СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

- Подвести учащихся к пониманию причин, целей, и итогов религиозных войн во Франции.

-Развивать умения  работать с учебником, понятийным материалом, давать оценку деятельности правителя и аргументированную оценку историческому событию, работать с документами, а также хронологические, картографические умения.

- Воспитывать толерантность.

Просмотр содержимого документа
«"Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции"»

ПЛАН - КОНСПЕКТ

Класс: 7

Тема: «Религиозные войны во Франции. Укрепление абсолютизма».

:

Образовательная задача:

Понятия

Исторические имена

Даты

Гугеноты

Месса

Нантский эдикт

Екатерина Медичи

Генрих Гиз

Генрих Наваррский

1562—1598 гг. - Религиозные войны.

1572 г. – "Варфоломеевская ночь" во Франции.

1598 г. - Нантский эдикт.

Развивающая задача: Продолжить формировать умения и навыки работы с иллюстрациями (на экране), текстом учебника...

Воспитательная задача: воспитывать толерантность.

Средства обучения: учебник по истории Нового времени 7 кл.,



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг. момент

(2 мин.)

Приветствие: Здравствуйте, ребята! садитесь. Проверка готовности к уроку: проверьте наличие у каждого на столе ручки, тетради, учебника и дневника! мотивация:

Ребята, сегодня на уроке я приглашаю вас в одно удивительное путешествие по стране, которая у меня ассоциируется с Версалем, Лувром, Эйфелевой башней. Что это за страна? Конечно, это Франция. В конце XV века, когда завершилось объединение Франции, она по численности населения стала самым большим государством в Европе. В стране проживало 15 млн. человек.

Сегодня вы узнаете об особенностях Реформации во Франции.

Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите тему урока: ««Религиозные войны во Франции. Укрепление абсолютизма»».

Проверяют готовность к уроку, слушают мотивацию, записывают тему урока.

2. Опрос д.з.

(10 мин.)

Фронтальный опрос:

по понятиям (учащиеся вспоминают основные понятия, связанные с Реформацией в Германии, Англии, Швейцарии). слайд1:

1.Реформация

2.Революция

3.Протестанты

4. Лютеранская церковь

5. Кальвинистская церковь

6.Англиканская церковь

7. Пуритане

по датам (вспоминают основные события Реформации в Европе). слайд2:

  1. 1517 год, (начало Реформации)

  2. 1524-1526 гг., (крестьянская война)

  3. 1555 год, (Аугсбургский мир)

  4. 1534 год (Акт о супрематии)

по именам (вспоминают основных идеологов Реформации и участников Контрреформации). слайд 3

  1. Мартин Лютер, 4.Филипп II,

  2. Томас Мюнцер, 5. Игнатий Лойола,

  3. Жан Кальвин, 6.Генрих VIII.



А сейчас мы перейдём к изучению новой темы.

3. Новый материал

(25 мин.)


1. Один король, но две веры.












































2. Как начались Религиозные войны.



























3. Путь беды.














4. "Кровавая свадьба".



































































5. Война 3х Генрихов.
























6. "Добрый король".









7. Правление Ришелье.












Рассказ учителя:

В конце XV – первой половине XVI вв. во Франции правила династия Валуа. В это же время завершается собирание французских земель и Франция становится одним из крупнейших и сильнейших государств Европы.

В начале 15 в. во Франции стали распространяться идеи протестантизма (кальвинизма).





























Французские протестанты, получили название гугеноты (со швц. означает товарищи, давшие общую клятву). Запишем в тетрадь: Гугеноты - французские протестанты.

Они (гугентоы) получают поддержку на юге страны, удаленного от Парижа, где политическое лидерство было в руках Шатильонов, Бурбонов и Конде – принцев крови (т.е....), претендующих на французский престол.

На севере формируется политическая группа католиков во главе с семейством Гизов, также претендовавших на престол.

Французские короли из династии Валуа поддержали католиков - они встревожились, что может произойти раскол церкви и создастся угроза единству государства.

Таким образом страна раскололась на два враждебных лагеря: католиков, которые обособились на севере Франции и гугенотов на Юге.

