СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации при подготовки публичного выступления

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВЫСТУПЛЕНИЕ – это монолог, последовательное изложение целостного потока взаимосвязанных мыслей одним лицом, продуманное и спланированное заранее.

ИСКУССТВО УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации при подготовки публичного выступления»

ВЫСТУПЛЕНИЕ – это монолог, последовательное изложение целостного потока взаимосвязанных мыслей одним лицом, продуманное и спланированное заранее.

ИСКУССТВО УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху:

это 

  • критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, 

  • критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности,

  • и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа:

  • докоммуникативный этап (подготовка выступления)

  • и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки – слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.

Выступление

Само выступление должно состоять из трех частей:

  1. вступления (10-15% общего времени),

  2. основной части (60-70%)

  3. и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество), тему выступления, выделение ключевого тезиса. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели)

Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.

К аргументации в пользу основной идеи выступления можно привлекать фактологический материал.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество материала и необходимых примеров.

В научном выступлении принято такое употребление форм слов:

  • чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении,

  • возвратные и безличные глаголы,

  • преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида,

  • используются неопределенно-личные предложения.

Самые частые ошибки в основной части выступления – выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить главную идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).

В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:

- «Это Вам позволит…»

- «Благодаря этому вы получите…»

- «Это позволит избежать…»

- «Это повышает Ваши…»

- «Это дает Вам дополнительно…»

- «Это делает вас…»

- «За счет этого вы можете…»

После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

  • Вызывает ли мое выступление интерес?

  • Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?

  • Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?

  • Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?




Рекомендации при подготовке публичного выступления

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию.

Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если обучающийся говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего.

Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).

Особое место в выступлении занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

Кратко о публичном выступлении– 3 части:

Время публичного выступления: 5-7 минут, которое состоит из 3-х частей:

1 – по сути кратко повторяет введение проектной работы, здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формируются задачи исследования и указываются его основные методы.

2 – эта часть самая большая по объему, где нужно представить содержание глав, особое внимание обращают на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Здесь надо подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой вами работы, используемые методики. Используются заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы (чтобы не было перегрузок).

3 – кратко излагаются основные выводы по результатам исследования, не повторяются те выводы, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. В заключении нужно создать кульминацию выступления (предложить поразмыслить над проблемой, показать возможные варианты дальнейших исследований, использовать цитату по теме реферата известного ученого).

Правила публичного выступления

  • Регламент выступления на конференции – до 7 минут.

  • Речь докладчика должна быть ясной, грамматически точной, уверенной.

  • Речь должна быть выразительной, что зависит от ее темпа, громкости и интонации. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям.

  • Выступление должно сопровождаться презентацией

  • Отвечая на вопросы, нужно касаться только существа дела. Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его выслушать и понять смысл того, что интересует задавшего его человека. Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать. При этом надо учитывать, что четкий, логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий.

При выступлении важны следующие характеристики:

- логичность;

- точность;

- ясность;

- доступность;

- убедительность;

- интересность;

- выразительность;

- уверенность;

- контакт с аудиторией;

- уместность жестов;

- выражение лица.














Примерный план публичного выступления


«Цель проведенного исследования — ...»; «Основные задачи исследования и способы их решения:

1. ...

2. ...

3. ...»

Результаты, полученные в ходе исследования

«В ходе исследования получены следующие новые теоретические и (или) практические результаты.

1. Получены знания следующего характера: ...

2. Выдвинуты новые гипотезы и идеи: ...

3. Созданы новые модели, программы: ...

4. Определены новые проблемы (задачи: ...)»

Выводы

На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1. ...

2. ...

3. ...

Перспективы проведенного исследования

«Данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях...»

Перспективы проведенного исследования

«Данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях...»

Благодарность за внимание

«Благодарю за внимание к моему выступлению»

Ответы на вопросы

«Спасибо (благодарю) за вопрос»:

а) «Мой ответ — ...»;

б) «В ответ на ваш вопрос можно сказать, что ...»;

в) «У меня, к сожалению, нет ответа, так как рассмотрение данного вопроса не входило в предмет исследования»;

г) «Ответ на данный вопрос требует подробного объяснения, если на это будет предоставлено время, то я готов(а) ответить на него» и т. д.

Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования

«Благодарю за проявленный интерес и вопросы по теме исследования. Спасибо за внимание»











Перевод «с письменного на устный»

Необратимость устной речи, неподготовленность слушателя к восприятию содержания, которое для читателя всегда в той или иной степени будет неожиданным, предъявляют к тексту СМИ, предназначенному для устного воспроизведения, ряд жестких лексико-грамматических требований. Прежде всего следует контролировать д л и н у с л о в о с о ч е - т а н и й внутри синтаксических конструкций, которая обусловлена пределами оперативной памяти человека. Поскольку верхний предел составляет 7–9 слов, то разумно ограничить объем словосочетания 5–7 словами. Излишне длинные конструкции можно превращать в самостоятельные предложения или части сложных предложений:

Нежелательно

Правильно

…верить заявлению президента РФ Владимира Путина о незыблемости основ и правил участия западного капитала в российской экономике.

…верить заявлению президента РФ Владимира Путина, что основы и правила участия западного капитала в российской экономике незыблемы




Следует также избегать сочетания отглагольных существительных. Поскольку каждое отглагольное существительное — это свернутое предложение, то такой текст труден для восприятия. Отглагольное существительное (или словосочетание на его основе), если его невозможно изъять из текста, следует заменять глаголом или простым предложением (как в виде самостоятельного высказывания, так и в виде части сложного предложения):

Нежелательно

Правильно

…выполнение программы по предотвращению распространения малярии в африканских странах региона Сахары.…

выполнение программы по борьбе с малярией в регионе Сахары.

Нежелательным является левое распространение. Так, причастный оборот или распространенное приложение желательно ставить справа, а не слева от главного слова. Оборот, стоящий слева от главного слова, будет воспринят только после появления в сознании главного слова, поэтому его на короткое время следует запомнить. Оборот, стоящий справа от главного слова, усваивается сразу

Нежелательно

Правильно

Исключительной важной вице-спикер считает прозвучавшую в выступлении Путина идею реорганизации предпринимательского пространства России, стимулирования притока капиталов в экономику.

Идею реорганизации предпринимательского пространства России, стимулирования притока капиталов в экономику, прозвучавшую в выступлении Путина, вице-спикер считает исключительной важной

Еще лучше одновременно избавиться от отглагольных существительных, заменив их на глагол: Идею Путина реорганизовать предпринимательское пространство России, стимулировать приток капиталов в экономику вице-спикер считает исключительной важной.

Распространенные ряды однородных членов трудны не только для восприятия, но и для построения. Целесообразно заменять такие конструкции самостоятельными предложениями:

Нежелательно

Правильно

Конференция создала рабочие группы, которым предстоит заняться разработкой общероссийской идеи Калининградской области, системы обеспечение гласности в управлении регионом, экономической стратегии Калининградской области («Первые в России — равные в Европе»), фонда регионального кадрового резерва.

Конференция создала рабочие группы, которым предстоит разработать общероссийскую идею Калининградской области, обеспечить гласность в управлении регионом. Необходимо сформировать экономическую стратегию Калининградской области, создать фонд регионального кадрового резерва.



Пристальное внимание следует уделять подаче цифровой информации. Большое количество информации автор публикации часто берет из статистических документов, которые вообще не предназначены для чтения. Так, конструкция 4,537 млн вообще не может быть озвучена. Выражение пятьсот тридцать семь тысячных миллиона не употребляется. Принято говорить четыре миллиона пятьсот тридцать семь тысяч. Писать в данном случае следует так, как принято читать:

Неверная запись

Правильная запись

4,537 млн

4 миллиона 537 тысяч



Для удобства восприятия цифровые данные желательно округлять:

Нежелательно

Правильно

4 миллиона 537 тысяч

около четырех с половиной миллионов слушателей

Порядковое числительное 1953 год лишнее слово одна

(сколько? И.п.) тысяча девятьсот пятьдесят три

(какой? И.п.) тысяча девятьсот пятьдесят третий год

Поэтому Две тысячи двадцать второй

Двух тысячи двадцать второй

Подготовка заключается в разработке осуществляемой в экспериментальных производствах швейных предприятий технической документации.

Подготовка заключается в разработке технической документации, которая осуществляется в экспериментальных производствах швейных предприятий.



Подготовка заключается в разработке технической документации, осуществляемой в экспериментальных производствах швейных предприятий.

