СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ремёсла на Кубани"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На Кубани живет славный, трудолюбивый народ, который прославил свой край. Сегодня на уроке мы отправимся в интересное путешествие и узнаем, какими же ремеслами и промыслами славиться кубанский народ.

Просмотр содержимого документа
«"Ремёсла на Кубани"»

Тема: «Ремесла на Кубани»

Цель: Познакомить учащихся с видами ремесел на Кубани.



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Орг момент

Приветствие. Проверка готовности детей к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность.

2.Изучение нового материала.

-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с видами промыслов и ремесел на Кубани.

-На Кубани живет славный, трудолюбивый народ, который прославил свой край. Сегодня на уроке мы отправимся в интересное путешествие и узнаем, какими же ремеслами и промыслами славиться кубанский народ.  Народные ремесла важная часть традиционной народной культуры. Из простых материалов создавались истинные произведения искусства.



-А знаете ли вы, что означают слова «ремесло» и «промысел»?



-Ремесло - профессиональное занятие, изготовление изделий ручным способом для личного употребления.

Промысел – создание и продажа большого количества изделий с целью получения прибыли (денег).



Промысловики на Кубани появились из более развитых областей России.

Коренные жители станиц – казаки занимались земледелием и скотоводством. Те, кто знал какое-либо мастерство, занимались этим лишь «для своих нужд». Для этих занятий нужно было сырье: животного, растительного или минерального происхождения. Каким сырьем был богат тот или иной район, этим ремеслом и занимались люди.



-Кубанские народные ремесла насчитывают около 24 видов народных ремесел.

В средние века ремесленники селились в городах по цехам (ремеслам): гончары, ткачи, кузнецы, сапожники, перчаточники. У каждого цеха было свое знамя, а на домах висели вывески с изображением тех изделий, которые изготавливались в цехах и мастерских: на доме сапожника висел сделанный из металла сапог, перчаточника – перчатка. Улицы тоже называли по роду ремёсел и занятий людей. В Москве до сих пор есть улица Мясницкая, Кузнечный мост. В других городах можно пройти по улице Гончарной, Кузнечной, кварталам Резчиков и Ткачей, Соломенной площади.



-Ткачество

Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия девушки успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, скатерти, рубахи.

В доме наших предков прялка была чуть ли не самым главным предметом: она одевала всю семью.



-Вышивка

История вышивки начинается в глубокой древности.

Дочь великого князя Всеволода, основала в Киеве школу, в которой учила искусству вышивки золотом и серебром. Вышивка на одежде выполняла охранные функции, поэтому располагалась на груди, у ворота, на рукавах. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от сглаза и болезни, удара молнии и других несчастий.

Вышивали одежду, предметы быта - скатерти, рушники, наволочки, кошельки, чехлы для мебели. В народном быту имел значение платочек. Он был символом верности и памяти о любимом человеке.



-Резьба по дереву

Промысел по обработке дерева является одним из самых распространенных. Сейчас почти все вещи в наших домах из магазина. А во времена наших прадедушек каждую вещь в доме мастерили сами, да и дом-то возводили своими руками. Русский умелец, построив теплую избу, украшал резьбой наличники окон, ворота. Крышу избы украшал деревянный конек.

-Почему именно конь?

-Кто был у крестьянина первым помощником?

-Кто помогал пахать, боронить, возить сено?

Вот за это и стоит конь на самом верху крыши.

Жилища, хозяйственные постройки, мебель, домашняя утварь, земледельческий инвентарь по традиции изготавливались из дерева.



-А теперь давайте немножко побудем ремесленниками и нарисуем модель любого предмета, который вы хотели бы вырезать из дерева, будь вы ремесленниками.



-Кузнечное ремесло

– Ребята, знаете ли вы, кто такие кузнецы?



Кузнец.

– Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

- Отчего не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова, -

Раз, два – и готово!

Рассказывают, что каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Они умели подковать своих коней, ковали оружие и всякую домашнюю утварь. КУЗНЕЧНОЕ дело переходило от поколения к поколению. Прекрасные кузнецы жили в станице Старокорсунской. Они ковали топоры, подковы, вилы, лопаты.



-Художественная ковка

Город Армавир издавна славится художественной ковкой. Ковань – это художественное

оформление из металлической полосы или прута. Тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решёток, козырьков, оград, ворот. Для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей.

-Гончарное ремесло

«Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу». ( Глина )



- Может кто-нибудь знает, в каком ремесле используется глина?

- Как назывался мастер по изготовлению глиняной посуды? (Гончар)

- Для ведения личного хозяйства нужна была различная посуда. На помощь пришли ГОНЧАРЫ. Их на Кубани называли горшечниками. Глиняная посуда была очень нужна в хозяйстве. Она стала пользоваться спросом.

ГЛЕЧИК – горшок с широким высоким горлом. В этой посуде и в наши дни хранят молоко, сметану. В КРЫНКАХ хранили варенье. В МАКИТРАХ и КУВШИНАХ больших размеров квасили капусту, солили огурцы на зиму. В кувшинах поменьше хранили молоко, масло, творог.

ГОНЧАРЫ свою посуду развозили по селам и станицам и выменивали за пшеницу. Именно по кувшинам судили об искусстве гончара. Если посуда «дышит», сохраняет воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер – настоящий умелец.  Каждый мастер старался создать посуду оригинальной формы, расписать её яркими красками. Вскоре гончары стали изготавливать и различные строительные материалы: кирпичи, кровельную черепицу.



-Плетение из лозы, соломы, листьев початков кукурузы.

Из ЛОЗЫ (прутьев вербы) мастера изготавливали корзины. Какие только не плели: и большие, и маленькие, и крошечные. Из листьев початков кукурузы плели кошельки, корзинки, из соломы – большие шляпы. Плели из камыша, тростника – колыбели для детей, столы, стулья.










-слушают учителя





-предлагают свои варианты ответа


-внимательно слушают рассказ учителя, смотрят изображения Казаков на презентации




-внимательно слушают рассказ учителя





-смотрят презентацию, сопровождаемую рассказом учителя



-смотрят картинки в презентации и слушают рассказ учителя





-смотрят презентацию, слушают рассказ учителя


-отвечают на вопросы учителя, смотрят видеофрагмент о резьбе по дереву


-рисуют модель предмета



-это те, кто куют изделия из железа

-внимательно слушают рассказ учителя










-отгадывают загадку, слушают рассказ учителя


-в гончарном

-слушают рассказ учителя, смотрят презентацию и видео о гончарном деле






-смотрят презентацию, слушают рассказ учителя


3.Рефлексия

-«Хозяин сплел несколько корзин и продает их на рынке. Мальчик выбегает с корзинами, предлагая их купить».

- Промысел это или ремесло? ( Промысел).



«Бабушка сплела красивый кружевной воротник и подарила внучке».

- Промысел это или ремесло? ( Ремесло).



- С какими ремеслами вы познакомились на уроке?

- Кто такие гончары?

- Что плели из лозы, соломы, листьев початков кукурузы?

- Кто такие кузнецы? Что они изготавливали?

- Что можно сказать о людях, которые занимались различными ремеслами?



-Сделав вещь своими руками, человек вкладывает в неё всю свою душу. Связывает культуру предков и нынешнего поколения. С помощью ремёсел передаются народные традиции, обычаи, культура.



4.Итог

Д/з подготовить доклад о любом Кубанском ремесле

Записывают Д/з




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!