СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации воспитателю коррекционной школы по проведению воспитательных часов.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитатель должен четко уяснить для себя: в результате занятия, какие конкретно знания будут даны (или закреплены, или расширены, систематизированы, проконтролированы)  и какие конкретно умения, навыки будут отрабатываться ( формироваться, закрепляться, контролироваться).

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации воспитателю коррекционной школы по проведению воспитательных часов.»

Рекомендации воспитателю коррекционной школы по проведению воспитательных часов.

  1. Необходимо приучать детей к точному началу воспитательного часа. За 15 минут воспитатель готовит помещение к занятию – организует проветривание, снятие стульев с парт, проверяет чистоту и порядок, готовит влажную тряпку, мел, делает необходимые записи на доске, готовит дидактический материал.

  2. Перед поведением занятия необходимо собрать всех воспитанников. Чтобы не сбивать ритм занятий, нужно приучать, чтобы они ходили в туалет перед воспитательным часом.

  3. Во время проведения занятий воспитатель контролирует дисциплину и порядок.

  4. Воспитательный час должен проводиться в разнообразных формах. Это может быть беседа, инструктаж, викторина, тестирование, диспут, практическое занятие, экскурсия.  В процессе самого занятия также необходимо применять разнообразные методы и приемы. Неправильно все занятия строить на монологе воспитателя, самому задавать вопросы и отвечать  на них. Необходимо ставить воспитанников в активную позицию, обращаясь к их личному опыту.

  5. Каждое отдельное воспитательное занятие - это отдельный этап в общей системе занятий, поэтому он должен быть связан с предыдущим материалом и создавать основу для будущего. По каждому отдельному разделу необходимо продумывать структуру взаимосвязанных занятий.

  6. При проведении занятий воспитатель должен четко понимать для себя следующие вещи:

             Тема занятия - о чем он будет говорить, что объяснять, над чем работать.

             Цель занятия - это очень важный момент, часто воспитатель сам не может внятно объяснить, какую цель он ставит, проводя занятие, а если цель не ставилась, то и результата в итоге нет.

             Методы и приемы.  Каждый вопрос внутри занятия - это его маленькая ступенька. Под каждый вопрос (а также, под каждую задачу) воспитатель подбирает методы и приемы (в зависимости от группы, места действия в общей структуре подготовки и т.д.). Разнообразие методов и приемов пробуждают интерес детей, делают обучение легким и приятным, незаметным для ребенка.

            При разборе занятия воспитатель должен быть готовым отвечать на вопросы:

  • При решении данной задачи какие методы и приемы Вы применяли?

  • Почему Вы выбрали именно их (обоснуйте целесообразность)?

  • Насколько удачным оказалось их применение?

         Обязательно необходимо продумать и записать те вопросы, которые воспитатель будет задавать детям.

     Задачи занятий - большая цель разбивается на отдельные, узкие задачи. В конечном итоге, при самоанализе своего занятия, ответив на вопрос - насколько успешно были решены поставленные задачи, воспитатель может сказать об успешности занятия.

     Задачи занятий условно можно разделить на три типа:

  1. дидактические (учебные)

     Пример:

                  - закрепить знания

                  - контроль умений

  1. коррекционно-развивающие

      Пример:

                  - коррекция произвольного внимания

                  - расширение словарного запаса

  1. воспитательные

     Пример:

                       - формирование добросовестного отношения к труду

                       - воспитание прилежания

                       - воспитание дружелюбия

                       - формирование чувства справедливости

     Как правило, в методически грамотно построенном занятии выделены задачи всех трех типов, иначе получается обучение без воспитания, или абстрактное воспитание, или воспитание (обучение), не учитывающее особенности психического развития ребенка.

     Вопросы - это подразделы темы. Обязательно следует учесть, что направление занятия на объяснение нового материала, его закрепление, систематизацию, расширение знаний, на контроль усвоения, на формирование новых навыков и умений, их закрепления, на контроль их сформированности.

       Это  важный момент, и необходимо соблюдать логическую последовательность в подаче материала.

