СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации логопеда учителям начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации логопеда учителям начальной школы»

Рекомендации учителя-логопеда учителям начальной школы.



Классификация стойких, специфических ошибок, которые встречаются у младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку.


Педагогическая симптоматика трудностей, специфические ошибки на письме

Причины стойких нарушений

Рекомендации по их профилактике и коррекции

Смешение, замена согласных букв, близких по акустическим и артикуляционным признакам (зуки-жуки).

Смешение букв по звонкости-глухости (бабушка-папушка).

Недоразвитие фонетико-фонематического анализа, недостатки в развитии процессов произвольного внимания, несформированность звуко-буквенных ассоциаций, недостатки в произношении. Трудности в различении фонем родного языка.

- осуществлять тонкую дифференциацию сходных звуков: звонких и глухих, шипящих-свистящих, твердых-мягких, звуков, сходных по артикуляции;

- запоминание формы буквы и соотношение с её частями и пропорциями;

- устранить недостатки звукопроизношения.

Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (трава-трва).

Несформированность фонематического восприятия. Недостаточность звуко-буквенного анализа, неустойчивость внимания, сниженная работоспособность.

- определять количество звуков в словах (мак, рука, книга);

- выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);

- определять количество гласных и согласных звуков в слове;

- последовательно выделять все звуки в слове;

- вспоминать слова на определенный звук.

Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова.

Несформированность фонетико-фонематического анализа, недостаточность развития анализа пространственных отношений.

- осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков: звонких и глухих, шипящих-свистящих, твердых-мягких, звуков, сходных по артикуляции;

- устранить недостатки звукопроизношения;

- учить правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов (высокий-низкий дом).

Неразличение звука в слове, выделение только акустически сильных.

Недоразвитие фонетико-фонематического анализа, недостаточность звукового анализа.

- осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков в словах (мак, рука);

- выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);

- определять количество гласных, согласных звуков в слове;

- последовательно выделять звуки в слове.

Добавление гласных букв (кувшин-кувашин).

Несформированность звуко-буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания. Несформированность фонематического восприятия.

- определять количество звуков в словах;

- выделять звуки из слова в разбивку;

- определять количество гласных и согласных в слове:

- последовательно выделять все звуки в слове;

- вспоминать слова на определенный звук.

Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в, н-п, ш-т), по пространственному сходству (муха-миха). Недописывание отдельных элементов букв или приписывание лишних.

Недостаточность зрительного анализа. Несформированность анализа пространственных отношений, пространственного восприятия.

- зрительные диктанты на вербальном материале (развитие орфографической зоркости);

- отработка пространственных представлений;

- запоминание графического образа буквы, её частей и пропорций.

Перестановка букв и слогов внутри слова (взял-звял).

Недостаточность зрительного анализа, недостаточность звуко-буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания.

Смотри рекомендации перечисленные выше.

Сложности при переводе звука в букву и наоборот.

Несформированность звуко-буквенного анализа, не выработаны прочные связи между звуковой и графической формами букв, не усвоены понятия звук и слово. Дислексия. Несформированность слухового восприятия.

Смотри рекомендации перечисленные выше.

Смешение печатных и письменных букв.

Недостаточность развития процессов зрительного анализа, недостаточная отдиференцированность зрительных образов печатных и письменных букв.

Смотри рекомендации перечисленные выше.

Тремор при письме.

Трудности в произвольном управлении микромоторикой, неумение дифференцировать мышечные усилия, недостатки в сформированности зрительно-двигательных координаций.

- упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений;

- работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусин, лепка.

Затруднение в написании заглавной буквы. Неумение выделять предложение из текста, слитное написание предложений.

Недостаточное развитие вербального анализа, недостаточная гибкость мыслительной операции-анализа.

- выделение слов в предложения и «склеенных» предложений

( Былазимаморозтрещал.)

Неумение применять правило в конкретной ситуации на письме(жи-ши ит.д.)

Несформированность слухового восприятия

- отдифференцировать условия, при которых пишется и или е.

Не слышат ударную, безударную гласную, трудности в подборе проверочных слов.

Конкретность мышления, т.е. недостаточность мыслительных операций-обобщения. Бедность словарного запаса.

Смотри рекомендации выше.

Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня, путают с близкими по звучанию словами (весло-весело).

Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи. Бедность и не точность лексического запаса, ограниченность словаря обиходно-бытовыми рамками. Конкретность мышления.

- выделение существенных признаков;

- игра «Четвертый лишний»;

- называть слова, близкие по существу.

Наращивание слов лишними буквами и слогами (глубокая-голобокая). Произвольное деление слов (вскочил на ветку-вскочилна ветку).

Раздельное написание приставок (прилетели- при летели).

Несформированность фонематического восприятия, вербального анализа, недостатки в развитии зрительного анализа и синтеза, недостаточное развитие пространственных отношений.

- выделение отдельных слов из «склеенных», из предложений

( шаркорзинакапуста);

- зрительный диктант;

- смотри рекомендации выше.

Зеркальное написание букв, не узнавание букв в перевернутом виде.

Недостаточность зрительного анализа, недостаточное развитие анализа пространственных отношений.

- зрительные диктанты;

- конструирование букв из её элементов.

Высота букв не соответствует высоте строки. Буквы располагаются выше или ниже строки.

Слабо развитая моторика пальцев рук, не сформированы зрительно-двигательные координации, недостаточное развитие анализа пространственных отношений.

- упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений;

- отработка понятий начала, середины, конца рабочей строки.