Классификация стойких, специфических ошибок, которые встречаются у младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку.
Педагогическая симптоматика трудностей, специфические ошибки на письме | Причины стойких нарушений | Рекомендации по их профилактике и коррекции |
Смешение, замена согласных букв, близких по акустическим и артикуляционным признакам (зуки-жуки). Смешение букв по звонкости-глухости (бабушка-папушка). | Недоразвитие фонетико-фонематического анализа, недостатки в развитии процессов произвольного внимания, несформированность звуко-буквенных ассоциаций, недостатки в произношении. Трудности в различении фонем родного языка. | - осуществлять тонкую дифференциацию сходных звуков: звонких и глухих, шипящих-свистящих, твердых-мягких, звуков, сходных по артикуляции; - запоминание формы буквы и соотношение с её частями и пропорциями; - устранить недостатки звукопроизношения. |
Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (трава-трва). | Несформированность фонематического восприятия. Недостаточность звуко-буквенного анализа, неустойчивость внимания, сниженная работоспособность. | - определять количество звуков в словах (мак, рука, книга); - выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове); - определять количество гласных и согласных звуков в слове; - последовательно выделять все звуки в слове; - вспоминать слова на определенный звук. |
Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова. | Несформированность фонетико-фонематического анализа, недостаточность развития анализа пространственных отношений. | - осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков: звонких и глухих, шипящих-свистящих, твердых-мягких, звуков, сходных по артикуляции; - устранить недостатки звукопроизношения; - учить правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов (высокий-низкий дом). |
Неразличение звука в слове, выделение только акустически сильных. | Недоразвитие фонетико-фонематического анализа, недостаточность звукового анализа. | - осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков в словах (мак, рука); - выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове); - определять количество гласных, согласных звуков в слове; - последовательно выделять звуки в слове. |
Добавление гласных букв (кувшин-кувашин). | Несформированность звуко-буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания. Несформированность фонематического восприятия. | - определять количество звуков в словах; - выделять звуки из слова в разбивку; - определять количество гласных и согласных в слове: - последовательно выделять все звуки в слове; - вспоминать слова на определенный звук. |
Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в, н-п, ш-т), по пространственному сходству (муха-миха). Недописывание отдельных элементов букв или приписывание лишних. | Недостаточность зрительного анализа. Несформированность анализа пространственных отношений, пространственного восприятия. | - зрительные диктанты на вербальном материале (развитие орфографической зоркости); - отработка пространственных представлений; - запоминание графического образа буквы, её частей и пропорций. |
Перестановка букв и слогов внутри слова (взял-звял). | Недостаточность зрительного анализа, недостаточность звуко-буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания. | Смотри рекомендации перечисленные выше. |
Сложности при переводе звука в букву и наоборот. | Несформированность звуко-буквенного анализа, не выработаны прочные связи между звуковой и графической формами букв, не усвоены понятия звук и слово. Дислексия. Несформированность слухового восприятия. | Смотри рекомендации перечисленные выше. |
Смешение печатных и письменных букв. | Недостаточность развития процессов зрительного анализа, недостаточная отдиференцированность зрительных образов печатных и письменных букв. | Смотри рекомендации перечисленные выше. |
Тремор при письме. | Трудности в произвольном управлении микромоторикой, неумение дифференцировать мышечные усилия, недостатки в сформированности зрительно-двигательных координаций. | - упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений; - работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусин, лепка. |
Затруднение в написании заглавной буквы. Неумение выделять предложение из текста, слитное написание предложений. | Недостаточное развитие вербального анализа, недостаточная гибкость мыслительной операции-анализа. | - выделение слов в предложения и «склеенных» предложений ( Былазимаморозтрещал.) |
Неумение применять правило в конкретной ситуации на письме(жи-ши ит.д.) | Несформированность слухового восприятия | - отдифференцировать условия, при которых пишется и или е. |
Не слышат ударную, безударную гласную, трудности в подборе проверочных слов. | Конкретность мышления, т.е. недостаточность мыслительных операций-обобщения. Бедность словарного запаса. | Смотри рекомендации выше. |
Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня, путают с близкими по звучанию словами (весло-весело). | Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи. Бедность и не точность лексического запаса, ограниченность словаря обиходно-бытовыми рамками. Конкретность мышления. | - выделение существенных признаков; - игра «Четвертый лишний»; - называть слова, близкие по существу. |
Наращивание слов лишними буквами и слогами (глубокая-голобокая). Произвольное деление слов (вскочил на ветку-вскочилна ветку). Раздельное написание приставок (прилетели- при летели). | Несформированность фонематического восприятия, вербального анализа, недостатки в развитии зрительного анализа и синтеза, недостаточное развитие пространственных отношений. | - выделение отдельных слов из «склеенных», из предложений ( шаркорзинакапуста); - зрительный диктант; - смотри рекомендации выше. |
Зеркальное написание букв, не узнавание букв в перевернутом виде. | Недостаточность зрительного анализа, недостаточное развитие анализа пространственных отношений. | - зрительные диктанты; - конструирование букв из её элементов. |
Высота букв не соответствует высоте строки. Буквы располагаются выше или ниже строки. | Слабо развитая моторика пальцев рук, не сформированы зрительно-двигательные координации, недостаточное развитие анализа пространственных отношений. | - упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений; - отработка понятий начала, середины, конца рабочей строки. |