СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Религия древних египтян

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Религия древних египтян»

МБОУ «ЯСШ №11»

Город Ялта Республика Крым




Открытый урок по теме:


Религия древних египтян.






Урок разработал Слепченко Е.В.,

учитель истории и обществознания

МБОУ ЯСШ №11






Г.Ялта

2019 г.
















Урок 13.

Урок истории в 5 классе

Тема урока: Религия древних египтян


Цели: познакомить учащихся с верованиями, зародившимися в ранних государствах;

дать представление об особенностях религиозного мировоззрения Древнего Египта;


Планируемые результаты:

Предметные: Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, назначение гробниц.

Метапредметные:

Регулятивные: Определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, работать с иллюстрациями, определять значение событий.

Коммуникативные: Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

Личностные: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в развитии мировой истории


Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: карта «Древний Египет». Презентация «Религия древних египтян», компьютер, проектор


Ход урока

1. Индивидуальная письменная работа (на листочках).

- Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в пра­вом и левом столбиках пропущенные строки.

1. …..


1. Место, где река делится на множество рукавов

2. …

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма.


3. ….

3. Повелитель Египта


4. …

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.


5. …

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла.


6. …

6. Специалист по строительству зданий.


7. ….

7. Вера в сверхъестественное

8. …

8. Сбор в пользу государства.



9…

Плодородная почва, приносимая водами Нила

10. …..

Устройство для полива



Ответы: 1 - дельта; 2 - папирус; 3 - фараон; 4 - крестьянин; 5 -ре­месленник; 6 - архитектор; 7 - религия; 8 - налог.9 – ил, шадуф


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Организационный этап

Проверка готовности учащихся к уроку.

Учащиеся готовятся к уроку.


II. Актуализация опорных знаний учащихся по изученным темам.













Проверка работы по картам

Вступительное слово учителя.

1. Индивидуальная письменная работа (на листочках).


2. Беседа по теме «Военные походы фараонов»

  • Какие страны совершали походы фараон Тутмос III со своим войском? И за чем?


  • Почему говорят, что военные походы фараонов постепенно приводили к ослаблению царства



1. Несколько учеников по просьбе учителя выполняют задание по карточкам (см. Приложение №1)

2. Остальные ребята в это время участвуют в беседе.

Примерные ответы учеников:

  • Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину Сирию, Финикию.

  • 1. Погибало много простых жителей Египта, участки земли не кому было обрабатывать, рабов они себе приобрести не могли.

  • 2.Огромное количество ра­бов в стране - это источник недовольства властью, своим по­ложением. В любой момент они могут поднять восстание.


Ученики передают карты соседям и по очереди вслух проводят проверку

Предметные:

применять (карту) для решения учебных и познавательных задач.

Умение определять понятия, устанавливать причинно -следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.


III.Изучение нового материала.







Определение темы урока.












Определение цели урока.


  1. Храмы и жрецы.






































2. Как древние египтяне представляли мир
























































3. Что рассказывали египтяне о своих богах


























4. Миф об Осирисе и Исиде.


























5. Что рассказывали египтяне о «царстве мертвых».



Учитель: Ребята! Вот уже несколько дней (т.е. уроков) мы с вами путешествуем по Древнему Египту. Вам нравится? С кем мы встречались? Что мы узнали о жизни древних египтян?

Презентация

Слайд -1-2.

Задание №1: Объедините понятия одним термином и дайте ему определение: боги, идолы, страна мертвых, храмы, душа.



Вы правильно ответили, поэтому я думаю вам не трудно будет догадаться о чем пойдет речь на на нашем уроке-путешествии.

Слайд 3 (тема урока)

Учитель: Вы правильно догадались.

Сегодня перед нами стоит именно эта цель: познакомиться с древнеегипетскими богами.

Слайд 3(план урока)

Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Эти верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Наряду с ними у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.

Сегодня мы узнаем каковы были египетские боги и чем, по мнению египтян они отличались.

Чтобы лучше усвоить знания и ничего не перепутать – будем заполнять таблицу

( прил.1)

Но мы с вами продолжаем путешествие по Древнему Египту. Нашему взору предстает величественное здание, похожее на дворец (Слайд 5). Уже знакомый нам египтянин рассказывает, что это храм – жилище богов, сначала их строили как и все жилища.

Вопрос учителя: Из чего строили древние египтяне свои жилища, помните?


