ГОУ ЛНР «Зимогорьевская гимназия имени
Воинов-интернационалистов»
Урок алгебры в 8 классе
по теме:
«Решение квадратных уравнений»
Подготовила:
учитель математики
Тютюник Наталья Викторовна
2021 г.
Конспект урока алгебры в 8 классе
Тема: «Решение квадратных уравнений»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
Образовательныевыработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля усвоения знаний и умений.
Научить учащихся приёмам устного решения квадратных уравнений.
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, общеучебные умения.
Воспитательные: воспитывать интерес к математике, активность, взаимопомощь, умение общаться.
План урока:
Организационный момент.
Цели урока, повторение.
Устная работа.
Математическая разминка.
Блиц-турнир.
Знакомство с приёмом устного решения некоторых квадратных уравнений.
Повторение теоремы Виета.
Разноуровневая самостоятельная работа.
Кроссворд.
Домашнее задание.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Сегодня на уроке мы систематизируем знания о методах решения квадратных уравнений, закрепим и усовершенствуем навыки решения квадратных уравнений.
2. Фронтальная работа с классом.
( постановка цели урока, повторение решения квадратного уравнения по формуле)
На доске: (Устная работа)
Записаны уравнения:
x2 + 9x – 12 = 0;
4x2 + 1 = 0;
x2 –2x + 5 = 0;
2z2 – 5z + 2 = 0;
4y2 = 1;
–2x2 – x + 1 = 0;
x2 + 8x = 0;
2x2=0;
–x2 – 8x=1
2x + x2 – 1=0
Вопросы учащимся | Примерные ответы |
1. Дайте определение квадратного уравнения | Уравнение вида ax2+bx+c=0, где a0, называется квадратным |
2. Назовите виды квадратных уравнений | - полное; - неполное; - приведенное |
3. Запишите номера приведенных квадратных уравнений, записанных на доске | 1,3, 7, 10 |
4. Запишите номера неполных квадратных уравнений, записанных на доске | 2, 3, 7, 8 |
5. Запишите номера полных квадратных уравнений, записанных на доске | 1, 3, 4, 6, 9, 10 |
6. По какому признаку мы можем отнести квадратное уравнение к тому или иному виду? | В зависимости от коэффициентов уравнения. |
7. Как называются коэффициенты квадратного уравнения? | a – первый коэффициент, b – второй коэффициент, c – свободный член |
8. Запишите квадратное уравнение, у которого свободный член равен 6, первый коэффициент равен 1, а второй, равен –12. Как оно называется? | x2-12x+6=0 |
9. От чего зависит количество корней квадратного уравнения? | От знака дискриминанта. |
10. Впишите вместо пропуска такой коэффициент, чтобы квадратное уравнение 2х2–8х+....=0 не имело корней | 2х2–8х+9=0 (могут быть числа, больше, либо равные 9) |
4. Математическая разминка.
Знаете ли вы, ребята, что обозначает слово «блиц-турнир» и с какого языка оно к нам пришло? Для ответа на этот вопрос решите уравнение и по таблице определите:
2x2-7x+6=0
Язык | Корни уравнения |
Греческий | -2; 1,5 |
Латинский | 3; 4 |
Английский | -1,5;2 |
Немецкий | 1,5; 2 |
Французский | -3; 4 |
5. Блиц- турнир.
Теперь, когда вы узнали, что слово «блиц» пришло к нам из немецкого языка, давайте, определим, что оно означает в переводе на русский язык. Для этого решите неполные квадратные уравнения и запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.
| 0 | -3,5;4 | Решений нет | | 0; - ; |
м | о | л | н | и | я |
3х2 +27 = 0; решений нет Н
2 = 7х2 + 2; 0; О
4 х2 + х = 0; 0; - ; Я
9х2 – 4 = 0; М
0,5х2 – 32 =0; И
(х – 4)(2х + 7) = 0 -3,5;4 Л
Итак, «блиц-турнир» - blizturnier – это молния. И у нас «блиц-турнир». Сейчас я диктую вам уравнения, вы пишите решение самостоятельно в тетрадь. Кто не успел, тот пишет
« - ».
