СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач «Импульс», «Закон сохранения импульса».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение, закрепление знаний при решении задач на тему «Импульс», «Закон сохранения импульса».

Просмотр содержимого документа
«Решение задач «Импульс», «Закон сохранения импульса».»

Решение задач «Импульс», «Закон сохранения импульса».

Цель: повторение, закрепление знаний при решении задач на тему «Импульс», «Закон сохранения импульса».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1 Ответ на вопросы после параграфов (в предыдущем уроке).

2. Проверка решения домашних задач.

II. Решение задач.

Задача 1.

Мяч массой m летит в положительном направлении вдоль оси х скоростью υо. Навстречу ему движется массивная плита массой М со скоростью uо. Чему равна проекция скорости мяча на ось х после абсолютно упругого столкновения с плитой? Считать m


Решение:

Поскольку удар упругий, можно использовать законы сохранения энергии и импульса системы («мяч + плита»). Если υх — проекция на ось х скорости мяча после удара, то mυо – Мuо = Мux + Muo, о2 + Muo2 = x2 + Mux2.

2 2 2 2

m υо – Мuо = Мux + Muo, m(υo – υx) = M(ux – uo), (1)

mυо2mυx2 = Mux2 Muo2;

2 2 2 2 m(υo2 – υx2) = M(ux2 – uo2) (2)


Разделим (2) на (1), получаем υo – υx = ux – uo

υo – υx = M/m(ux + uo)

Решая систему двух последних уравнений, находим:

υх = - 2Muo(M - m)υo. При mх = -2uo – υo. В частности, если плита

m + M m + M

покоится, то мяч, падающий на нее по нормали, отскочит после абсолютно упругого удара со скоростью, противоположной первоначальной υо = - υo - 2uo.

Задача 2.

Падающий вертикально шарик массой 200 г ударился о пол со скоростью 5 м/с и подпрыгнул на высоту 80 см. Найти изменение импульса шарика при ударе.

Дано:

m = 200 г = 0,2 кг

h = 80 см = 0,8 м

υ = 5 м/с

________________

Δp - ?

Решение:

Изменение импульса равно разности импульсов до и после удара. До удара импульс p = mυ, для подъема тела на высоту h скорость должна быть по закону сохранения энергии найдена из равенства mgh = mυ’2/2 и υ’ = √2gh = √2 · 10 м/с · 0,8 м = 4 м/с; p’ = mυ’, импульс после удара Δ p = p’ = 0,8 – (-1) = 1,8 кгм/с.

Знаком минус мы учитываем противоположные направления импульса (Ось Х направили вверх).

Ответ: Δр = 1,8 кгм/с.


Знаком минус мы учитываем противоположные направления импульсов (Ось Х направили вверх).

Ответ: Δр = 1,8 кг·м/с

Задача 155.

Два пластилиновых шарика, массы которых 30 и 50 г, движутся навстречу друг другу со скоростями 5 и 4 м/с, соответственно. В результате неупругого столкновения они слипаются. Определите скорость шариков после столкновения.

Дано:

m1 = 30 г = 3·10-2 кг

m2 = 50 г = 5·10-2 кг

υ1 = 5 м/с

υ2 = 4 м/с

__________________

υ' - ?


Решение:

Пусть первый шарик движется слева направо, а второй — справа налево. Направим ось Х в сторону движения первого шарика, вправо, получим:

p = m1υ1 + m2υ2 импульс тел до столкновения;

p’ = (m1 + m2)υ’ – после столкновения.

По закону сохранения импульса:

p = p’, (m1 + m2)υ’ = m1υ1 + m2υ2.

найдем проекции ось х и решим уравнение:

- (m1 + m2)υ’ = m1υ1 + m2υ2;

υ' = m2υ2 - m1υ1 = 5 · 10-2 кг · 4 м/с – 3 · 10-2 кг · 4 м/с = 5·10-2 = 0,62 м/с.

m1 + m2 3 · 10-2 кг + 5 · 10-2 кг 8·10-2

Ответ: υ’ = 0,62 м/с.

Задача 158.

В отплывающую от берега лодку прыгает человек, вектор скорости которого совпадает с направлением ее движения. Скорость лодки 0,5 М/с, ее масса 100 кг, скорость человека при прыжке 2 м/с. Определить массу человека, если лодка с человеком на борту приобрела скорость 1 м/с.

Дано:

m1 = 100 кг

υ1 = 0,5 м/с

υ2 = 2 м/с

υ' = 1 м/с

__________________

m2 - ?

Решение:

По закону сохранения импульса:

m1υ1 + m2υ2 = (m1 + m2)υ’,

m2 = m1υ’ – υ1 = 100 кг 1 м/с – 0,5 м/с = 50 кг.

υ2 – υ’ 2 м/с – 1 м/с


Ответ: m2 = 50 кг.


Домашнее задание: повторить § 32-34.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!