СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение логических задач

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет учителю в проведении занятий по внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Решение логических задач»

Логические задачи Подготовила Ученица 7 Б класса Рожкова Дарья

Логические задачи

Подготовила

Ученица 7 Б класса

Рожкова Дарья

«Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случая, сделать его немного занимательным»  Блез Паскаль Французский философ, физик, математик Блез Паскаль – создатель первой в мире вычислительной машины. В его честь назван известный язык программирования «Паскаль».

«Предмет математики настолько серьезен,

что нельзя упускать случая, сделать его

немного занимательным»

Блез Паскаль

  • Французский философ, физик, математик Блез Паскаль – создатель первой в мире вычислительной машины. В его честь назван известный язык программирования «Паскаль».
Древнегреческий философ и ученый Аристотель (384-322 гг. до н. э.) впервые разработал теорию дедукции, то есть теорию логического вывода.
  • Древнегреческий философ и ученый Аристотель (384-322 гг. до н. э.) впервые разработал теорию дедукции, то есть теорию логического вывода.
Древнегреческий математик Евклид (330-275 гг. до н. э.) впервые предпринял попытку упорядочить накопившиеся к тому времени обширные сведения по геометрии.
  • Древнегреческий математик Евклид (330-275 гг. до н. э.) впервые предпринял попытку упорядочить накопившиеся к тому времени обширные сведения по геометрии.
Джордж Буль (1815-1864 гг. ) применил к логике методы современной ему алгебры – язык символов и формул, составление и решение уравнений. Им была создана своеобразная алгебра - алгебра логики. Он разработал алгебру логики «Исследования законов мышления» (1854), основу функционирования цифровых компьютеров. Эти известные люди и многие другие с большим интересом занимались поиском методов решения логических задач.
  • Джордж Буль (1815-1864 гг. ) применил к логике методы современной ему алгебры – язык символов и формул, составление и решение уравнений. Им была создана своеобразная алгебра - алгебра логики. Он разработал алгебру логики «Исследования законов мышления» (1854), основу функционирования цифровых компьютеров.

Эти известные люди и многие другие с большим интересом занимались поиском методов решения логических задач.

Цель: Освоить методы решения логических задач. Задачи: 1.  Ознакомиться с понятиями «Логика» и «Логические задачи» 2.  Изучение и разбор основных методов решения логических задач
  • Цель:
  • Освоить методы решения логических задач.
  • Задачи:
  • 1. Ознакомиться с понятиями «Логика» и «Логические задачи»
  • 2. Изучение и разбор основных методов решения логических задач
Слово «логика» означает совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления. Сам термин «логика» происходит от древнегреческого «logos», означающего «слово, мысль, понятие, рассуждение, закон».
  • Слово «логика» означает совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления. Сам термин «логика» происходит от древнегреческого «logos», означающего «слово, мысль, понятие, рассуждение, закон».
Решать логические задачи очень увлекательно. Логические задачи от обычных задач отличаются тем, что не требуют вычислений. Чаще всего в таких задачах создается ситуация, выход из которой может быть найден, если мы тщательно изучим ситуацию и сделаем ряд выводов, иначе говоря, логическим методом, с помощью логических рассуждений.
  • Решать логические задачи очень увлекательно.
  • Логические задачи от обычных задач отличаются тем, что не требуют вычислений. Чаще всего в таких задачах создается ситуация, выход из которой может быть найден, если мы тщательно изучим ситуацию и сделаем ряд выводов, иначе говоря, логическим методом, с помощью логических рассуждений.
Известны различные приемы и методы решения логических задач: - Метод рассуждений - Метод таблиц - Метод графов - Метод блок-схем -Метод кругов Эйлера. -Истинностные задачи -Задачи, решаемые с конца
  • Известны различные приемы и методы решения логических задач:
  • - Метод рассуждений
  • - Метод таблиц
  • - Метод графов
  • - Метод блок-схем
  • -Метод кругов Эйлера.
  • -Истинностные задачи
  • -Задачи, решаемые с конца
Метод таблиц Основной прием, который используется при решении текстовых логических задач, заключается в построении таблиц. Таблицы не только позволяют наглядно представить условие задачи или ее ответ, но в значительной степени помогают делать правильные логические выводы в ходе решения задачи.

