Решение проектной задачи
« То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно »
(Л. Выготский)
- Отличие проектной задачи заключается в том, что для решения этой задачи детям предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (системы) заданий и требуемых для их выполнения данных
- Особенность проекта состоит в том, что при его реализации не задаётся порядок действий. Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат (получен продукт)
- Проекты в учебниках являются проектными задачами по определению , то есть, содержат общий алгоритм деятельности ( конкретное задание ) и возможность групповой работы .
- В учебниках есть практические работы , которые так же являются проектными задачами по определению .
- Проектная задача – это система заданий (действий) направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта»
- (по Воронцову А.Б.)
Итоги решения проектной задачи
- Реальный «продукт» созданный детьми: текст, плакат, схема, макет, таблица, диаграмма, график, рисунок и пр.
- Нематериальный продукт – качественные изменения самого ребёнка (группы детей).
мастер – класс « проектные задачи в образовательном процессе..»
- Цель: Разработка алгоритма действий педагога при организации деятельности в режиме решения проектных задач
- Ваша задача – изучить теоретические материалы и на основе собственного педагогического опыта и посещённых уроков, пошагово сформулировать и прописать порядок действий педагога при организации деятельности детей в режиме решения проектной задачи.
Указания к практической работе
- Выбор модератора
- Распределение заданий:
- Модератор координирует и направляет действия при решении проектной задачи
- Группа решает проектную задачу.
- Представление результатов
Название проектной задачи
Тип задачи
Алгоритм действий педагога при работе над проектными задачами в образовательном процессе
Педагогическая проектная разновозрастная
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
1 . Выявление понимания педагогами важности и необходимости способствовать формированию разных форм учебного сотрудничества в образовательном процессе.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
2. Изучить теоретические материалы и на основе собственного педагогического опыта и посещённых уроков, пошагово сформулировать и прописать порядок действий педагога при организации деятельности детей в режиме решения проектной задачи с целью разработки алгоритма работы над проектной задачей.
1.Работа с информацией
Планируемый педагогический результат
2. Работа в малой группе (умение распределять задания между участниками).
1. Демонстрация способности работать и информацией ,с текстом.
Способ и формат оценивания результатов работы
2. Умение создать конечный продукт — алгоритм работы над проектной задачей, работая в малой группе.
3 . Взаимоконтроль и взаимооценка в процессе работы над задачей
В процессе решения задачи оценивается:
• владение необходимым предметным материалом;
• умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом;
• умение взаимодействовать в малой группе при решении общей задачи.
Оценка взаимодействия участников при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи, и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.
Алгоритм работы над проектной задачей
1. Описание проблемной ситуации
( Что и зачем надо делать?)
2. Формирование рабочих групп
( Кто с кем будет работать и кто какую часть общего задания будет выполнять?)
3.Обсуждение и выбор средств, необходимых для выполнения индивидуальных заданий
4. Практическая работа
5.Демонстрация и защита результатов (продуктов)
6.Рефлексия
Рефлексия «Продолжение фразы»
- Теперь я понимаю…
- Теперь я умею…
- Сейчас я чувствую …
Таким образом:
- Проектная деятельность необходима в начальной школе как способ достижения планируемых результатов освоения ООП.
- Проекты реализуются во внеурочной деятельности и могут быть использованы на уроке.
- В работе с младшими школьниками целесообразно использовать проектные задачи.
Резюме
- ФГОС НОО определяет требования к содержанию, результатам, условиям реализации основной образовательной программы, среди которых проект (проектная задача) рассматривается как метод и форма оценивания достижения планируемых результатов.
- Проектная задача – особый, универсальный вид учебного задания , способствует достижению всех планируемых результатов освоения ООП. От прочих практических заданий отличается наличием материального образовательного продукта.
- В организации проектной деятельности младших школьников должны преобладать, как наиболее эффективные, групповые формы работы. Группы должны быть мобильными по составу.
- Проектные задачи можно использовать на отдельном этапе урока .
- Можно весь урок решать отдельную проектную задачу.
- Можно организовать внеурочную деятельность для решения долговременных проектных задач.
- Продукты и сертификаты проектной деятельности учитываются в процессе аттестации и могут храниться в портфолио учащихся.
- Теоретические и практические аспекты обучения решению проектных задач изложены в пособии для учителя под редакцией А.Б. Воронцова.
- Можно формулировать проектные задачи самостоятельно, исходя из образовательных потребностей и конкретного учебного материала .
- Не нужно «изобретать велосипед» каждый раз: проектные задачи (проекты) содержатся в учебниках для начальной школы .