, вы достигли её? А что вам понравилось на уроке? Какая информация вам показалась удивительной и интересной? Какие у вас ко мне вопросы?
Спасибо вам за урок!
-
-