Метод таблиц

  • Основной прием, который используется при решении текстовых логических задач, заключается в построении таблиц. Таблицы не только позволяют наглядно представить условие задачи или ее ответ, но в значительной степени помогают делать правильные логические выводы в ходе решения задачи.
Задача 1 Три мальчика Артем, Дима и Саша пришли на праздник в красной, зеленой и синей рубашках. Их туфли были тех же цветов. У Артема цвета рубашки и туфель совпадали. У Димы ни туфли, ни рубашка не были красными. Саша был в зеленых туфлях и в рубашке другого цвета. Как были одеты мальчики?

Задача 1

  • Три мальчика Артем, Дима и Саша пришли на праздник в красной, зеленой и синей рубашках. Их туфли были тех же цветов. У Артема цвета рубашки и туфель совпадали. У Димы ни туфли, ни рубашка не были красными. Саша был в зеленых туфлях и в рубашке другого цвета. Как были одеты мальчики?
Решение Составим таблицу, в столбцах которой отметим возможные цвета рубашек и туфель мальчиков. Будем заполнять таблицу, используя условие задачи. Мы полностью заполнили таблицу, в которой однозначно устанавливаются цвета туфель и рубашек мальчиков: Артем одет в красную рубашку и красные туфли, Саша в синей рубашке и зеленых туфлях, Дима в зеленой рубашке и туфлях синего цвета.   Артем Красная рубашка Синяя рубашка Дима + Зеленая рубашка Саша - - - Красные туфли - - + Синие туфли + + Зеленые туфли - - - - - + - - +

Решение

  • Составим таблицу, в столбцах которой отметим возможные цвета рубашек и туфель мальчиков. Будем заполнять таблицу, используя условие задачи.
  • Мы полностью заполнили таблицу, в которой однозначно устанавливаются цвета туфель и рубашек мальчиков: Артем одет в красную рубашку и красные туфли, Саша в синей рубашке и зеленых туфлях, Дима в зеленой рубашке и туфлях синего цвета.

 

Артем

Красная рубашка

Синяя рубашка

Дима

+

Зеленая рубашка

Саша

-

-

-

Красные туфли

-

-

+

Синие туфли

+

+

Зеленые туфли

-

-

-

-

-

+

-

-

+

Задача 2 В одном дворе живут четыре друга. Вадим и шофер старше Сергея, Николай и слесарь занимаются боксом, электрик-младший из друзей, по вечерам Антон и токарь играют в домино против Сергея и электрика. Определите профессии каждого из друзей. По ранее рассмотренному принципу заполним вторую таблицу шофер Вадим слесарь Сергей - токарь Николай - - электрик + + - Антон - + - - - - - - + -

Задача 2

  • В одном дворе живут четыре друга. Вадим и шофер старше Сергея, Николай и слесарь занимаются боксом, электрик-младший из друзей, по вечерам Антон и токарь играют в домино против Сергея и электрика. Определите профессии каждого из друзей.
  • По ранее рассмотренному принципу заполним вторую таблицу

шофер

Вадим

слесарь

Сергей

-

токарь

Николай

-

-

электрик

+

+

-

Антон

-

+

-

-

-

-

-

-

+

-

Метод кругов Эйлера Этот метод является еще одним наглядным и довольно интересным способом решения логических задач. В основе этого метода лежит построение знаменитых кругов Эйлера-Венна, задачи, в которых требуется найти некоторое пересечение множеств или их объединение, соблюдая условия задачи. Разберем пример применения данного метода.

Метод кругов Эйлера

  • Этот метод является еще одним наглядным и довольно интересным способом решения логических задач. В основе этого метода лежит построение знаменитых кругов Эйлера-Венна, задачи, в которых требуется найти некоторое пересечение множеств или их объединение, соблюдая условия задачи. Разберем пример применения данного метода.
Задача 1 Из 52 школьников 23 собирают значки, 35 собирают марки, а 16 — и значки, и марки. Остальные не увлекаются коллекционированием. Сколько школьников не увлекается коллекционированием?