       Воспитатель должен четко уяснить для себя: в результате занятия, какие конкретно знания будут даны (или закреплены, или расширены, систематизированы, проконтролированы)  и какие конкретно умения, навыки будут отрабатываться ( формироваться, закрепляться, контролироваться).

       Именно эти моменты и прослеживаются в дидактических задачах, например:

  1. Сформировать понятие.

  2. Систематизировать знания.

  3. Закрепить навыки.

Методически грамотно выделять в любом занятии три психолого-педагогические и организационные части:

  1. Вступление, организационная частьВ этой части: проверка наличия детей, их готовность. Далее необходимо мотивировать детей, объявить тему (либо дать им самим догадаться), объяснить (привести примеры) почему она важна, заинтересовать ею, провести игровую разминку.

  2. Основная частьПри необходимости, перед подготовкой нового материала, здесь можно повторить, закрепить или проверить ранее изученный. После этого идет работа с новым материалом.

  3. В заключительной части – проводится рефлексия занятия. «Что мы сегодня узнали нового, чему научились? Что Вам особенно понравилось, что нет, почему? И т.д.

  • Необходимо обязательно учитывать валеологические аспекты:

            Контроль осанки, физкультминутки, паузы для отдыха глаз и т.д.

  • Для более успешного проведения воспитательных занятий можно рекомендовать воспитателю готовить конспект, где указать тему, задачи, вопросы, методы и приемы, использованную литературу. Образцы таких конспектов необходимы и для аттестации.

  • Хорошо проведенное занятие - это результат большой кропотливой работы (особенно для начинающих воспитателей). Алгоритм проведения работы такой:

  • Посмотрите тему, посмотрите на какие вопросы,  Вы ее разобьете.

  • Определите порядок прохождения вопросов (что вначале, что потом):

  • Сформулируйте задачи занятия

  • Подумайте по виду занятия – эти задачи легче решить чрез инструктажи, практические занятия, игровые формы, экскурсии или их комбинацию.

  • Подумайте, какие методы и приемы Вы будите использовать по каждому вопросу.

         Определите структуру занятия:

         Как Вы будете мотивировать детей в водной части. Как Вы их заинтересуете, удивите, привлечете внимание!

         Как в основной части Вы будете решать поставленные задачи? Как будете поддерживать интерес детей.

         На что обратите внимание в заключительной части. Какие вопросы зададите?

         Еще момент: как эта тема связана с предыдущей? Буду ли я на этом задании повторять, закреплять, контролировать ранее изученный материал? Как?  И конечно, перед такой работой необходимо посмотреть дополнительную литературу, газеты, журналы (если это информация о событиях в мире). Если нужно, заранее подготовить карточки и другой раздаточный материал, посмотрите конспекты коллег.

         Попробуйте несколько раз отрепетировать занятие, если нужно, перед зеркалом или магнитофоном. Все ли проходит гладко? В чем затруднение? В конце репетиции ответьте себе на вопрос: Я достиг поставленной цели? Мне нравится мое занятие? Если дети будут «засыпать», что я буду делать?

  • Очень условно можно выделить два основных момента, на которые обращает внимание администрация при проверке знаний:

 Результативность - насколько занятие оказалось понятным для детей, в какой степени решены поставленные задачи, какие знания и умения воспитанники получили.

Яркость, интересность – от этого момента зависит первый момент. Насколько детям было интересно, насколько воспитатель сумел их увлечь, пробудить интерес.

Если система занятий у воспитателя такова, что дети с ужасом и унынием  ждут воспитательного часа, сидя, считают минуты до его окончания, завевают, сидят с пустыми лицами и занимаются своими делами - это вопрос воспитателю как педагогу о его проф. пригодности. Необходимо не допускать такого состояния и после первых занятий с таким исходом очень внимательно и честно проанализировать - что я делаю не так, в чем причина, что необходимо изменить?

  • Необходимо постоянно работать над собой, профессиональный рост - осваивать новый педагогический опыт, читать методическую литературу, ходить на занятия более опытных коллег, собирать необходимый материал.

  • Литературы в интернете более чем достаточно, при желании можно проработать много замечательных книг.

  • Удачи в работе!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!