СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены основные способы решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля, основанные на его геометрическом и арифметическом определении.

Просмотр содержимого документа
«Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля»

МБОУ СОШ №7  пос. Каменномостский  республика Адыгея Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля. Учитель математики Лукьянченко Людмила Рудольфовна.

МБОУ СОШ №7 пос. Каменномостский республика Адыгея

Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.

Учитель математики Лукьянченко Людмила Рудольфовна.

 Геометрическое определение модуля.  Модулем действительного числа а называется расстояние от начала координат до соответствующей числу а точки на числовой оси .  -а о а   |а| |а|

Геометрическое определение модуля.

Модулем действительного числа а называется расстояние от начала координат до соответствующей числу а точки на числовой оси .

-а о а

|а| |а|

0 , то два корня |х|=5 х=-5 v х=5 Ответ: -5; 5. если а=0 , то один корень |х|=0 х=0 Ответ: х=0. " width="640"

|х|=а

если а , то

корней нет

|х|= -5

корней нет

Ответ:

корней нет.

если а0 , то

два корня

|х|=5

х=-5 v х=5

Ответ:

-5; 5.

если а=0 , то

один корень

|х|=0

х=0

Ответ:

х=0.

 Решите уравнения:  1) |3х-5|=-4  Решение:  корней нет.  Ответ: корней нет. 2) |3х-5|=0 Решение: 3х-5=0 3х=5 х=5/3 Ответ: 5/3.

Решите уравнения:

1) |3х-5|=-4

Решение:

корней нет.

Ответ: корней нет.

2) |3х-5|=0

Решение:

3х-5=0

3х=5

х=5/3

Ответ: 5/3.

 3) |3х-5|= 8  Решение:  3х-5=8 v  3х=8+5  3х=13  х=13/3  х=4⅓  Ответ: -1; 4¹/₃.  3х-5=-8 3х=-8-5 3х=-3 х=-3:3 х=-1

3) |3х-5|= 8

Решение:

3х-5=8 v

3х=8+5

3х=13

х=13/3

х=4⅓

Ответ: -1; 4¹/₃.

3х-5=-8

3х=-8-5

3х=-3

х=-3:3

х=-1

 4) |х 2 -5х|=6  Решение:  х²-5х=6 v  х²-5х-6=0  По т.Виета  х=-1 v х=6  Ответ: -1; 2; 3; 6. х²-5х=-6 х²-5х+6=0 По т.Виета х=2 v х=3

4) 2 -5х|=6

Решение:

х²-5х=6 v

х²-5х-6=0

По т.Виета

х=-1 v х=6

Ответ: -1; 2; 3; 6.

х²-5х=-6

х²-5х+6=0

По т.Виета

х=2 v х=3

 5) х 2 -6|х|+5=0  Решение:  Т.к. по свойству модуля х 2 =|х 2 |, то  |х| 2 -6|Х 2 |+5=0  Замена t=|х|  t 2 -6t+5=0  По т.Виета  t=5 v t=1  ПОЗ |х|=5 v|х|=1  х=5 v х=-5 х=1 v х=-1  Ответ: -5; -1; 1; 5.

5) х 2 -6|х|+5=0

Решение:

Т.к. по свойству модуля х 2 =|х 2 |, то

|х| 2 -6|Х 2 |+5=0

Замена t=|х|

t 2 -6t+5=0

По т.Виета

t=5 v t=1

ПОЗ |х|=5 v|х|=1

х=5 v х=-5 х=1 v х=-1

Ответ: -5; -1; 1; 5.

 6) ||х-1|+3|=3  Решение:  Раскроем внешний модуль  |х-1|+3=3 v  |х-1|=3-3  |х-1|=0  х-1=0  х=1  Ответ: 1. |х-1|+3=-3 |х-1|=-3-3 |х-1|=-6 корней нет

6) ||х-1|+3|=3

Решение:

Раскроем внешний модуль

|х-1|+3=3 v

|х-1|=3-3

|х-1|=0

х-1=0

х=1

Ответ: 1.

|х-1|+3=-3

|х-1|=-3-3

|х-1|=-6

корней нет

 Алгебраическое определение модуля.

Алгебраическое определение модуля.