Задача 1

  • Из 52 школьников 23 собирают значки, 35 собирают марки, а 16 — и значки, и марки. Остальные не увлекаются коллекционированием. Сколько школьников не увлекается коллекционированием?
Решение Так как значки собирают 23  школьника, а и значки, и марки - 16  школьников, то только значки собирают 23 - 16 = 7 человек. Точно так же только марки собирают 35 - 16 = 19 человек. Чтобы узнать сколько человек занимаются коллекционированием, надо сложить числа 7, 19 и 16 Получим 42 человека. Значит, не увлеченных коллекционированием остается 52 - 42 = 10 школьников. Это и есть ответ задачи, его можно вписать в свободное поле большого круга. Метод Эйлера является незаменимым при решении некоторых задач, а также значительно упрощает рассуждения. школьники марки значки

Решение

Так как значки собирают 23 школьника, а и значки, и марки - 16 школьников, то только значки собирают 23 - 16 = 7 человек. Точно так же только марки собирают

35 - 16 = 19 человек.

Чтобы узнать сколько человек занимаются коллекционированием, надо сложить числа 7, 19 и 16 Получим 42 человека. Значит, не увлеченных коллекционированием остается

52 - 42 = 10 школьников. Это и есть ответ задачи, его можно вписать в свободное поле большого круга.

Метод Эйлера является незаменимым при решении некоторых задач, а также значительно упрощает рассуждения.

школьники

марки

значки

Задача 2 Из 100 туристов немецким языком владеют 30 человек, английским 28 , французским 42 , английским и немецким 8 человек , английским и французским 10 , немецким и французским 5 всеми тремя языками владеют 3 . Сколько туристов не владеет ни одним языком? Решение 30-(8+5+3)=14 только немецким 28-(8+3+10)=7 только английским 42-(5+3+10)=24 только французским 100-(14+7+24)=55 не владеют ни одним языком английский французский немецкий туристы

Задача 2

Из 100 туристов немецким языком владеют 30 человек, английским 28 , французским 42 , английским и немецким 8 человек , английским и французским 10 , немецким и французским 5 всеми тремя языками владеют 3 . Сколько туристов не владеет ни одним языком?

Решение

30-(8+5+3)=14 только немецким

28-(8+3+10)=7 только английским

42-(5+3+10)=24 только французским

100-(14+7+24)=55 не владеют ни одним языком

английский

французский

немецкий

туристы

Задачи решаемые с конца (от обратного) Такие задачи очень часто ребята задают друг другу в виде головоломок на задуманное число. Задачи решаются методом математических вычислений, основанных на конечном результате в условии.

Задачи решаемые с конца

(от обратного)

  • Такие задачи очень часто ребята задают друг другу в виде головоломок на задуманное число. Задачи решаются методом математических вычислений, основанных на конечном результате в условии.
Задача 1 Андрей задумал число, прибавил к нему 5 , потом разделил сумму на 3 , умножил на 4 , отнял 6 , разделил на 7 и получил число 2 . Какое число задумал Андрей? Решение: 2х7=14 14+6=20 20˸4=5 5х3=15 15-5=10 Ответ: Андрей задумал число 10

Задача 1

  • Андрей задумал число, прибавил к нему 5 , потом разделил сумму на 3 , умножил на 4 , отнял 6 , разделил на 7 и получил число 2 . Какое число задумал Андрей?
  • Решение:
  • 2х7=14
  • 14+6=20
  • 20˸4=5
  • 5х3=15
  • 15-5=10
  • Ответ: Андрей задумал число 10
Задача 2 На озере расцвела лилия. Каждый день число цветков удваивалось и на 20 -й день все озеро покрылось цветами. За сколько дней покрылась цветами половина озера? Решение. Начнем с конца. Так как каждый день число цветков удваивается, а на 20 -й день все озеро покрылось цветами, то половина его была покрыта цветами за один день до того, т.е. на 19 -й день. Ответ: за 19 дней.

