Решение линейных неравенств с двумя переменными
Цели: ввести понятие неравенства с двумя переменными и его решения; формировать умение решать линейные неравенства с двумя переменными.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Какие из следующих чисел: –2; –1; 0; 2; 3 – являются решением неравенства х3 – 2х ≥ 1?
2. Подберите два каких-нибудь числа разных знаков, чтобы их сумма была больше 5.
III. Объяснение нового материала.
Объяснение нового материала проводить согласно пункту учебника. Сначала ввести понятие неравенства с двумя переменными и его решения, а затем разобрать, как решается линейное неравенство с двумя переменными.
Вопрос о решении неравенств второй степени с двумя переменными целесообразно рассмотреть на следующем уроке.
IV. Формирование умений и навыков.
1. № 482, № 483 (а, в).
2. № 484 (а, г), № 485.
3. Изобразите на координатной плоскости множество точек, задаваемое неравенством:
а) х х ≤ 4;
б) у ≥ –3; г) –2 у
4. № 492 (а).
Р е ш е н и е
ху ≥ 0.
Произведение двух чисел является неотрицательным в том случае, если эти числа имеют одинаковые знаки. Значит, когда
Первой системе соответствует первая координатная четверть, а другой системе – третья координатная четверть.
Сильным в учебе учащимся можно предложить дополнительно выполнить № 556.
Р е ш е н и е
| х | + | у | ≤ 1; | у | ≤ 1 – | х |.
Построим график уравнения | у | = 1 – | х |. Для этого нужно раскрыть знаки модуля.
Получим четыре случая:
1) х ≥ 0, у ≥ 0; у = 1 – х. | 2) х ≥ 0, у –у = 1 – х; у = х – 1. |
| |
3) х у ≥ 0; у = 1 + x. | 4) x y –у = 1 + х; у = –х – 1. |
| |
Объединяя все эти случаи, получим фигуру:
Данному неравенству удовлетворяет множество точек внутренней области этой фигуры.
V. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Что называется решением неравенства с двумя переменными?
– Сколько решений может иметь неравенство с двумя переменными?
– Как найти множество решений линейного неравенства с двумя переменными?
Домашнее задание: № 483 (б, г), № 484 (б, в), № 486
У р о к 52 Решение неравенств второй степени с двумя переменными
Цель: формировать умение решать неравенства второй степени с двумя переменными.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Является ли пара чисел (–1; 2) решением неравенства:
а) 3х + 2у – 1 0;
б) 2х2 + 4у
в) х2 + у2 – 2х ≥ 7?
2. Найдите два каких-нибудь решения неравенства:
а) у ≥ х2 – 3;
б) х2 + у2
III. Объяснение нового материала.
Разобрать примеры из учебника.
IV. Формирование умений и навыков.
Упражнения:
1. Изобразите на координатной плоскости множество решений неравенства:
а) у ≤ х2 + 2; г) ху
б) у (х + 1)2 – 3; д) х2 + у2 ≥ 4;
в) ху ≥ 2; е) (х – 2)2 + (у + 1)2
2. № 490 (а), № 491 (б).
3. № 489.
Р е ш е н и е
а) х2 + у2 – 6х – 4у + 13 ≤ 0.
Преобразуем выражение, стоящее в левой части неравенства, выделив в нем квадраты двучленов:
х2 – 6х + 9 – 9 + у2 – 4у + 4 – 4 + 13 ≤ 0;
(х – 3)2 + (у – 2)2 ≤ 0.
Сумма квадратов двух выражений не может быть отрицательна. Поэтому данное неравенство выполняется только в том случае, если выражение (х – 3)2 + (у – 2)2 равно нулю, то есть при х = 3 и у = 2. Значит, данным неравенством задается всего одна точка с координатами (3; 2). | |
б) х2 – 4х – у + 5 ≥ 0; у ≤ х2 – 4х + 5; у ≤ х2 – 4х + 4 – 4 + 5; у ≤ (х – 2)2 + 1. Значит, данным неравенством задается множество точек, принадлежащих параболе у = (х – 2)2 + 1, и множество точек, расположенных ниже ее. | |
В классе с высоким уровнем подготовки можно дополнительно выполнить № 554.
Р е ш е н и е
а) у ≥ | х | | | б) у ≤ | х – 2 | |
| | |
V. Итоги урока.
– Что называется решением неравенства с двумя переменными?
– Как решаются линейные неравенства с двумя переменными?
– Как задается неравенством множество точек координатной плоскости, расположенных:
а) выше (ниже) параболы у = 2х2 – 3х;
б) внутри окружности с центром в начале координат и радиусом 7?
Домашнее задание: № 487, № 488, № 490 (б), № 491 (а).
У р о к Решение систем линейных неравенств
с двумя переменными
Цели: ввести понятие решения системы неравенств с двумя переменными; формировать умение решать системы линейных неравенств с двумя переменными.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверочная работа.
В а р и а н т 1
1. Изобразите на координатной плоскости множество решений неравенства:
а) у 2х – 3; б) у ≤ (х + 2)2.
2. Задайте неравенством с двумя переменными множество точек заштрихованной области, изображенной на рисунке. | |
В а р и а н т 2
1. Изобразите на координатной плоскости множество решений неравенства:
а) у ≤ 1 – х; б) (х – 1)2 + у2 4.
2. Задайте неравенством с двумя переменными множество точек заштрихованной области, изображенной на рисунке. | |
III. Объяснение нового материала.
На этом уроке следует изучить только решение систем линейных неравенств с двумя переменными, поскольку данная тема зачастую оказывается трудна для восприятия учащихся.
1. Рассмотреть несколько различных систем неравенств:
Взять пару чисел (1; 2) и проверить, является ли она решением этих систем.
2. Ввести понятие решения системы неравенств с двумя переменными.
3. Рассмотреть второй и третий примеры из учебника.
IV. Формирование умений и навыков.
Упражнения:
1. № 496.
2. № 497 (а, в).
3. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы неравенств:
а)
б)
в)
4. № 499 (а).
Сильным в учебе учащимся можно предложить дополнительно выполнить № 558.
Р е ш е н и е
Сначала изобразим множество решений первого неравенства системы: | |
Чтобы система неравенств задавала на координатной плоскости полосу, необходимо выполнение двух условий:
1) прямая у = kх + b должна быть параллельна прямой у = 2х + 3, то есть k = 2;
2) прямая у = kх + b должна располагаться ниже прямой у = 2х + 3, то есть коэффициент b должен быть меньше 3, например: b = 0 или b = –2.
Чтобы данная система неравенств задавала на координатной плоскости угол, достаточно, чтобы прямая у = kх + b была непараллельна прямой у = 2х + 3, то есть k ≠ 2.
V. Итоги урока.
– Что называется решением системы неравенств с двумя переменными?
– Как решаются системы линейных неравенств с двумя переменными?
Домашнее задание: № 497 (б, г), № 498, № 499 (б).