Гугеноты считали своим долгом обратить всех в "истинную" веру. Сначала они просто собирались на тайные собрания, распевали религиозные гимны, молились. Затем перешли к активной борьбе против Папы Римского и его епископов. Они печатали листовки с учениями Кальвина и Лютера, которые распространяли по всей стране; также по всей Франции они рассылали своих священников - пасторов.

Так Реформация проникла во Францию.


В это время во Франции не было сильной королевской власти. Сменяли друг друга на троне представители династии Валуа, но не было среди них человека с государственным умом. Среди родственников королей выделялся всесильный герцог Гиз, которого называли «некоронованный король Парижа». Именно с именем этого человека связывают начало религиозных войн во Франции.

В марте 1562 года Гиз, проезжая со своей свитой через местечко Васси. В это время там собрались гугентоы на богослужение. Услышав пение протестанских гимнов, Гиз со своей свитой устроили кровавую расправу над мирными гугенотами: (убито более 20 и ранено около 100 человек).

Случай в Васси и стал поводом для начала религиозных войн, которые длились более тридцати лет (1562—1598). Итак, запишем в тетради годы религиозных войн во Франции.

1562—1598гг. – религиозные войны во Франции.



Теперь обратим внимание на правовое положение католиков и гугенотов. Гугеноты были бесправны. Начиная с 20-х годов XVI века они подвергались жестоким преследованиям. На стороне католиков был сам король.

С 1560 по 1574 г. во Франции правил король из династии Валуа – Карл IX., он не был умён, проблемы, стоящие перед страной его не интересовали. В годы его малолетства страной управляла королева-мать Екатерина Медичи - властная, хитрая интриганка.






Екатерине Медичи были присущи качества, о которых писал Монтень. Также она стремилась сохранить единство нации, расколотой на враждебные группировки. Королева была воплощением достоинств и недостатков своих современников. Она, как и все люди XVI в., не придавала особого значения человеческой жизни. Поэтому методы королевы-матери не очень смущали современников. Государственные интересы заставляли Екатерину Медичи иногда прибегать к убийству, но в тех случаях, когда у нее не было иного выхода.


Религиозные войны толкнули страну на путь беды. Католики создавали свои братства, устраивали многочисленные процессии и убивали гугенотов и сжигали их имущество. Они не щадили ни женщин, ни детей. Всё это католики не считали грехом - ведь гугеноты были протестантами, следовательно их надо было уничтожать. Гугеноты были не так жестоки, в захваченных городах они разоряли церкви, но ни кого не убивали.


В ходе Религиозный войн, протестанты вынудили власть пойти на уступки и в 1570 г.в Сен - Жермене было заключено примирение: гугеноты получили право наравне с католиками занимать гос.должности, повсюду разрешалось протестантское богослужение... но мир длился не долго.


Сейчас мы узнаем, с какими событиями связано выражение "Варфоломеевская ночь". Какая обстановка была в Париже накануне Варфоломеевской ночи? Только ли религиозная вражда выплеснулась в этом кровавом событии или к ней прибавилось общее озлобление горожан?

Руководителями гугенотов были адмирал Колиньи и король Наваррский Генрих Бурбон. Карл IX, чтобы примирить католиков и гугенотов, решил выдать замуж за Генриха свою сестру Маргариту. Свадьбу назначили на август 1572 г. По этому случаю в Париж съехались все вожди гугенотов со своими свитами. Руководители католиков не хотели допустить усиления влияния гугенотов. Они решили воспользоваться тем, что все вожди протестантов съехались в Париж, и уничтожить их. Сначала было совершено покушение на одного из вождей гугенотов, адмирала Колиньи. Его ранили выстрелом из-за угла, но он остался жив.


Чтобы восстановить те далёкие события я обращусь к фрагменту из книги "Екатерина Медичи". Слушайте внимательно. Ну мне понравилась эта задумака, но хватит ли времени

"Когда Генрих Гиз проезжал через народные кварталы, он увидел, насколько возбужден и враждебно настроен по отношению к гугенотам парижский люд. Эта толпа была для него лучшей защитой от суровости короля... Он знал, как легко разжечь страсти этой толпы, доведенной до фанатизма многочисленными священниками церквей и монастырей. В эти жаркие августовские дни в город потоком хлынули дворяне-протестанты на свадьбу Маргариты; их разместили в основном в Лувре и поблизости от дворца, но также и в пригороде Сен-Жермен. Парижане приглядывались к этим гугенотам, вчерашним врагам, сегодня окружающим короля. Их удивляет и возмущает, что они смешались с католиками. Перенаселенный город бурлит: все свободные дома, постоялые дворы, таверны заняли конюхи, лакеи, солдаты. К постоянному городскому населению в большом количестве присоединились бедняки, которых голод погнал из деревень.