Задача 2

  • На озере расцвела лилия. Каждый день число цветков удваивалось и на 20 -й день все озеро покрылось цветами. За сколько дней покрылась цветами половина озера?
  • Решение.
  • Начнем с конца. Так как каждый день число цветков удваивается, а на 20 -й день все озеро покрылось цветами, то половина его была покрыта цветами за один день до того, т.е. на 19 -й день.
  • Ответ: за 19 дней.
Задача 3 Группа туристов отправилась в поход. В первый день они прошли треть пути во второй-треть остатка, в третий-треть нового остатка. В результате им осталось пройти 32 км. Сколько километров был маршрут туристов? Решение 32:2/3=48 (км)-последний остаток 48:2/3=72 (км)- 2/3 всего маршрута 72:2/3=108 (км)-весь путь Ответ: 108 км

Задача 3

  • Группа туристов отправилась в поход. В первый день они прошли треть пути во второй-треть остатка, в третий-треть нового остатка. В результате им осталось пройти 32 км. Сколько километров был маршрут туристов?
  • Решение
  • 32:2/3=48 (км)-последний остаток
  • 48:2/3=72 (км)- 2/3 всего маршрута
  • 72:2/3=108 (км)-весь путь
  • Ответ: 108 км
Задача 4 Отцу и сыну вместе 65 лет. Сын родился когда отцу было 25 лет. Какой возраст у отца, а какой у сына Решение 65-25=40 (лет)-удвоенный возраст сына Значит сыну 20 лет, а отцу 45 Ответ: сыну 20 , а отцу 45

Задача 4

  • Отцу и сыну вместе 65 лет. Сын родился когда отцу было 25 лет. Какой возраст у отца, а какой у сына
  • Решение
  • 65-25=40 (лет)-удвоенный возраст сына
  • Значит сыну 20 лет, а отцу 45
  • Ответ: сыну 20 , а отцу 45
Истинноностные задачи При решении задач данного типа лучше всего использовать метод рассуждений. Он позволяет проводить рассуждения, используя последовательно все условия задачи, и приходить к выводу, который и будет являться ответом задачи.

Истинноностные задачи

  • При решении задач данного типа лучше всего использовать метод рассуждений. Он позволяет проводить рассуждения, используя последовательно все условия задачи, и приходить к выводу, который и будет являться ответом задачи.
Задача 1 Три друга Коля, Олег и Петя играли во дворе, и один из них случайно разбил мячом оконное стекло. Коля сказал: «Это не я разбил стекло». Олег сказал: «Это Петя разбил стекло». Позднее выяснилось, что одно из этих утверждений верное, а другое — нет. Кто из мальчиков разбил стекло? Решение. Предположим, что Олег сказал правду, тогда и Коля сказал правду, а это противоречит условию задачи. Следовательно, Олег сказал неправду, а Коля — правду. Из их утверждений следует, что стекло разбил Олег.

Задача 1

  • Три друга Коля, Олег и Петя играли во дворе, и один из них случайно разбил мячом оконное стекло. Коля сказал: «Это не я разбил стекло». Олег сказал: «Это Петя разбил стекло». Позднее выяснилось, что одно из этих утверждений верное, а другое — нет. Кто из мальчиков разбил стекло?
  • Решение.
  • Предположим, что Олег сказал правду, тогда и Коля сказал правду, а это противоречит условию задачи. Следовательно, Олег сказал неправду, а Коля — правду. Из их утверждений следует, что стекло разбил Олег.
Метод рассуждений Способ рассуждений - самый примитивный способ. Этим способом решаются самые простые логические задачи. Его идея состоит в том, что мы проводим рассуждения, используя последовательно все условия задачи, и приходим к выводу, который и будет являться ответом задачи. Познакомиться с этим методом можно на следующем примере.

