Управление образования администрации Амвросиевского района
Отдел среднего общего и дошкольного образования
Методический кабинет управления образования
Благодатновская общеобразовательная школа I-III ступеней
Амвросиевского района
Донецкой Народной Республики
Урок алгебры в 9 классе
Тема урока: Решение систем уравнения второй степени
Учитель математики и информатики,
I квалификационной категории
Скубченко Т.Н.
Благодатное, 2016
Информационная карта урока
Тема: Решение систем уравнений второй степени
Цели и задачи урока:
образовательные
обобщение знаний учащихся о методах решения систем двух уравнений с двумя переменными: графическом и алгебраических методах (методе подстановки, алгебраического сложения, введения новых переменных);
закрепление умений решать системы уравнений разными способами;
развивающие
развитие познавательного интереса к математике;
формирование умений выбирать рациональные способы решения систем уравнений;
формирование навыков самостоятельной работы;
создание условий для развития информационной, учебно- познавательной компетенции;
воспитательные
формирование культуры умственного труда;
воспитывать культуру математического письма и речи;
воспитание в духе гуманизма и толерантности;
воспитание умения работать в различных организационных формах.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения: комбинированная с использованием ИКТ.
Место в образовательном ряду: шестой урок в теме «Уравнения с двумя переменными».
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах, коллективная.
Методы: словесный, наглядный, самостоятельной работы под руководством учителя, индивидуальная работа, работа в статической паре.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, памятки, карточки «лист самоконтроля», фишки для оценивания, электронный тест, созданный для работы в программе MyTestXPro; демонстрационный материал - компьютерная презентация, созданная при помощи программы Microsoft Office PowerPoint.
Формы и виды деятельности обучающихся: решение систем уравнений, участие в беседе, высказывание суждений, их обоснование, представление результатов работы, работа в парах.
Формы и виды деятельности учителя: организация деятельности обучающихся, консультирование, сотрудничество с обучающимися в выборе траектории работы при решении систем.
Предполагаемый результат:
обучающиеся знают основные методы решения систем уравнений;
обучающиеся применяют знания при решении различных систем уравнений;
обучающиеся делают рациональный выбор методов решения систем.
Структура:
Организационный этап. (1 мин)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. (2мин)
Проверка домашнего задания. (2 мин)
Актуализация знаний. Повторение методов решения систем. (5 мин)
Этап обобщения систематизации знаний. (15 мин)
Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями. (6 мин)
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). (10 мин)
Информация о домашнем задании. (1 мин)
Подведение итогов работы. Рефлексия. (3 мин)
Ход урока:
Организационный этап (1 мин)
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Ребята, сегодня у нас урок необычный на нем присутствуют гости – это директора школ нашего района и … Благодаря совместной работе, я надеюсь, занятие станет познавательным для вас ребята и интересным для наших гостей.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. (2мин)
Тема сегодняшнего урока «Решение систем уравнений второй степени». Всем вам хорошо известно высказывание знаменитого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова о том, что математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. Вот и сегодня мы должны обобщить и систематизировать знания по данной теме, тем самым привести ум и голову в порядок. Запишите в тетрадях число, 17 марта, классная работа и тему нашего урока. Все мы знаем о приближающемся Всемирном празднике «Дня Земли», но очень мало знаем об истории основания этого праздника. Одним из символов его, есть Колокол Мира и на нем надпись, которую нам предстоит разгадать. Вверху на каждом слайде надпись закрыта числами при правильном решении систем или правильном ответе на вопрос, числа будут исчезать, открывая буквы. Я думаю, что мы с вами обязательно с этим заданием справимся.
Проверка домашнего задания (2 мин)
Начнем с проверки домашнего задания. На экране приведено решение, но в нем допущена ошибка. Ваша задача найти ее.
С домашним заданием вы справились, молодцы. Как вы обратили внимание, закрытые буквы стали проявляться сквозь числа. Мы с вами на пути к успеху. Хочу вам напомнить, что перед вами лист самоконтроля (приложение 1), не забывайте его заполнять, каждый правильный ответ – 0,5 б. (красный квадрат) и неполный ответ – 0,25 б. (желтый квадрат).
Актуализация знаний. Повторение методов решения систем. (5 мин)
Сейчас прошу вас разделиться на две группы. Первая группа будет работать устно (фронтальный опрос), а вторая – за компьютерами пройдет тестирование. И так начинаем:
Что называется решением уравнения с двумя переменными?
О. Решением уравнения с двумя переменными называется, пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство.
Равносильное уравнение – это …
О. Это два уравнения, имеющие одно и то же множество решений.
Что называется графиком уравнения с двумя переменными?
О. Графиком уравнения с двумя переменными называется множество точек координатной плоскости, координаты которых обращают уравнение в верное равенство.
Что называется решением системы уравнений с двумя переменными?
О. Решением системы уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство.
Что означает решить систему уравнений?
