Тема: Решение иррациональных, показательных и логарифмических уравнений
Цель:
– проверить качество усвоения решения иррациональных, показательных и логарифмических уравнений; познакомить с методами и способами решений таких уравнений;
– развивать логическое и нестандартное мышление, воображение, зрительную память;
– воспитывать активность, интерес к углублённому изучению курса алгебры и начала анализа.
Ход урока:
І. Организационный момент
Французский писатель Анатоль Франс (1844-1924) заметил: «…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Последуем совету писателя: будем активны, внимательны, будем «поглощать» знания с большим желанием, ведь они нам с вами скоро понадобятся.
Перед нами стоит задача – повторить типы, методы и особенности решения иррациональных уравнений; познакомиться с понятием трансцендентного уравнения с параметром, методами и способами решения таких уравнений.
ІІ. Актуализация опорных знаний
Проводится в форме фронтальной работы с классом. Задания устного опроса можно разделить на две части: в первой части проверяются теоретические знания, а во второй части – умение применять эти знания при решении уравнений и выполнении различных заданий. Ученики комментируют свой ответ.
В І части учащимся предлагается закончить предложение.
Эти предложения записаны на доске.
Уравнение – это …
Корнем уравнения называется …
Уравнения называют равносильными, если …
Решить уравнение – это значит …
Задания ІІ части, уравнения, решают устно в парах. Консультанты проверяют правильность ответов.
Какие из чисел 5; 0 и -3 являются корнями уравнений?
Уравнение | Ответ |
53х=35х | 0 |
 | 0 |
ln(х2-15)= ln х | ни одно из чисел |
Решите уравнение
Уравнение | Ответ |
 | 83 |
 | 5 и -5 |
 | корней нет |
ln х = ln 3 | 3 |
2х= 7 | log27 |
 | 3 и -3 |
х-6 | 9 |
0,51-х=16х | -  |
 | 5 |
logу (х-1)2=1 | 4; -2 |
4х-2х= 0 | 0 |
2х-5 lq(x – 12) = 0 | корней нет |
х log3 х- log3 2х=0 | 2 |
lq (х-5) =0 | 0 |
Равносильны ли уравнения?
Уравнение | Ответ |
2х=256 и 3 х2 – 24 х = 0 | нет |
u sin2x= 0 | да |
2х =256 и log2 х = 3 | да |
lq х2 = 5 и 2 lq х = 5 | нет |
lq х2 = 5 и 2 lq /х/ = 5 | да |
ІІІ. Проверка домашнего задания
За две недели до урока класс был разделён на три группы. В каждой группе: теоретики, практики и один эксперт-консультант учителя. Группы представляют своё наглядное пособие (в виде книжки-раскладушки формата А3), в котором приведено определение иррациональных, показательных и логарифмических уравнений, основные методы решений и их теоретическое обоснование, а также собран практический материал по данной теме. Защиты своего задания каждая группа строит по следующему плану:
а) теоретическая часть (определения, факты, теоремы);
б) практическая часть (особенности решения и методы решения).
Эксперты высказывают своё мнение о проектах двух других групп, оценивают работу каждого члена своей группы.
IV. Решение уравнений
Задания записаны на карточках. Вызываются два ученика, которые выбирают себе задание и выполняют его на доске. Один будет решать с комментариями, другой работать самостоятельно. Таким образом, у доски будут всегда работать по два человека.
Укажите, какому промежутку принадлежит корень уравнения
log4 (х+12) logх 2=1 :
А) (- 4; - 2); Б) ( 5; 6 ); В) ( 3; 5 ) Г) [- 5; - 3]
Решение:
х 0, х ≠ 1, ,
logх (х+12) =2;
х2 – х – 12 = 0; х2 = 4; х2 = - 3
Корень х = 44 Є ( 3; 5 ).
Ответ: В) (3; 5)
Решите уравнение
= 
Решение:
х 11, х2 – 14х + 49 = х2 – 10х – 11, х = 15
Ответ: 15
Укажите, какому промежутку принадлежит корень уравнения
А) (0; 1); Б) [ 3; 4] ; В) (- 3; - 2); Г) ( 2; 3)
Решение:
(
2х = 35; 32х =35; х=,5 2,5 Є ( 2; 3 )
Ответ: Г) ( 2; 3)
Найдите сумму корней уравнения (100х)lgx = х3
А) 11; Б) 9; В) 1,1; Г) 0,9
Решение
х 0. Так как обе части уравнения положительны, то можно прологарифмировать по основанию 10. Имеем:
lq х lq 100 = lq х3 , lq2 х – lq х = 0 ,
lq х (lq х – 1) = 0;
lq х = 0 , х = 1;
lq х – 1 = 0 , х = 10;
1 + 10 = 11
Ответ: А) 11
Решите уравнение 22х*1-3*10х - 52х*1= 0
Решение:
2 ∙ 22х – 3 (2∙ 5)х = 5 ∙ 52х , так как 2х ≠ 0, то разделив обе части на 2х, имеем:
Пусть , t 0. Тогда 5t 2+ 3t – 2 = 0, a–в+c = 0, то t1 = –1, t2 = 
t1 = – 1, не удовлетворяет условию t 0.
Если t = ,
то (
)х=
х = – 1
Ответ: – 1
Решите уравнение
=0
Решение:

х – 3 = 81 – 18х + х2 ; х2 – 19 х + 84 = 0,
х1 = 12, х2 = 7
Проверка показывает, что х = 12 – посторонний корень
Ответ: 7
Найдите произведение корней уравнения
5*2 х2*5х*7 + 2 х2*5х*6 – 2х2*5х*10= 2
А) – 6; Б) 6; В) 3; Г) 2
Решение:
Вынося за скобки общий множитель получаем
2 х2*5х*7 (5+4-8) = 2
х2 + 5х + 7 = 1, х2 + 5х + 6 = 0
х1 = – 3 ; х2 = – 2
– 3 ∙ (– 2) = 6
Ответ: Б) 6
V. Самостоятельная работа (с последующей самопроверкой)
Каждому ученику раздаётся билет и контрольный талон. Всего четыре билета по шесть заданий, но ответы в заданиях пронумерованы от 1 до 36. Самостоятельная работа проводится в виде теста, то есть в каждом задании в ответе надо записывать не корень уравнения или конечный результат, а цифру, под которой записан правильный ответ. При этом эту же цифру надо вычеркнуть в контрольном талоне. Решения записываются в тетради, контрольные талоны сдаются.