1. х2 = 36 х = ± 6
2. х2 = 17 х = ±
3. х2 = - 49 решений нет
4. 3х2 = 27 х = ± 3
5. х2 = 0 х = 0
6. (х – 2)2 = 9 х = - 1; х = 5.
Взаимопроверка тетрадей. Каждый правильный ответ оценим 1 баллом.
6. Повторение теоремы Виета.
Скажите, а могли бы вы сразу, не производя вычислений, ответить на мой вопрос: «Чему равна сумма и произведение корней квадратного уравнения?» (Один человек у доски записывает формулы теоремы Виета).
Следующее задание: устно найти корни уравнения по теореме:
(ответы: 3 и 2; 4 и 5; -2 и -1)
7. Знакомство с приёмом устного решения некоторых квадратных уравнений.
Теорема Виета находит широкое применение и в уравнениях вида aх2 + bх + с = 0.
Использование некоторых свойств даёт значительные преимущества для быстрого получения ответа при решении квадратных уравнений.
Рассмотрим эти свойства:
1) a + b +с = 0 х1 = 1, х2 = с/а.
5х2 + 4х – 9 = 0; х1 =1, х2 = - 9/2.
2) а - b + с = 0 х1 = - 1, х2 = - с/а.
Например: 4х2 + 11х + 7 = 0; х1 = - 1, х2 = - 7/4.
3) ав +с0
Устно решить уравнение: х2 + bх + ас = 0
Его корни разделить на а.
а) 2х2 – 11х + 5 = 0.
Решаем устно уравнение: х2 – 11х + 10 = 0. Его корни 1 и 10. Делим на 2.
Тогда х1 = , х2 = 5.
Ответ: ; 5.
в) 6х2 –7х – 3 = 0
Решаем устно уравнение: х2 –7х – 18 = 0. Его корни -2 и 9. Делим на 6.
Тогда х1 = - , х2 = .
Ответ: - ; .
8.Самостоятельная работа.
Решите уравнения, используя эти свойства
I вариант. 1) 14х2 – 17х + 3 = 0 2) х2 – 39х - 40 = 0 3)100х2 – 83х - 18 3= 0 | II вариант. 1) 13х2 – 18х + 5 = 0 2)х2 + 23х - 24 = 0 3)100 х2 + 97х - 197 = 0 |
Ответы:
1вариант 1)1; 3/14. 2) -1;40. 3) -1;183/100.
2вариант 1)1:5/13. 2) 1; -24. 3) 1 -197/100.
Урок подходит к концу. Сегодня мы повторили все необходимые математические понятия, формулы и способы решения квадратных уравнений. Итогом нашего урока будет небольшая самостоятельная разноуровневая работа. Ребята, выполнившие работу быстро, могут решить дополнительно задание, написанное на доске.
Вариант-1
Задание «Настольная лампа»
1.Решить квадратное уравнение
2.Меньшее значение корня обозначить х1, большее значение корня обозначить х2. В скобках после каждого уравнения указан код: (х1, х2) или (х2, х1) – координаты точек координатной плоскости. Отметить на координатной плоскости точки и последовательно их соединить, последнюю точку замкнуть с первой.
1.х2 – 9х + 18 = 0; (х1,х2)
2.2х2 – 11х – 6 = 0; (х2,х1)
3.2х2 – х – 1 = 0; (х2,х1)
4.х2 + 6х – 7 = 0; (х2,х1)
5.х2 + 6х – 27 = 0; (х2,х1)
6.х2 + 12х + 27 = 0; (х2,х1)
7.x2 + 8x + 7 = 0; (х2,х1)
8.2х2 + 3х + 1 = 0; (х1,х2)
9.2х2 + 13х + 6 = 0; (х1,х2)
10. х2 – 3х – 18 = 0; (х1,х2).