Общая площадь лесов, на которой зафиксировали возгорания, в 2020 году составила 22,52 га. Сократилась и средняя площадь одного пожара, по сравнению с 2019 годом – с 1,59 га до 0,9 га.



При произнесении текста числительные лучше всего произносить полностью. Исключение могут составлять годы, особенно, если вы повторяете их в сюжете несколько раз. Тогда лучше всего в первый раз сказать полностью: «Тысяча девятьсот девяносто пятый», а затем пользоваться упрощенной формой: «в девяносто пятом». Сказанное не относится к датам, значение которых общеизвестно и понятно из контекста: если речь идет о Великой Отечественной войне, всем будут понятны употребленные вами сокращенные при произнесении «сорок первый», «сорок третий», или «сорок пятый».

1941-1943 гг. Сказанное не относится к датам, значение которых общеизвестно и понятно из контекста: если речь идет о Великой Отечественной войне, всем будут понятны употребленные вами сокращенные при произнесении «сорок первый», «сорок третий», или «сорок пятый».

Однако округление недопустимо, если приводимые сведения болезненно воспринимаются аудиторией, например в случаях, когда речь идет о жертвах катастроф.

Особая проблема — склонение числительных. Числительное как часть речи находится в стадии угасания. Имя числительное в устной речи практически потеряло систему склонения. Следует учитывать данный факт. Формируя текст для устного воспроизведения, желательно строить фразу так, чтобы числительные стояли в именительном падеже:

Нежелательно

Правильно

Законопроект был поддержан 457 депутатами

457 депутатов поддержали законопроект



Сложное предложение с частями большого объема следует заменить на несколько простых предложений:

Нежелательно

Правильно

Как передает корреспондент «Росбалта», об этом говорится в манифесте нового общественного регионального движения «Союз», принятом на состоявшейся здесь в понедельник учредительной конференции, в которой приняли участие более 800 представителей всех городов и районов области, политических партий и общественных организаций.

Как передает корреспондент «Росбалта», об этом говорится в манифесте нового общественного регионального движения «Союз», принятом на состоявшейся здесь в понедельник учредительной конференции. В конференции участвовало более 800 представителей всех городов и районов области, политических партий и общественных организаций.

Сложное сказуемое по возможности следует упрощать — например, заменить составным глагольным:

Нежелательно

Правильно

…группы, которым предстоит заняться разработкой…


…группы, которые должны разработать…



Из сферы документооборота приходят конструкции с цепочками родительных падежей имен существительных. Такие конструкции трудны для восприятия, а самое главное — часть этих существительных обладает нулевой информационной ценностью. Такие конструкции следует упрощать:

Нежелательно

Правильно

По причине наличия возможности удовлетворения в рабочей силе


По причине наличия рабочей силы



Слова и выражения, принадлежащие административно-канцелярскому стилю, а также специальную лексику, профессиональный жаргон следует заменять на общеупотребительные лексические единицы:

Нежелательно

Правильно

В настоящее же время, насколько министр экономики Терехин понимает действия Национального банка, идет фиксация, а не тренд.

В настоящее же время, насколько министр экономики Терехин понимает действия Национального банка, ситуация стабилизировалась.



Все перечисленные рекомендации действуют как при создании текста, предназначенного для устного воспроизведения, так и при его редактировании.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТА

Наиболее унифицированные требования к подготовке текста для телематериала определяются следующими критериями:

· точность;

· ясность изложения;

· лаконичность.

Естественно, что к предельно общим условиям выполнения этих требований можно отнести качество литературной подготовки журналиста, степень владения им материалом темы, опыт работы на телевидении и многое другое.

Кроме этих общих характеристик существуют и конкретные рекомендации по подготовке текста телевизионного материала.

1. Выделение в особые фразы (после точки, двоеточия, точки с запятой) придаточных предложений, вводимых словами потому что, причем, хотя, ибо, так как, а также фраз, присоединяемых к предыдущей фразе при помощи союзов а, и, но.

2. Выделение в особые фразы пояснительных сочетаний слов, присоединяемых без помощи вводящего слова.

3. Замена громоздких цитат пересказом.

4. Варьирование объема фраз (по числу слов), при чередовании длинных и коротких фраз (соблюдая пропорцию числа ударений к числу слогов – чем выше акцентная насыщенность речи, тем меньше должен быть объем фраз).