 Уравнения, содержащие cумму или  разность  нескольких модулей удобнее решать, используя алгебраическое определение модуля.   а, если а≥0,   -а, если а |а|=

Уравнения, содержащие cумму или разность нескольких модулей удобнее решать, используя алгебраическое определение модуля.

а, если а≥0,

-а, если а

|а|=

 Алгоритм решения.  ( универсальный способ для решения любого уравнения, содержащего модуль).  1) Найти числа, в которых выражения, стоящие под знаком модуля, обращаются в нуль.  2) Разбить числовую ось данными числами на промежутки.  3) В каждом из полученных промежутков определить знаки выражений, стоящих под знаком модуля.  4) Раскрыть знаки модуля на каждом из промежутков по алгебраическому определению и решить полученные уравнения.  5) Проверить, принадлежит ли полученный корень данному промежутку.  6) Записать в ответ те корни, которые удовлетворяют п.5.

Алгоритм решения.

( универсальный способ для решения любого уравнения, содержащего модуль).

1) Найти числа, в которых выражения, стоящие под знаком модуля, обращаются в нуль.

2) Разбить числовую ось данными числами на промежутки.

3) В каждом из полученных промежутков определить знаки выражений, стоящих под знаком модуля.

4) Раскрыть знаки модуля на каждом из промежутков по алгебраическому определению и решить полученные уравнения.

5) Проверить, принадлежит ли полученный корень данному промежутку.

6) Записать в ответ те корни, которые удовлетворяют п.5.

 Решить уравнение:  |5-3х|-|3-4х|=6-4х  5-3х=0  -3х=-5  х=1²/₃   |5-3х| + + -  |3-4х | + - -   1) если х то, (5-3х)-(3-4х)= 6-4х  5-3х-3+4х= 6-4х  2+х=6-4х  х+4х=6-2  5х=4  х= ⅘ 3-4х=0 -4х=-3 х= ¾ ¾ 1²/₃ х (-∞;¾)

Решить уравнение:

|5-3х|-|3-4х|=6-4х

5-3х=0

-3х=-5

х=1²/₃

|5-3х| + + -

|3-4х | + - -

1) если х то, (5-3х)-(3-4х)= 6-4х

5-3х-3+4х= 6-4х

2+х=6-4х

х+4х=6-2

5х=4

х=

3-4х=0

-4х=-3

х= ¾

¾

1²/₃

х

(-∞;¾)

 2) если ¾≤ х  ,  то (5-3х)+(3-4х)= 6-4х  5-3х+3-4х=6-4х  8-7х=6-4х  -7х+4х=6-8  -3х=-2  х=⅔  3) если х≥1²/₃ , то -(5-3х)+(3-4х)=6-4х  -5+3х+3-4х=6-4х  -2-х=6-4х  -х+4х=6+2  3х=8  х=⁸/₃  х=2²/₃ Є [1²/₃; +∞)  Ответ: 2²/₃. [¾1²/₃)

2) если ¾≤ х , то (5-3х)+(3-4х)= 6-4х

5-3х+3-4х=6-4х

8-7х=6-4х

-7х+4х=6-8

-3х=-2

х=⅔

3) если х≥1²/₃ , то -(5-3х)+(3-4х)=6-4х

-5+3х+3-4х=6-4х

-2-х=6-4х

-х+4х=6+2

3х=8

х=⁸/₃

х=2²/₃ Є [1²/₃; +∞)

Ответ: 2²/₃.

[¾1²/₃)

  Решить уравнение:  |х²-1|+х=5  Решение:  х²-1=0  х²=1  х²=1 v х=-1   + - +  -1 1  1) Если х , то х²-1+х=5  х²+х-6=0  по т. Виета х₁=-3 Є (-∞; -1)  х₂=2 х (-∞; -1)

Решить уравнение:

|х²-1|+х=5

Решение:

х²-1=0

х²=1

х²=1 v х=-1

+ - +

-1 1

1) Если х , то х²-1+х=5

х²+х-6=0

по т. Виета х₁=-3 Є (-∞; -1)

х₂=2

х

(-∞; -1)

