СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение иррациональных, показательных и логарифмических уравнений

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Французский писатель Анатоль Франс (1844-1924) заметил: «…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

Просмотр содержимого документа
«Решение иррациональных, показательных и логарифмических уравнений»

Тема: Решение иррациональных, показательных и логарифмических уравнений

Цель:

– проверить качество усвоения решения иррациональных, показательных и логарифмических уравнений; познакомить с методами и способами решений таких уравнений;

– развивать логическое и нестандартное мышление, воображение, зрительную память;

– воспитывать активность, интерес к углублённому изучению курса алгебры и начала анализа.


Ход урока:

І. Организационный момент

Французский писатель Анатоль Франс (1844-1924) заметил: «…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

Последуем совету писателя: будем активны, внимательны, будем «поглощать» знания с большим желанием, ведь они нам с вами скоро понадобятся.

Перед нами стоит задача – повторить типы, методы и особенности решения иррациональных уравнений; познакомиться с понятием трансцендентного уравнения с параметром, методами и способами решения таких уравнений.


ІІ. Актуализация опорных знаний

Проводится в форме фронтальной работы с классом. Задания устного опроса можно разделить на две части: в первой части проверяются теоретические знания, а во второй части – умение применять эти знания при решении уравнений и выполнении различных заданий. Ученики комментируют свой ответ.

В І части учащимся предлагается закончить предложение.

Эти предложения записаны на доске.

  1. Уравнение – это …

  2. Корнем уравнения называется …

  3. Уравнения называют равносильными, если …

  4. Решить уравнение – это значит …

Задания ІІ части, уравнения, решают устно в парах. Консультанты проверяют правильность ответов.

  1. Какие из чисел 5; 0 и -3 являются корнями уравнений?

Уравнение

Ответ

5=3

0

0

ln(х2-15)= ln х

ни одно из чисел


Решите уравнение

Уравнение

Ответ

83

5 и -5

корней нет

ln х = ln 3

3

2х= 7

log27

3 и -3

х-6

9

0,51-х=16х

5

logу (х-1)2=1

4; -2

4х-2х= 0

0

2х-5  lq(x – 12) = 0

корней нет

х log3 х- log3 2х=0

2

lq (х-5)=0

0



  1. Равносильны ли уравнения?

Уравнение

Ответ

2х=256 и 3 х2 – 24 х = 0

нет

u sin2x= 0

да

2х =256 и log2 х = 3

да

lq х2 = 5  и 2 lq х = 5

нет

lq х2 = 5 и 2 lq /х/ = 5

да


ІІІ. Проверка домашнего задания

За две недели до урока класс был разделён на три группы. В каждой группе: теоретики, практики и один эксперт-консультант учителя. Группы представляют своё наглядное пособие (в виде книжки-раскладушки формата А3), в котором приведено определение иррациональных, показательных и логарифмических уравнений, основные методы решений и их теоретическое обоснование, а также собран практический материал по данной теме. Защиты своего задания каждая группа строит по следующему плану:

а) теоретическая часть (определения, факты, теоремы);

б) практическая часть (особенности решения и методы решения).

Эксперты высказывают своё мнение о проектах двух других групп, оценивают работу каждого члена своей группы.


IV. Решение уравнений

Задания записаны на карточках. Вызываются два ученика, которые выбирают себе задание и выполняют его на доске. Один будет решать с комментариями, другой работать самостоятельно. Таким образом, у доски будут всегда работать по два человека.

  1. Укажите, какому промежутку принадлежит корень уравнения

log4 (х+12) logх 2=1 :

А) (- 4; - 2); Б) ( 5; 6 ); В) ( 3; 5 ) Г) [- 5; - 3]

Решение:

х 0, х ≠ 1, ,

logх (х+12) =2;

х2 – х – 12 = 0; х2 = 4; х2 = - 3

Корень х = 44 Є ( 3; 5 ).

Ответ: В) (3; 5)


Решите уравнение  =

Решение:

х 11, х2 – 14х + 49 = х2 – 10х – 11, х = 15

Ответ: 15



  1. Укажите, какому промежутку принадлежит корень уравнения

А) (0; 1); Б) [ 3; 4] ; В) (- 3; - 2); Г) ( 2; 3)

Решение:

( = 35; 3 =35; х=,5 2,5 Є ( 2; 3 )

Ответ: Г) ( 2; 3)


Найдите сумму корней уравнения (100х)lgx = х3

А) 11; Б) 9; В) 1,1; Г) 0,9

Решение

х 0. Так как обе части уравнения положительны, то можно прологарифмировать по основанию 10. Имеем:

lq х lq 100 = lq хlq2 х – lq х = 0 ,

lq х (lq х – 1) = 0;

lq х = 0 , х = 1;

lq х – 1 = 0 , х = 10;

1 + 10 = 11

Ответ: А) 11


  1. Решите уравнение 22х*1-3*10х - 52х*1= 0

Решение:

2 ∙ 22х – 3 (2∙ 5)х = 5 ∙ 52х , так как 2х ≠ 0, то разделив обе части на 2х, имеем:

Пусть , t 0. Тогда 5t 2+ 3t – 2 = 0, aв+= 0, то t1 = –1, t2 = 

t1 = – 1, не удовлетворяет условию t 0.

Если t =  , то ()х= х = – 1

Ответ: – 1



  1. Решите уравнение  =0

Решение:

х – 3 = 81 – 18х + х2 ; х2 – 19 х + 84 = 0,

х1 = 12, х2 = 7

Проверка показывает, что х = 12 – посторонний корень

Ответ: 7


Найдите произведение корней уравнения

5*2 х2*5х*7 + 2 х2*5х*6 – 2х2*5х*10= 2


А) – 6; Б) 6; В) 3; Г) 2

Решение:

Вынося за скобки общий множитель получаем

2 х2*5х*7 (5+4-8) = 2

х2 + 5х + 7 = 1, х2 + 5х + 6 = 0

х1 = – 3 ; х2 = – 2

– 3 ∙ (– 2) = 6

Ответ: Б) 6


V. Самостоятельная работа (с последующей самопроверкой)

Каждому ученику раздаётся билет и контрольный талон. Всего четыре билета по шесть заданий, но ответы в заданиях пронумерованы от 1 до 36. Самостоятельная работа проводится в виде теста, то есть в каждом задании в ответе надо записывать не корень уравнения или конечный результат, а цифру, под которой записан правильный ответ. При этом эту же цифру надо вычеркнуть в контрольном талоне. Решения записываются в тетради, контрольные талоны сдаются.