III.Изучение нового материала. Определение темы урока. Определение цели урока. Храмы и жрецы. 2. Как древние египтяне представляли мир 3. Что рассказывали египтяне о своих богах 4. Миф об Осирисе и Исиде. 5. Что рассказывали египтяне о «царстве мертвых». | Учитель: Ребята! Вот уже несколько дней (т.е. уроков) мы с вами путешествуем по Древнему Египту. Вам нравится? С кем мы встречались? Что мы узнали о жизни древних египтян? Презентация Слайд -1-2. Задание №1: Объедините понятия одним термином и дайте ему определение: боги, идолы, страна мертвых, храмы, душа. Вы правильно ответили, поэтому я думаю вам не трудно будет догадаться о чем пойдет речь на на нашем уроке-путешествии. Слайд 3 (тема урока) Учитель: Вы правильно догадались. Сегодня перед нами стоит именно эта цель: познакомиться с древнеегипетскими богами. Слайд 3(план урока) Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Эти верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Наряду с ними у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами. Сегодня мы узнаем каковы были египетские боги и чем, по мнению египтян они отличались. Чтобы лучше усвоить знания и ничего не перепутать – будем заполнять таблицу ( прил.1) Но мы с вами продолжаем путешествие по Древнему Египту. Нашему взору предстает величественное здание, похожее на дворец (Слайд 5). Уже знакомый нам египтянин рассказывает, что это храм – жилище богов, сначала их строили как и все жилища. Вопрос учителя: Из чего строили древние египтяне свои жилища, помните? Но потом храмы стали строить из камня. Из бронзы или глины делали статуи богов. Египтяне верили, что в них вселяются боги. Они видят и слышат все, что говорят им люди. Чтобы боги исполняли их просьбы, верующие дарили им подарки. Мы видим в храме человека. Это жрец – служитель богов. ( Слайд 6) Вопрос учителя: В учебнике на с 49 найдите объяснение, кто такие жрецы? Вопрос учителя: Итак, ребята, как бы кратко ответили на вопросы: Что такое храмы? Кто такие жрецы? Учитель: Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, «…египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов. Давайте познакомимся с некоторыми богами Древнего Египта. В ІV тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Ведь солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Оно же может нещадно палить, сжигая посевы, высушивая водоемы, превращая землю в каменную твердь. Египтяне верили в могущество бога солнца. (Слайд 8,9) Египтяне представляли землю как мужское начало, которое олицетворяет бог Геб. Часто его изображали в виде человека с головой змеи: ведь змея – самое «земляное» животное. Богиню неба Нут египтяне представляли огромной коровой, тело которой усеяно звездами. Но они постоянно ссорились между собой из-за того, что Нут каждое утро поедает своих детей – звезды – а вечером рождает их вновь. И тогда бог воздуха Шу разделил супругов: высоко поднялось небо над землей. ( слайды 10, 11) Амон-Ра – царь богов, бог-Солнце, бог-творец, создавший все сущее. Каждое утро Амон-Ра появляется на востоке. Пока длится день, он плывет в своей ладье по небосводу. На голове его сверкает круглый солнечный диск. Его путь поддерживает порядок в мире. Оживают растения, ликуют люди и звери, поют птицы. Вначале Земля и Небо были нераздельны: Нут была женою, а Геб – мужем Задание классу: С помощью текста учебника и дополнительных источников опишите облик богов. Чему они покровительствовали? Какие мифы, легенды, интересные факты с ним связаны? ( Слайды 12,13) Тот. Он изобрел счет и письменность, чтобы сохранять и передавать знания. Покровитель писцов Бастет Физминутка Мы гуляем по Египту (топ, топ) Мы заходим в пирамиду (Цок-цок) Открываем двери шире (вжик-вжик) Там на троне фараон (вау) А там Ра – вот это да. Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу) Рядом с нею Апис – бык, он рогами Вжик-вжик. Мы со всеми попрощались, бай-бай. И бегом из пирамиды мы помчались топ-топ. (Слайды 14-18) Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зеленый цвет? Почему они часто изображали Осириса сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей фигуру? Кого по вашему мнению египтяне считали правым и справедливым? С какими событиями египтяне связывали смену сезонов? ( Слайды 19-22) Учитель: Египтяне верили, что после смерти люди отправляются на запад в подземное царство Осириса – Дуат .