Решение логических задач (на переливание)
Цели:
Обучение способам работы с информацией: внимание, анализ, способность выводить из полученных фактов новую информации.
Развитие логического мышления:
выявление общего признака для группы предметов; признака,
общего для всех предметов, кроме одного (поиск «лишнего» предмета);
формирование умения давать определения;
объединение объектов во множества и установление взаимно-однозначных связей между их элементами; умение делать выводы из установленных связей (табличный способ).
Развитие алгоритмического мышления: выработка умений разбивать задачу на отдельные этапы, четко определять и записывать отдельные команды из системы команд изученного исполнителя.
Воспитание бережного отношения к компьютеру.
Дидактическое обеспечение:
картинки на бумаге: ведро, банка, сахарница, кувшин, бидон;
предметы: бутылка, стакан, чашка, кружка, графин;
записи и схемы на доске;
карточки для учеников.
Программное обеспечение: программный комплект «Переливашка» из ИСС
ХОД УРОКА
I. Разминка
На доске рисунки: ведро, банка, сахарница, кувшин, бидон.
В столбик слова: лимонад, компот, кофе, варенье, сок.
Вопросы для обсуждения:
Как называются предметы, изображенные на рисунках? (Перечисление)
Как одним словом можно назвать эти предметы? (Посуда)
Какой предмет можно назвать «лишним»? (Сахарница)
Почему? (Сахарница предназначена для сыпучих продуктов, а все остальные для жидкостей)
Как можно назвать одним словом оставшиеся предметы? (Сосуды, емкости)
Кто может дать определение понятию «сосуд»? (Сосуд – это посуда для жидкости)
А теперь прочтите следующие слова: лимонад, компот, кофе, варенье, сок. Что это? (Пища, продукты питания)
Какое слово здесь можно назвать «лишним», хотя все они являются продуктами питания? (Варенье)
Почему? (Все, кроме варенья можно выпить)
Каким общим понятием можно объединить оставшиеся слова? (Жидкости, напитки)
Какое понятие шире? Все ли жидкости являются напитками? Приведите пример. (Керосин, бензин, подсолнечное масло)
Кто может дать определение понятия «напиток»? (Напиток – это жидкость, которую можно выпить)
Итак, на рисунках изображены сосуды; слова обозначают жидкости. Существует ли связь между рисунками и словами, которые мы рассмотрели? (Сосуды предназначены для хранения жидкостей)
П. Табличное решение логической задачи на установление взаимно-однозначного соответствия между элементами двух множеств, (карточка)
В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода.
Известно, что:
вода и молоко не в бутылке;
сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом;
в банке не лимонад и не вода;
стакан стоит между банкой и сосудом с молоком.
В каком сосуде находится каждая из жидкостей?
Ученики получают карточку, читают ее и отвечают на вопросы учителя.
1. Как называется такая задача?
2. О каких сосудах говорится в задаче?
3. Какие напитки в них налиты?
4. Что мы должны установить?
5. Что можно использовать для решения такой задачи?
6. Сколько строк и столбцов будет в нашей таблице?
Ученики на заготовленной карточке заполняют таблицу и комментируют правописание слов.
7. Что будет в верхней левой клетке таблицы?
8. Названия каких напитков мы запишем в первый столбец?
9. Названия каких напитков мы запишем в первую строку?
| молоко | лимонад | квас | вода |
бутылка | | | | |
стакан | | | | |
кувшин | | | | |
банка | | | | |
10. Анализируем 1-е высказывание поставить знак «–»?
11. Анализируем 2-е высказывание поставить знак «–»?
12. Анализируем 3-е высказывание поставить знак «–»?
13. Анализируем 4-е высказывание поставить знак «–»?
2-е и 4-е высказывание моделируется с помощью рисунков и надписей.
14. Какие знаки («–» или «+») и почему можно поставить в пустых клетках?
Окончательно таблица имеет вид:
| молоко | лимонад | квас | вода |
бутылка | - | + | - | - |
стакан | - | - | - | + |
кувшин | + | - | - | - |
банка | - | - | + | - |
15. Кто может сделать вывод по заполненной таблице?
Физкультминутка. Игра «Ночь»
III. Знакомство с задачами о переливаниях.
Ученики получают карточку с условием задачи:
16. Как, имея 2 сосуда емкостью 5 и 8 литров, набрать из водопроводного крана 3 литра воды?
Давайте рассмотрим задачу. Как бы вы стали выполнять переливания?
На доске заранее заготовлена таблица. После короткого устного обсуждения записывается алгоритм переливаний в виде следующей таблицы:
Сосуд А – емкостью 5 литра
Сосуд Б – емкостью 8 литров
№ команды | Откуда | Куда | Сколько литров |
1 | Из крана | Сосуд Б | 8 |
2 | Из сосуда Б | Сосуд А | 5 |
17.ВЗГЛЯНИ НА БЕРЕГ – там увидишь два кувшина. В один из них, наполненный до краёв , помещается ровно два литра молока, а в другой - три. Как налить в двухлитровый кувшин точно один литр? Укажи два способа.
IV. Повторение правил работы на компьютере
V. Знакомство с программой
– Вы будете работать с программой, которая называется «Переливашка».
Объяснение окна программы.
VI. Подведение итогов
– Что нового узнали?
– Что мы делали на уроке?
– О чем были все наши задачи?
– Какими способами мы их решали?
– Какой способ решения задачи вам понравился больше всего?