2.Изучение нового материала. | -Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с видами промыслов и ремесел на Кубани. -На Кубани живет славный, трудолюбивый народ, который прославил свой край. Сегодня на уроке мы отправимся в интересное путешествие и узнаем, какими же ремеслами и промыслами славиться кубанский народ. Народные ремесла важная часть традиционной народной культуры. Из простых материалов создавались истинные произведения искусства.
-А знаете ли вы, что означают слова «ремесло» и «промысел»?
-Ремесло - профессиональное занятие, изготовление изделий ручным способом для личного употребления. Промысел – создание и продажа большого количества изделий с целью получения прибыли (денег).
Промысловики на Кубани появились из более развитых областей России. Коренные жители станиц – казаки занимались земледелием и скотоводством. Те, кто знал какое-либо мастерство, занимались этим лишь «для своих нужд». Для этих занятий нужно было сырье: животного, растительного или минерального происхождения. Каким сырьем был богат тот или иной район, этим ремеслом и занимались люди.
-Кубанские народные ремесла насчитывают около 24 видов народных ремесел. В средние века ремесленники селились в городах по цехам (ремеслам): гончары, ткачи, кузнецы, сапожники, перчаточники. У каждого цеха было свое знамя, а на домах висели вывески с изображением тех изделий, которые изготавливались в цехах и мастерских: на доме сапожника висел сделанный из металла сапог, перчаточника – перчатка. Улицы тоже называли по роду ремёсел и занятий людей. В Москве до сих пор есть улица Мясницкая, Кузнечный мост. В других городах можно пройти по улице Гончарной, Кузнечной, кварталам Резчиков и Ткачей, Соломенной площади.
-Ткачество Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия девушки успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, скатерти, рубахи. В доме наших предков прялка была чуть ли не самым главным предметом: она одевала всю семью.
-Вышивка История вышивки начинается в глубокой древности. Дочь великого князя Всеволода, основала в Киеве школу, в которой учила искусству вышивки золотом и серебром. Вышивка на одежде выполняла охранные функции, поэтому располагалась на груди, у ворота, на рукавах. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от сглаза и болезни, удара молнии и других несчастий. Вышивали одежду, предметы быта - скатерти, рушники, наволочки, кошельки, чехлы для мебели. В народном быту имел значение платочек. Он был символом верности и памяти о любимом человеке.
-Резьба по дереву Промысел по обработке дерева является одним из самых распространенных. Сейчас почти все вещи в наших домах из магазина. А во времена наших прадедушек каждую вещь в доме мастерили сами, да и дом-то возводили своими руками. Русский умелец, построив теплую избу, украшал резьбой наличники окон, ворота. Крышу избы украшал деревянный конек. -Почему именно конь? -Кто был у крестьянина первым помощником? -Кто помогал пахать, боронить, возить сено? Вот за это и стоит конь на самом верху крыши. Жилища, хозяйственные постройки, мебель, домашняя утварь, земледельческий инвентарь по традиции изготавливались из дерева.
-А теперь давайте немножко побудем ремесленниками и нарисуем модель любого предмета, который вы хотели бы вырезать из дерева, будь вы ремесленниками.
-Кузнечное ремесло – Ребята, знаете ли вы, кто такие кузнецы?
Кузнец. – Эй, кузнец, молодец, Захромал мой жеребец. Ты подкуй его опять. - Отчего не подковать? Вот гвоздь, вот подкова, - Раз, два – и готово! Рассказывают, что каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Они умели подковать своих коней, ковали оружие и всякую домашнюю утварь. КУЗНЕЧНОЕ дело переходило от поколения к поколению. Прекрасные кузнецы жили в станице Старокорсунской. Они ковали топоры, подковы, вилы, лопаты.
-Художественная ковка Город Армавир издавна славится художественной ковкой. Ковань – это художественное оформление из металлической полосы или прута. Тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решёток, козырьков, оград, ворот. Для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей. -Гончарное ремесло «Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу». ( Глина )
- Может кто-нибудь знает, в каком ремесле используется глина? - Как назывался мастер по изготовлению глиняной посуды? (Гончар) - Для ведения личного хозяйства нужна была различная посуда. На помощь пришли ГОНЧАРЫ. Их на Кубани называли горшечниками. Глиняная посуда была очень нужна в хозяйстве. Она стала пользоваться спросом. ГЛЕЧИК – горшок с широким высоким горлом. В этой посуде и в наши дни хранят молоко, сметану. В КРЫНКАХ хранили варенье. В МАКИТРАХ и КУВШИНАХ больших размеров квасили капусту, солили огурцы на зиму. В кувшинах поменьше хранили молоко, масло, творог. ГОНЧАРЫ свою посуду развозили по селам и станицам и выменивали за пшеницу. Именно по кувшинам судили об искусстве гончара. Если посуда «дышит», сохраняет воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер – настоящий умелец. Каждый мастер старался создать посуду оригинальной формы, расписать её яркими красками. Вскоре гончары стали изготавливать и различные строительные материалы: кирпичи, кровельную черепицу.
-Плетение из лозы, соломы, листьев початков кукурузы. Из ЛОЗЫ (прутьев вербы) мастера изготавливали корзины. Какие только не плели: и большие, и маленькие, и крошечные. Из листьев початков кукурузы плели кошельки, корзинки, из соломы – большие шляпы. Плели из камыша, тростника – колыбели для детей, столы, стулья.
| -слушают учителя -предлагают свои варианты ответа -внимательно слушают рассказ учителя, смотрят изображения Казаков на презентации -внимательно слушают рассказ учителя -смотрят презентацию, сопровождаемую рассказом учителя -смотрят картинки в презентации и слушают рассказ учителя -смотрят презентацию, слушают рассказ учителя -отвечают на вопросы учителя, смотрят видеофрагмент о резьбе по дереву -рисуют модель предмета -это те, кто куют изделия из железа -внимательно слушают рассказ учителя -отгадывают загадку, слушают рассказ учителя -в гончарном -слушают рассказ учителя, смотрят презентацию и видео о гончарном деле -смотрят презентацию, слушают рассказ учителя |