Там есть свет и тепло, в каналах течет голубая вода, зерно зреет на полях и растут сладкие финики на пальмах. Путь в загробный мир – пролегает через пустыню – царство Сета. Вопрос: Почему египтяне расположили царство мертвых именно там? Чтобы душа не сбилась с пути ей помогает проводник душ Анубис Умерший, стоя в белых одеждах, произносит клятву: Я не делал зла. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не крал. Я не лгал. Я не был причиной слез. Я не поднимал руку на слабого. Я не завидовал. Я не сквернословил. Я не говорил дурного о царе. Я не пренебрегал богами. Я чист, я чист, я чист, я чист! Вопрос: Прочитайте клятву. Кого по вашему мнению египтяне считали достойным человеком, какие качества они выделяли? Учитель Египтяне огромное значение придавали загробному существованию, что отразилось в их как религиозных, так и погребальных обрядах ( Слайд 21) Чтобы человек после смерти мог переселиться в загробный мир, нужно было сохранить его тело. Поэтому после смерти тело Человека высушивали, пропитывали смолой и обматывали тонкими бинтами – Оно превращалось в мумию Затем мумию клали саркофаг (гроб), на котором писали заклинания и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного. Для знатных людей гробницу строили из камня – ведь она должна была стать вечным жилищем. Строительство пирамиды для фараона начиналось с момента его рождения. | Предполагаемые ответы: встречались с земледельцами, ремесленниками, вельможами; узнали как живут разные категории населения, какие походы совершают их фараоны. Предполагаемый ответ: религия Предполагаемый ответ: о религии древних египтян Предполагаемый ответ: Из тростника, обмазанного илом, вместо крыши – тростниковая циновка. Предполагаемый ответ: Ребята находят в учебнике ответ: жрецы – это люди, которые лучше всех умеют разговаривать с богами – он знает особые молитвы, хранит их в тайне от людей. Предполагаемый ответ: Глядя на слайд, ученики отвечают: Храм – это жилище богов, а жрецы – это служители богов. Учащиеся слушают : с помощью учебника заполняют таблицу, Учащиеся слушают объяснение учителя Обучающиеся слушают объяснение, глядя на иллюстрации высказывают предположения Он изобрел счет и письменность, чтобы сохранять и передавать знания. Покровитель писцов Задание классу: С помощью текста учебника и дополнительных источников опишите облик богов. Чему они покровительствовали? Какие мифы, легенды, интересные факты с ним связаны? ( Слайды 12,13) Тот. Он изобрел счет и письменность, чтобы сохранять и передавать знания. Покровитель писцов Бастет Ребята выполняют зарядку. Обучающиеся слушают рассказ, смотрят слайды, дают характеристику персонажам Предполагаемые ответы: В мифе говорится о том, как Осирис научил людей земледелию, разведению винограда, ремеслам. Коварство Сета, его стремление занять престол говорит о борьбе за власть, междоусобных войнах между правителями государств. В этом мифе отражены представления людей о загробной жизни. В качестве подарка Осирису был преподнесен гроб. Трудно представить нашу реакцию в подобном случае. Для древних египтян же такой подарок считался самым лучшим, т. к. к загробной жизни люди готовились еще при жизни. В мифе отражена вера в справедливость: сын Осириса бог Гор одержал победу над злым и коварным богом Сетом (бог песчаных бурь, войны, зла и коварства). Высказывают предположения Пустыня была непроходима для людей. Она мертва и безжизненна Доброта, законопослушность, честность, милосердие, покорность Учащиеся слушают объяснение учителя Записывают термины в тетрадь | Предметные умение объединять исторические факты и понятия в целостную картину. Регулятивные: Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы. Регулятивные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Коммуникативные: Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Предметные: знакомятся с новыми понятиями и терминами Коммуникативные: 1) Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы.. Коммуникативные: учатся обобщать и сопоставлять информацию Регулятивные: учатся анализировать и делать выводы Личностные: определяют свойства моральных качеств личности, формируют суждения о добре, зле, справедливости… Предметные: знакомятся с новыми понятиями и терминами |