Это огромное количество обнищавшего населения становится свидетелем братания вельмож — католиков и протестантов и наблюдает за пышными праздниками по случаю свадьбы Маргариты и Генриха. Бедняки видят, как по деревянным мосткам проезжают великолепно одетые дамы и придворные. В глухие переулки доносятся отзвуки пиров и турниров: для фанатичных проповедников настала пора разжигать народное недовольство против протестантов. Отовсюду раздаются призывы к убийству. Всем ясно: готовится бунт. В пятницу, после покушения на Колиньи (в подготовке покушения участвовала Екатерина Медичи, так как адмирал был не только протестантом, но и политическим противником, призывавшим короля к вступлению в войну с могущественной католической Испанией, что противоречило убеждениям королевы-матери), новость об этом распространяется по всему городу подобно пороховому приводу. Горожане закрывают лавки, вооружаются, собираются в кварталах. Городской голова и городские старшины передают приказ ополченцам: под командованием своих капитанов явиться в городскую ратушу «тайно, не привлекая ничьего внимания». Они должны быть наготове, чтобы сдержать фанатичную и голодную толпу и предотвратить как грабежи и насилие, так и полное разграбление города вражескими войсками, которых так боятся добропорядочные коммерсанты.

...Екатерина Медичи... не сомневалась, что за неудавшимся покушением (на Колиньи) непременно последует вооружение протестантов. Она советуется со своими приближенными. Раз уж после ранения адмирала война становится неизбежной, она первая, а за ней и все остальные пришли к мнению, что лучше начать битву в Париже... Во время ужина у королевы гасконский дворянин Пардальян громко сказал, что виновники покушения на адмирала получат по заслугам. Екатерина решает действовать этой же ночью. Так как оказалось слишком много предполагаемых жертв, пришлось получать согласие короля".

В ночь перед праздником святого Варфоломея (24 августа) шайки убийц - католиков, организовали избиение гугенотов. Дома, где находились гугеноты, тайно пометили крестами. В аббатстве Сен-Жермен ударил колокол — это был призыв к расправе. Началась ночь святого Варфоломея. Толпы «добрых католиков», направляемые герцогом Генрихом Гизом, врывались в дома гугенотов. Многих заставали в постелях, бедные люди ничего не подозревали. Дома грабили, гугенотов убивали. Не щадили ни женщин, ни младенцев. Адмирала Колиньи убили и его труп волокли по улицам, а затем повесили на виселицу. И сам король Карл IX, стоя у дворцового окна, стрелял в несчастных людей из аркебузы. Резня продолжалась три дня. Спасения не было нигде. Затем бойня перекинулась в провинцию. Современники считали, что всего было убито до 30 тыс. человек! Генриху Наваррскому, который так и не стал мужем Маргариты еле удалось спастись, и то только потому что он перешёл в католическую веру. Сен - Жерменское перемирие было уничтожено!

Итак, давайте запишем дату Варфоломеевской ночи.

1572 год – "Варфоломеевская ночь" во Франции.


После смерти Карла IX французская корона перешла к Генриху III, который не способен был управлять страной. Он был легкомысленный, мелочный, себялюбивый, склонный к излишней роскоши. А в стране шла гражданская война между католиками и протестантами. Католиков возглавлял Генрих Гиз, а гугенотов - Генрих Наварра, который вернулся в протестантство. Между ними и развернулась борьба за престол. Дело в том, что у Генриха 3 не было детей, и в случае его смерти трон переходил к Генриху Наваррскому (родственник Валуа). Католики во главе с Гизом этого допустить не могли, и решают похитить короля, постричь его насильно в монахи, а королём провозгласить Генриха Гиза.