5. Расчленение при необходимости длинных сложных предложений на несколько коротких и простых.

6. Замена конструкций с причастными оборотами, с отглагольными существительными, страдательными оборотами, с «нанизыванием» одинаковых падежей (чаще всего родительных) синонимичными синтаксическими конструкциями (обычно с личным глаголом действительного залога).

7. Объяснение узкоспециальных и малоизвестных терминов.

8. Замена словосочетаний типа выше было сказано или на разговорные конструкции: я уже говорил об этом, об этом я скажу позже. Понятия выше и ниже в телевизионной речи должны быть исключены.

9. Умеренное использование цифрового материала; округление сложных дробных чисел, использование по возможности не цифр, а дефиниций кратности, особенно, если уместна сравнительность с чем-либо: вдвое, втрое, больше половины, менее четверти и т.д.

10. Замена сокращенных слов полными, включая и довольно распространенные и т.д., и т.п.

11. Использование пунктуационного знака тире (в качестве факультативного) для выделения интонации перед актуализируемым словом.

12. Обозначение апострофом места ударения или труднопроизносимых фрагментов слов, если постановка данного ударения или произнесение фрагмента вызывают сложности у корреспондента или ведущего, озвучивающего текст.

Важнейшее свойство телевизионного текста: сочетание в себе общелитературных (книжно-письменных) норм с устно-разговорными. При этом часто возникает необходимость разграничения допустимых ненормативных речевых явлений, обусловленных спецификой телевидения, с простыми ошибками.

Первое никогда не может быть оправданием второго.

Произносите речь не словами, а фразами. Фразы должны быть связными. Завершайте каждую начатую фразу. Длина фраз определяется состоянием и размером аудитории и объемом помещения, в котором вы говорите. Чем больше аудитория и объем помещения, тем меньшей должна быть средняя длина вашей фразы.

Речь есть чередование слов и пауз. Пауза выделяет наиболее значимые слова и формулировки. Паузой вы предоставляете аудитории оценить смысл сказанного прежде и про себя ответить вам. Не делайте паузы где попало — следите, чтобы ответы аудитории оказывались именно такими, какие нужны вам. Чем значительнее фрагмент содержания речи, тем короче отрезки звучания между паузами и тем отчетливее произнесение этих отрезков.

Рецептивные виды речевой деятельности состоят из процессов, которые связаны с восприятием речи. К ним относятся аудирование (восприятие устной речи) и чтение (восприятие письменной речи). ... Данное взаимосвязанное обучение, касающееся видов речевой деятельности, происходит на базе общего языкового материала.

Слушание (аудирование) – рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звучащей речи. Процесс с. складывается из двух основных этапов: 1) первичный анализ звукового сигнала и его «механическая обработка»; 2) смысловая интерпретация. Умение слушать – один из критериев коммуникабельности человека. В среднем человек тратит 29,5 % времени на слушание, 21,5 % – на говорение, 10 % – на письмо. В ситуациях делового общения администратор тратит свое рабочее время следующим образом: 45 % – на слушание, 30 % – на говорение, 9 % – на письмо и 16 % – на чтение. Существует большой информационный разрыв между говорящим (диктором, оратором, лектором) и аудиторией: при восприятии речи на слух аудитория в среднем достигает только 25%-го уровня понимания за первые десять минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60 – 70 % того, о чем говорит собеседник. Эффективность процесса с. зависит от объективных факторов (наличия/отсутствия шумов и помех, акустических характеристик и микроклимата помещения) и субъективных факторов (пола слушателя (считается, что мужчины – более внимательные слушатели), типа его нервной системы (предполагается, что эмоционально устойчивые люди – сангвиники и флегматики – более внимательны, чем холерики и меланхолики), интеллектуальных способностей). Эффективность с. увеличивается также благодаря паралингвизмам говорящего.

Главная задача аббревиатур – это экономия речи и письменного текста. При произношении аббревиатура по времени звучания примерно в пять раз короче соответствующего ей понятия, а при написании экономия сил и времени еще более впечатляющая. Однако преимущества таких сокращений хороши только до тех пор, пока аббревиатуры понятны собеседникам и их переводчику [3, с. 7].

Местоименное дублирование подлежащего: "Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца.

Местоименное дублирование дополнения: "Многие книги их можно читать несколько раз"


Скачать

© 2022 104 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!