Вариант-2 Задание «Кувшин»
1.Решить квадратное уравнение
2.Меньшее значение корня обозначить х1, большее значение корня обозначить х2. В скобках после каждого уравнения указан код: (х1, х2) или (х2, х1) – координаты точек координатной плоскости. Отметить на координатной плоскости точки и последовательно их соединить, последнюю точку замкнуть с первой.
1.х2 – 11 х + 18 = 0; (х1,х2)
2.2х2 – 9х + 10 = 0; (х1,х2)
3.2х2 – 11х + 5 = 0; (х2,х1)
4.х2 + 5х – 14 = 0; (х2,х1)
5.х2 + 9х +14 = 0; (х2,х1)
6.2х2 + 9х – 5 = 0; (x1,x2)
7.2х2 + 9х + 10 = 0; (x1,x2)
8.х2 – 7х – 18 = 0; (x1,x2)
9. 2х2 – 22 х + 36 = 0; (х1,х2)
Вариант-3 Задание «Катер».
1.Решить квадратное уравнение
2.Меньшее значение корня обозначить х1, большее значение корня обозначить х2. В скобках после каждого уравнения указан код: (х1, х2) или (х2, х1) – координаты точек координатной плоскости. Отметить на координатной плоскости точки и последовательно их соединить, последнюю точку замкнуть с первой.
1.2х2 – 15х – 8 = 0; (х2,х1)
2.х2 – х – 12 = 0; (х2,х1)
3.х2 + 7х + 12 = 0; (х1,х2)
4.2х2 + 13х – 7 = 0; (х1,х2)
5.2х2 + 5х – 63 = 0; (х1,х2)
6.x2 + x – 2 = 0; (х1,х2)
7.2х2 + х – 1 = 0; (х1,х2)
8.4х2 – 32х – 17 = 0; (х1,х2)
9.4х2 – 30х – 16 = 0; (х2,х1).
Вариант-4 Задание «Ваза»
1.Решить квадратное уравнение
2.Меньшее значение корня обозначить х1, большее значение корня обозначить х2. В скобках после каждого уравнения указан код: (х1, х2) или (х2, х1) – координаты точек координатной плоскости. Отметить на координатной плоскости точки и последовательно их соединить, последнюю точку замкнуть с первой.
1.х2 – 10х + 21 = 0; (х1,х2)
2.х2 – 8х + 15 = 0; (х1,х2)
3.2х2 – 13х + 6 = 0; (х2,х1)
4.х2 + 3х – 28 = 0; (х2,х1)
5.х2 + 4х – 45 = 0; (х2,х1)
6.х2 + 14х + 45 = 0; (х2,х1)
7.x2 + 11x + 28 = 0; (х2,х1)
8.2х2 + 11х – 6 = 0; (х1,х2)
9.х2 – 2х – 15 = 0; (х1,х2)
10. х2 – 4х – 21 = 0; (х1,х2)
Дополнительное задание на доске:
1 уровень.
Вариант1-А. | Вариант 2-А. |
Решите квадратные уравнения: | Решите квадратные уравнения: |
| |
Один из корней квадратного уравнения равен 4. Найдите число . | Один из корней квадратного уравнения равен 4. Найдите число . |
2 уровень.
Вариант 1-Б | Вариант 2-Б |
Решить квадратные уравнения: | Решить квадратные уравнения: |
При каких значениях уравнение не имеет корней. Приведите пример. | При каких значениях уравнение имеет два корня. Приведите пример. |
Тетради с решением учащиеся сдают на проверку.
9. Домашнее задание.
п.21,22, 24, № 654, № 672(а,б), № 679.
Список литературы:
Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. Алгебра 8. – М.: Просвещение, 2006.
Жохов В. И., Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Дидактические материалы по алгебре, 8 класс. – М.: Просвещение, 2006.