Узнав об этом Генрих III приказал убить Генриха Гиза. Но католики не смогли ему этого простить, по Парижу двигались траурные процессии с криками "Да погасит Господь династию Валуа". И летом 1589 г. на Генриха III было совершено покушение, - перед смертью он успел завещать престол Генриху Наваррскому, но при этом сказал, что Париж не примет гугенота.


Генрих Наваррский, осторожный и хитрый политик, тоже понимал, что страна не примет короля - протестанта.

«Париж стоит мессы», - сказал Генрих Наварра, ставший французским королем Генрихом IV, он вторично принял католическую веру. Итак, запишем в тетради:

Месса – католическое богослужение.


Генрих IV в 1598 году издал Нантский эдикт – документ, регулирующие политические и религиозные права гугенотов, в стране провозглашалась веротерпимость.

(Работа с документом??)


Генрих IV был первым королем Нового времени, который задачу создания сильного объединенного государства ставил выше вопросов религии.











По вопросу организуется работа в группах. Группы получают памятки «Оценка деятельности правителя».

1.Годы правления.

2.Какие цели перед собой ставил?

3.Какими способами действовал, чтобы добиться цели?

4.Какими были последствия его действий?

5.Ваша оценка деятельности правителя.

Работу с документом «Политическое завещание» Ришелье учащиеся выполняют самостоятельно. /учебник, с.124-125/

Выслушиваются оценки представленные учащимися, зачитывается вывод


Вывод: Реформация и религиозные войны во Франции имели свои особенности: наибольшее участие в них приняли дворянство и горожане. Стране удалось выйти из этой полосы бедствий, добившись введения веротерпимости и создания абсолютной монархии. Франция стала сильнейшим государством в Европе.


Слушают рассказ учителя.






Инструкция: Ребята, откройте ваши учебнике на стр.116 и в течении 2х мину найдите какие слои население и почему были недовольны католической церковью и стали кальвинистами? По истечении времени мы обсудим ваши ответы. Итак, время пошло.

Ожидаемый ответ:

1. Представители старинной знати - недовольны укреплением королевской власти; а также придворные, дворяне у них на службе придерживались таких же взглядов.

2. Обедневшие дворяне - были не прочь прибрать к рукам богатство церкви.


3. Горожане - страдали от тяжести налогов (в том числе и церковных). Хотели вернуть старинные городские вольности.

4. Первые буржуа - предприниматели - их привлекала кальвинистская этика, стремление к накоплению денег, дешевой церкви.

5. Крестьяне - протест против феодальных и церковных поборов.



Записывают в тетрадь определение понятия гугеноты.































Слушают рассказ учителя, записывают в тетради годы Религиозных войн.










Инструкция: Сейчас я попрошу одного из вас прочитать характеристику, данную Екатерине Медичи её современником, гуманистом Мишелем Монтенем. Какими качествами по его мнению обладала Екатерина Медичи?


ТЕКСТ на экране!

"Добродетель в политике — это добродетель с многочисленными изгибами, углами и поворотами... Она разношерстная и искусственная, не прямая и не четкая, не постоянная, не совсем невинная. Тот, кто идет в толпе, должен уметь отклоняться в сторону, прижимать локти, отступать или идти вперед, даже уметь свернуть с пути праведного, в зависимости от того, с чем он сталкивается: он должен руководствоваться не своими желаниями, а желаниями ближнего, не своими предложениями, а тем, что ему предлагают, в зависимости от эпохи, от людей, от дел".










































































































Слушают рассказ учителя, записывают дату Варфоломеевской ночи.
























Слушают рассказ учителя, записывают определение понятия месса.


Записывают год и значение Нантского эдикта.





Инструкция: Ребята, откройте учебник на стр.121 и прочитайте пункт "Добрый король". В течение 2х мин. прочитайте его и подумайте почему Генрих Наваррский был прозван «Добрым королем»? По истечении времени я выслушаю ответ. Итак, время пошло.



Выполняют задание по памятке.









4. Закрепление

(5 мин.)

Вопросы:

- Кто такие гугеноты?

- Когда начались религиозные войны во Франции?

-Когда закончились религиозные войны во Франции?

-Какой документ был подписан в 1598 году?



5. Д.з.

(2 мин.)

п. 14 (пересказывать).

Записывают д.з. Слушают комментарии учителя.



6. Подведение итогов и выставление оценок

(1 мин.)


оценок




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!