Но потом храмы стали строить из камня. Из бронзы или глины делали статуи богов. Египтяне верили, что в них вселяются боги. Они видят и слышат все, что говорят им люди. Чтобы боги исполняли их просьбы, верующие дарили им подарки.


Мы видим в храме человека. Это жрец – служитель богов. ( Слайд 6)

Вопрос учителя: В учебнике на с 49 найдите объяснение, кто такие жрецы?



Вопрос учителя: Итак, ребята, как бы кратко ответили на вопросы: Что такое храмы? Кто такие жрецы?

Учитель: Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, «…египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов. Давайте познакомимся с некоторыми богами Древнего Египта.

В ІV тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Ведь солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Оно же может нещадно палить, сжигая посевы, высушивая водоемы, превращая землю в каменную твердь. Египтяне верили в могущество бога солнца.

(Слайд 8,9)

Египтяне представляли землю как мужское начало, которое олицетворяет бог Геб. Часто его изображали в виде человека с головой змеи: ведь змея – самое «земляное» животное.

Богиню неба Нут египтяне представляли огромной коровой, тело которой усеяно звездами.

Но они постоянно ссорились между собой из-за того, что Нут каждое утро поедает своих детей – звезды – а вечером рождает их вновь. И тогда бог воздуха Шу разделил супругов: высоко поднялось небо над землей.

( слайды 10, 11) Амон-Ра – царь богов, бог-Солнце, бог-творец, создавший все сущее.

Каждое утро Амон-Ра появляется на востоке. Пока длится день, он плывет в своей ладье по небосводу. На голове его сверкает круглый солнечный диск. Его путь поддерживает порядок в мире. Оживают растения, ликуют люди и звери, поют птицы.



Вначале Земля и Небо были нераздельны: Нут была женою, а Геб – мужем

Задание классу: С помощью текста учебника и дополнительных источников опишите облик богов. Чему они покровительствовали? Какие мифы, легенды, интересные факты с ним связаны?

( Слайды 12,13)

Тот. Он изобрел счет и письменность,

чтобы сохранять и передавать знания.

Покровитель писцов


Бастет 




Физминутка

Мы гуляем по Египту (топ, топ)

Мы заходим в пирамиду (Цок-цок)

Открываем двери шире (вжик-вжик)

Там на троне фараон (вау)

А там Ра – вот это да.

Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу)

Рядом с нею Апис – бык, он рогами Вжик-вжик.

Мы со всеми попрощались, бай-бай.

И бегом из пирамиды мы помчались топ-топ.




(Слайды 14-18)


Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зеленый цвет?


Почему они часто изображали Осириса сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей фигуру?


Кого по вашему мнению египтяне считали правым и справедливым?


С какими событиями египтяне связывали смену сезонов?












( Слайды 19-22)


Учитель:

Египтяне верили, что после смерти люди отправляются на запад в подземное царство Осириса – Дуат .Там есть свет и тепло, в каналах течет голубая вода, зерно зреет на полях и растут сладкие финики на пальмах.

Путь в загробный мир – пролегает через пустыню – царство Сета.

Вопрос:

Почему египтяне расположили царство мертвых именно там?

Чтобы душа не сбилась с пути ей помогает проводник душ Анубис

Умерший, стоя в белых одеждах, произносит клятву:

Я не делал зла. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не крал. Я не лгал. Я не был причиной слез. Я не поднимал руку на слабого. Я не завидовал. Я не сквернословил. Я не говорил дурного о царе. Я не пренебрегал богами. Я чист, я чист, я чист, я чист!


Вопрос: Прочитайте клятву. Кого по вашему мнению египтяне считали достойным человеком, какие качества они выделяли?


Учитель Египтяне огромное значение придавали загробному существованию, что отразилось в их как религиозных, так и погребальных обрядах

( Слайд 21)

Чтобы человек после смерти мог

переселиться в загробный мир,

нужно было сохранить его тело.

Поэтому после смерти тело

Человека высушивали,

пропитывали смолой и

обматывали тонкими бинтами –

Оно превращалось в мумию

Затем мумию клали саркофаг (гроб), на котором писали заклинания и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного.

Для знатных людей гробницу строили из камня – ведь она должна была стать вечным жилищем.

Строительство пирамиды для фараона начиналось с момента его рождения.




Предполагаемые ответы:

встречались с земледельцами, ремесленниками, вельможами;

узнали как живут разные категории населения, какие походы совершают их фараоны.