Метод рассуждений

  • Способ рассуждений - самый примитивный способ. Этим способом решаются самые простые логические задачи. Его идея состоит в том, что мы проводим рассуждения, используя последовательно все условия задачи, и приходим к выводу, который и будет являться ответом задачи. Познакомиться с этим методом можно на следующем примере.
Задача 1 Четыре брата Юра, Петя, Вова, Коля учатся в 1,2,3,4 классах. Петя - отличник, младшие братья стараются брать с него пример. Вова учится в 4 классе. Юра помогает решать задачи брату. Кто в каком классе учиться? Решение. Вова учится в 4 классе, а младшие братья берут пример с Пети, значит Петя учится в 3 классе, Юра помогает решать задачи брату, значит он учится во 2 классе, следовательно в 1 классе учится Коля. Ответ: Вова учится в 4 классе, Петя в 3 классе, Юра во 2 классе, а Коля в 1 классе.

Задача 1

  • Четыре брата Юра, Петя, Вова, Коля учатся в 1,2,3,4 классах. Петя - отличник, младшие братья стараются брать с него пример. Вова учится в 4 классе. Юра помогает решать задачи брату. Кто в каком классе учиться?
  • Решение.
  • Вова учится в 4 классе, а младшие братья берут пример с Пети, значит Петя учится в 3 классе, Юра помогает решать задачи брату, значит он учится во 2 классе, следовательно в 1 классе учится Коля.
  • Ответ: Вова учится в 4 классе, Петя в 3 классе, Юра во 2 классе, а Коля в 1 классе.
Задача 2 Фокусник вынес на арену три коробки (с надписями, как на рисунке) и объявил, что зрители увидят кроликов, голубей и собачек. Из какой коробки фокусник достанет кроликов, если известно, что все надписи неверные? Надпись «В первой коробке кролики» означает, что кролики не в первой коробке. Надпись «Кролики» (на второй коробке) означает, что кролики не во второй коробке. Значит, кролики в коробке под номером 3 . 3 В первой коробке кролики 1 голуби 2 кролики

Задача 2

  • Фокусник вынес на арену три коробки (с надписями, как на рисунке) и объявил, что зрители увидят кроликов, голубей и собачек. Из какой коробки фокусник достанет кроликов, если известно, что все надписи неверные?
  • Надпись «В первой коробке кролики» означает, что кролики не в первой коробке. Надпись «Кролики» (на второй коробке) означает, что кролики не во второй коробке. Значит, кролики в коробке под номером 3 .

3

В первой коробке кролики

1

голуби

2

кролики

Логические задачи — пожалуй, самый эффективный инструмент для развития логики и мышления, как у детей, так и у взрослых. Такие задачи находят свое практическое применение в педагогике, медицине, информатике, криминалистике, юриспруденции и других сферах.
  • Логические задачи — пожалуй, самый эффективный инструмент для развития логики и мышления, как у детей, так и у взрослых.
  • Такие задачи находят свое практическое применение в педагогике, медицине, информатике, криминалистике, юриспруденции и других сферах.
Но, к сожалению, не все люди относятся к этому всерьез. « «Многие люди только мыслят, что мыслят. Им неприятен мыслительный процесс: для этого нужен навык и известные усилия, а зачем усилия, когда можно без» Американский поэт-сатирик Огден Неш.
  • Но, к сожалению, не все люди относятся к этому всерьез.

«

«Многие люди только мыслят, что мыслят.

Им неприятен мыслительный процесс:

для этого нужен навык и известные усилия,

а зачем усилия, когда можно без»

Американский поэт-сатирик Огден Неш.

Источники Я. И. Перельман «101 головоломка» Ведущий образовательный портал России «Инфоурок» Свободная энциклопедия «Википедия» Образовательный портал для подготовки к работам «Решу ВПР» Образовательная платформа для развития логического мышления и математических способностей «Logiclike»

Источники

  • Я. И. Перельман «101 головоломка»
  • Ведущий образовательный портал России «Инфоурок»
  • Свободная энциклопедия «Википедия»
  • Образовательный портал для подготовки к работам «Решу ВПР»
  • Образовательная платформа для развития логического мышления и математических способностей «Logiclike»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!