  2) если -1≤ х  , то -(х²-1)+х=5  -х²+1+х-5=0  -х²+х-4=0  х²-х+4=0  D=b²-4ac=(-1)²-4·1·4=1-16 =-15  3) если х≥1 , то х²-1+х=5  х²+х-6=0  по т. Виета х₁=-3  х₂=2 Є [1; +∞)  Ответ: -3; 2. [1; +∞)

2) если -1≤ х , то -(х²-1)+х=5

-х²+1+х-5=0

-х²+х-4=0

х²-х+4=0

D=b²-4ac=(-1)²-4·1·4=1-16 =-15

3) если х≥1 , то х²-1+х=5

х²+х-6=0

по т. Виета х₁=-3

х₂=2 Є [1; +∞)

Ответ: -3; 2.

[1; +∞)

 Решить уравнение:  |х-2|+|4-х|=2  Решение:  х-2=0  х=2   |х-2| - + +  |4-х| + + -  1) если х , то -(х-2)+(4-х)=2  -х+2+4-х=2  -2х=-4  х=2  2) если 2≤ х  , то (х-2)+(4-х)=2  х-2+4-х=2  0х=0  х- любое число из [2; 4)  4-х=0  х=4 х 2 4 (-∞; 2)

Решить уравнение:

|х-2|+|4-х|=2

Решение:

х-2=0

х=2

|х-2| - + +

|4-х| + + -

1) если х , то -(х-2)+(4-х)=2

-х+2+4-х=2

-2х=-4

х=2

2) если 2≤ х , то (х-2)+(4-х)=2

х-2+4-х=2

0х=0

х- любое число из [2; 4)

4-х=0

х=4

х

2

4

(-∞; 2)

 3) если х≥4 , то (х-2)-(4-х)=2  х-2-4+х=2  2х=8  х=4 Є [4; +∞)  Объединив решения, запишем ответ  Ответ: [2; 4].

3) если х≥4 , то (х-2)-(4-х)=2

х-2-4+х=2

2х=8

х=4 Є [4; +∞)

Объединив решения, запишем ответ

Ответ: [2; 4].

 Задания для самостоятельного решения:  1) Решите простейшие уравнения:  1) |х|=3; 2) |3х+1|=9;  3) |х-5|=3; 4) |х=5|=-3.  2) Решите уравнения сведением к простейшему:  1) |х+4|=2х; 2) |3х+1|+х=9;  3) 9х²-18|х|+5=0; 4) |8+|х-2||=7.  3) Решите уравнения методом интервалов:  1) |х-3|+2|х+1|=4; 2) |5-х|+|х-1|=10;  3) |5-2х|+|х+3|=2-3х; 4) 5/(3-|х-1|)=|х|+2.

Задания для самостоятельного решения:

1) Решите простейшие уравнения:

1) |х|=3; 2) |3х+1|=9;

3) |х-5|=3; 4) |х=5|=-3.

2) Решите уравнения сведением к простейшему:

1) |х+4|=2х; 2) |3х+1|+х=9;

3) 9х²-18|х|+5=0; 4) |8+|х-2||=7.

3) Решите уравнения методом интервалов:

1) |х-3|+2|х+1|=4; 2) |5-х|+|х-1|=10;

3) |5-2х|+|х+3|=2-3х; 4) 5/(3-|х-1|)=|х|+2.

Используемая литература:  1) Гайдуков И.И «Абсолютная величина.»-М.: Просвещение , 1964г.  2) Голубев В.И. Эффективные методы решения задач по теме «Абсолютная величина»-М.: Чистые пруды, 2006г.  3) Егерев В.К., Кордемский Б.А., Зайцев В.В. и др. «Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы» /Под редакцией Сканави.- М.: высшая школа, 1988г.  4) Смоляков А., «Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля» (Математика, №18, 2005г., с. 61-64.)

Используемая литература:

1) Гайдуков И.И «Абсолютная величина.»-М.: Просвещение , 1964г.

2) Голубев В.И. Эффективные методы решения задач по теме «Абсолютная величина»-М.: Чистые пруды, 2006г.

3) Егерев В.К., Кордемский Б.А., Зайцев В.В. и др. «Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы» /Под редакцией Сканави.- М.: высшая школа, 1988г.

4) Смоляков А., «Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля» (Математика, №18, 2005г., с. 61-64.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!