Предполагаемый ответ:

религия





Предполагаемый ответ:

о религии древних египтян































Предполагаемый ответ:

Из тростника, обмазанного илом, вместо крыши – тростниковая циновка.






Предполагаемый ответ:

Ребята находят в учебнике ответ: жрецы – это люди, которые лучше всех умеют разговаривать с богами – он знает особые молитвы, хранит их в тайне от людей.





Предполагаемый ответ:

Глядя на слайд, ученики отвечают: Храм – это жилище богов, а жрецы – это служители богов.
















Учащиеся слушают : с помощью учебника заполняют таблицу,



















Учащиеся слушают объяснение учителя






Обучающиеся слушают объяснение, глядя на иллюстрации высказывают предположения











Он изобрел счет и письменность,

чтобы сохранять и передавать знания.

Покровитель писцов




Задание классу: С помощью текста учебника и дополнительных источников опишите облик богов. Чему они покровительствовали? Какие мифы, легенды, интересные факты с ним связаны?

( Слайды 12,13)

Тот. Он изобрел счет и письменность,

чтобы сохранять и передавать знания.

Покровитель писцов


Бастет 














Ребята выполняют зарядку.











Обучающиеся слушают рассказ, смотрят слайды, дают характеристику персонажам


Предполагаемые ответы:

В мифе говорится о том, как Осирис научил людей земледелию, разведению винограда, ремеслам.

Коварство Сета, его стремление занять престол говорит о борьбе за власть, междоусобных войнах между правителями государств.

В этом мифе отражены представления людей о загробной жизни. В качестве подарка Осирису был преподнесен гроб. Трудно представить нашу реакцию в подобном случае. Для древних египтян же такой подарок считался самым лучшим, т. к. к загробной жизни люди готовились еще при жизни.

В мифе отражена вера в справедливость: сын Осириса бог Гор одержал победу над злым и коварным богом Сетом (бог песчаных бурь, войны, зла и коварства).











Высказывают предположения



Пустыня была непроходима для людей. Она мертва и безжизненна













Доброта, законопослушность, честность, милосердие, покорность









Учащиеся слушают объяснение учителя


Записывают термины в тетрадь









Предметные умение объединять исторические факты и понятия в целостную картину.

Регулятивные: Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы.




Регулятивные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.





































Коммуникативные: Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их.










Предметные: знакомятся с новыми понятиями и терминами





Коммуникативные:

1) Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы..































Коммуникативные: учатся обобщать и сопоставлять информацию






































Регулятивные: учатся анализировать и делать выводы


























Личностные: определяют свойства моральных качеств личности, формируют суждения о добре, зле, справедливости…


















Предметные: знакомятся с новыми понятиями и терминами

IV.Закрепление изученного материала


  1. Каких богов и почему особенно почитали древние египтяне?

  2. Особую любовь и почтение древние египтяне испытывали к кошкам. Как вы думаете, почему кошка была в Египте священным животным?

  3. Как в верованиях египтян объяснялись важнейшие явления природы?

  4. Кто такие жрецы?

  5. Как назывались усыпальницы фараонов?

  6. Что такое саркофаг?

  7. Как звали:

бога солнца? Богиню плодородия?

8. Чему покровительствовал бог Тот?


9. Кого, по представлениям древних египтян, Осирис пропускал в "царство мертвых"?

Отвечают на вопросы


V. Рефлексия.

Домашнее задание

( Слайд 23)

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что было особенно интересно?

О чем бы хотели узнать дополнительно?




VI. Домашнее задание

( Слайд 24)

§ 10, прочитать, ответить на вопросы.

подготовить сообщение о богах Древнего Египта




VII. Подведение итогов, выставление оценок






1. Индивидуальная письменная работа (на листочках).

- Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в пра­вом и левом столбиках пропущенные строки.


1. …..



1. Место, где река делится на множество рукавов

2. …

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма.



3. ….

3. Повелитель Египта



4. …

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.



5. …

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла.



6. …

6. Специалист по строительству зданий.



7. Религия

7. …



8. …

8. Сбор в пользу государства.





1. Дельта




1. Место, где река делилась на несколько рукавов.



2. Папирус.

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали мате­риал для письма.



3. Фараон

3. Повелитель всего Египта.

4. Крестьянин.

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5.Ре­месленник.

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла.

6. Архитектор архитектор;...

6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия

7.Вера в сверхъестественные суще­ства.

8. Налог.

8. Сбор в пользу государства.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!