Тема: Решение генетических задач.
Цель: закрепить знания учащихся об основных закономерностях наследственности, открытых Г.Менделем
осуществить контроль уровня усвоения понятийного аппарата по теме
расширить научный кругозор учащихся путем использования дополнительной научно-популярной литературы
продолжить формировать умение решать элементарные задачи по генетике
развивать умение логически мыслить в ходе решения задач по генетике
закрепить умения: правильно оформлять запись задач с использованием условных обозначений, выполнять самоконтроль знаний, рефлексию
воспитывать добросовестное отношение к учебному труду
оказать всей совокупностью форм и методов, использованных на уроке, позитивное воздействие и влияние на взаимоотношения учитель-ученик
формирование умений и навыков решения генетических задач с использованием законов Менделя
Тип урока: обобщения и систематизации знаний,отработка умений решать элементарные задачи по генетике
Формирование жизненных компетентностей: гражданской,интеллектуальной
Коммуникативной,саморазвития
Оборудование: тесты, карточки, дополнительная литература по теме
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся, их принадлежностей и оборудования к проведению урока.
Приветствие учащихся.
Проверка присутствующих учащихся по классному журналу.
Проверка домашнего задания.
Метод и форма проведения -фронтальная беседа по вопросам
* учащиеся в листках успешности самостоятельно фиксируют количество правильных ответов.
ВОПРОСЫ:
- Назовите работу, в которой Г.Мендель изложил свои мысли о наследственности?
- Почему они не были восприняты его современниками?
- Кто и в каком году переоткрыл законы Г.Менделя?
- Кто и в каком году предложил термин «генетика»?
- Что называется геном?
- Что называется аллелью?
- Назовите состояния гена?
- Какую аллель называем доминантной? Рецессивной?
- Что понимаем под терминами: генотип и фенотип? Каково их соотношение?
- Что такое «норма реакции»?
- Перечислите методы генетики.
- Какой смысл мы вкладываем в понятие «чистые линии»?
- Назовите и запишите с помощью обозначений основные типы генотипов.
- Гомозигота – это ……………………..
- Гетерозигота – это ……………………
- Сформулируйте правило доминирования.
- В чем сущность закона чистоты гамет?
- Сформулируйте І Закон Менделя.
- Сформулируйте ІІ Закон Менделя.
- Сформулируйте ІІІ Закон Менделя.
- В чем сущность явления неполного доминирования?
- Что такое анализирующее скрещивание?
подвести итоги (что усвоили хорошо, а что недостаточно и требует дополнительного разъяснения, повторения)
Закрепление умений и навыков по решению задач.
Метод и форма проведения: выполнение практической работы
* учащиеся записывают в рабочие тетради название практической работы,
ее цель
Практическая работа № 1
Решение типичных задач по генетике
Цель: закрепить умение решать задачи по генетике
Задача №1
Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок больной диабетом.
а) Сколько типов гамет образуется у женщины?
б) А у мужчины?
в) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
Задача №2
У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.
а) Сколько типов гамет образуется у женщины?
б) А у мужчины?
в) Какова вероятность рождения ребенка в данной семье с длинными ресницами?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) А фенотипов?
Задача №3
Нерешительный (А) мужчина – левша женился на решительной женщине, у которой правая рука работает лучше (В), чем левая. В семье родился ребёнок – левша с решительным характером.
а)Каковы генотипы матери, отца и ребёнка?
б)какое расщепление по фенотипу и генотипу должно быть у детей в этой семье?
Задача №4
Любовь к физкультуре и неприязнь к математике – признаки доминантные. Учительница физкультуры, у которой в детстве по математике были одни пятёрки, вышла замуж за учителя истории, который не знает, что уравнения бывают квадратными и который спортивные состязания не любит смотреть даже по телевизору. В семье родились двое детей. Один захотел пойти в математическую школу и стал заниматься плаванием, а другой до ночи мог играть во дворе футбол даже зимой, но считать количество забитых мячей не любил.
Каковы генотипы матери, отца и ребёнка?
Подведение итогов, выставление оценок за урок.
Метод и форма проведения: фронтальная беседа по вопросам
- Какие цели достигли на уроке?
- Довольны ли своими учебными достижениями?
Рефлексия «Мои мысли об уроке биологии»
Домашнее задание: §8-13 повторить, ответить устно на вопросы с.67, 64, 59: С (1-3), Д (1-4), В (1-5).
8