О. Решить систему уравнений – значит найти все ее решения или доказать, что решений нет.
Назовите, что является графиком следующих уравнений с двумя переменными?
О. Окружность с центром в точке (0;0) и r=3.
О. Прямая.
О. Гипербола расположена в I и III четвертях.
О. Парабола.
Определите степень уравнения с двумя переменными
О. Уравнение четвертой степени.
О. Уравнение седьмой степени.
Какие способы решения систем уравнений с двумя переменными вы знаете?
О. Графический, способ подстановки и способ сложения.
Ребята, незабываем заносить свои результаты в лист самооценки.
Этап обобщения систематизации знаний. (15 мин)
И так, некоторые буквы уже открыты, а значит мы на верном пути. Поэтому продолжаем работать в таком же темпе. На экране следующее задание. Работать вы будете в группах. Вам необходимо определить способ, наметить ход решения системы уравнения и озвучить алгоритм решения данной системы.
№ 452(в)
Графический способ.
Построить график каждого уравнения системы (в одной системе координат).
Найти значения координат точек пересечения построенных графиков.
Записать ответ: координаты точек пересечения графиков.
№433 (а)
Способ сложения.
Умножить уравнения системы на такие числа, чтобы при сложении уравнений системы, коэффициент перед одной из переменных стал равен нулю.
Сложить получившиеся уравнения.
Решить, полученное в результате сложения, уравнение с одной переменной.
Найти соответствующие значения второй переменной.
№ 433 (в) Способ подстановки.
Выразить из одного уравнения системы одну переменную через другую.
Полученное выражение подставить во второе уравнение системы.
Решить полученное уравнение с одной переменной.
Найти соответствующие значения второй переменной.
Самостоятельная работа разных уровней. (6 мин)
А сейчас обратите внимание на экран с разноуровневыми заданиями. Эти задания вы должны выполнить самостоятельно, выбрав одну систему из предложенных, и через 5 минут проверим ваши решения.
(Проверка самостоятельной работы с занесением балов в лист самооценки). Ребята, занесите баллы в лист самооценки.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). (10 мин)
Ребята, я вам предлагаю решить вот такую систему уравнений с двумя переменными:
Посмотрите внимательно на данную систему и постарайтесь определить наиболее рациональный способ решения. Я смотрю, что вы затрудняетесь с выбором способа. В этой системе проще произвести замену переменных, что позволит нам избежать громоздких записей и сложных расчетов. (демонстрация на экране). Таким образом, мы познакомились с еще одним методом решения систем уравнений с двумя неизвестными - методом замены переменных. А для того чтобы вам было удобнее работать, вы получите памятки, в которых указаны различные виды замен переменных.
Информация о домашнем задании. (1 мин)
Ребята откройте дневники и запишите домашнее задание. Повторить п. 18-19 ст.114-118. Выполнить № 452 (а,б), № 433 (б,г) (основной уровень)
Системы уравнений в карточке (продвинутый уровень)
Подведение итогов работы. Рефлексия (3 мин)
И так ребята, подсчитайте баллы и поставьте себе оценку. (обучающиеся выставляют себе отметки). Ребята, а вы обратили внимание на то, что наша надпись расшифрована. Приближается Всемирный праздник Дня Земли. Существуют два основных периода проведения Дней Земли: в марте (вблизи весеннего равноденствия) и 22 апреля. Символом дня является зелёная греческая буква Θ (Тета) на белом фоне, существует флаг Земли, а так же Колокол Мира. Основной целью проведения Дня Земли, является внимание людей к защите природы, формированию у подрастающего поколения чувства сопереживания всему живому, ответственности за отношение к окружающей среде и заинтересованность во всем происходящем вокруг.
В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить всепланетную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Колокол Мира — символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов. И в то же время — это призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле.
Первый Колокол Мира был установлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в 1954 г. Он отлит из монет, пожертвованных детьми всех континентов, и является символом глобальной солидарности людей Земли. В него также вплавлены ордена и медали, другие почётные знаки людей многих стран. Надпись на Колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». Колокол Мира установлен в различных городах стран мира (в Японии, в крупных городах Германии (1989), Польши, Турции (1989), Мексики (1990), Австралии (1992), Монголии (1993), Филиппин (1994), Канады (1996), Бразилии (1997), Аргентины (1998), Эквадора (1999), Узбекистана (2003)).
В России акция «Колокол Мира в День Земли» проводится с 1998 года по инициативе и под патронатом летчика-космонавта СССР, Героя советского союза Анатолия Николаевича Березового в Международном центре Рерихов. На торжественном открытии первого Дня Земли в Москве Сергей Петрович Капица, сказал:«… День Земли — это день ответственности перед нашей планетой, ответственности перед людьми, которые её населяют, перед самой природой, частью которой мы являемся». Надеемся, что и в нашем общем доме, наступит мир. И я желаю вам добра, мира и тепла.