Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап. 2мин | Приветствует учащихся, проверяет присутствующих на уроке, готовность класса к уроку, высказывает пожелания плодотворной работы | Отвечают на приветствие учителя, слушают, готовятся к уроку | -Слушание учителя -Умение настраиваться на занятие |
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 7 мин. На экране появляются вопросы, на которые учащиеся должны ответить. После ответа учащегося на экране также появляется правильный ответ с целью закрепления материала Фронтальный опрос: 1. Какая величина называется импульсом тела? 2. Как направлен вектор импульса тела? 3. В каких единицах измеряется импульс? 4. Чему равен импульс неподвижного тела? 5. Как записывается и читается закон сохранения импульса? | Акцентирует внимание на основных моментах ранее изученного материала. Контролирует правильность ответов обучающихся. | Отвечают на вопросы учителя, осуществляют контроль правильности ответов товарищей. Ответы: 1. Импульсом тела называется физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость. 2. Вектор импульса тела совпадает по направлению с вектором скорости тела 3. кг м/с 4. Импульс неподвижного тела равен нулю. 5. Векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не меняется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел. | -Выделение существенной информации из слов учителя. -Осуществление актуализации личного жизненного опыта. - Построение понятных для собеседника высказываний. -Восприятие на слух вопросов и ответов обучающихся. -Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. - Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
3. Постановка цели и задач урока. 2мин На уроке вы должны усвоить методы решения качественных и количественных задач по данной теме и научиться применять их на практике. | Совместно с обучающимися формулирует тему урока и раскрывает цели. | Слушают учителя, взаимодействуют с учителем, определяют учебные задачи урока, записывают тему урока. | -Умение слушать в соответствие с целевой установкой. - Принятие и сохранение учебной цели и задачи. |
4. Первичное закрепление. 20 мин. Решение задач с опорой на конспект. -Сложность при решении задач заключается в том, что универсальной формулы, которую можно было бы использовать при решении расчетной задачи по данной теме не существует. В каждой задаче формула получается различной, мы должны вывести ее, анализируя условие задачи. Алгоритм решения задач следующий: 1) Сделать рисунок, на котором обозначить направления оси координат, векторов скорости тел до и после взаимодействия 2) Записать в векторном виде закон сохранения импульса 3) Записать закон сохранения импульса в проекции на ось координат 4) Из полученного уравнения выразить неизвестную величину и найти её значение Решение задач 1) На вагонетку массой 800 кг, катящуюся по горизонтальным рельсам со скоростью 0,2 м/с, насыпали сверху 200 кг щебня. Как при этом изменилась скорость вагонетки? (уменьшилась на 0,16 м/с) 2) С лодки массой 200 кг, движущейся со скоростью 1 м/с, ныряет мальчик массой 50 кг, двигаясь в горизонтальном направлении. Какой станет скорость лодки после прыжка мальчика, если он прыгает с носа со скоростью 2 м/с? (0,75 м/с) | Знакомит с планом решения задач на закон сохранения импульса. Наблюдает за работой учащихся, консультирует и стимулирует учебные действия учащихся. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. Выявляет места и причины возникающих затруднений при решении задач. | Слушают учителя. Выходят по очереди к доске, остальные решают в тетрадях. Решают разноуровневые задачи. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Обсуждают выводы Систематизируют учебный материал. Принимают решение и его реализуют. Осуществляют контроль правильности ответов обучающихся. Вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | -Логические умозаключения. -Осознанное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. -Принимать и сохранять учебную задачу. - Уметь анализировать задачу. -Планировать и корректировать свои действия. -Согласовывать усилия по решению учебной задачи, приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других. |
5. Динамическая пауза (1,5мин). Физкультминутка | Объясняет, включает видео | Смотрят, слушают, выполняют | Умение настраиваться на паузу |
6. Самостоятельная работа, самопроверка. 10 мин Ответы на слайде в конце работы, варианты разноуровневые, каждый ученик получает карточку и выбирает задачи по возможности. (Приложение 1) | Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран примеры правильных решений поставленных задач. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. | Работают с раздаточным материалом. Решают разноуровневые задачи Принимают решение и его реализуют Осуществляют самоконтроль Вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | -Логические умозаключения. -Осознанное построение речевых высказываний в письменной форме. -Осуществление самоконтроля и |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1 мин | Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению. Мотивирует выполнение домашнего задания. Проверяет понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания. § 21, упр. 20 Индивидуально: подготовка к следующему уроку сообщения по выбору: “История ракетостроения”, “Закон сохранения импульса в природе” | Записывают домашнее задание Слушают комментарии учителя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания. | -Выделение существенной информации из слов учителя. -Слушание учителя -Регуляция учебной деятельности. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) 1,5мин -Сегодня на уроке вы научились применять на практике один из наиболее фундаментальных законов природы: закон сохранения импульса. Поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке и считает, что понял принцип решения задач по теме? А кто доволен своей работой на уроке, но считает, что для закрепления умения применять свои знания к решению задач нужно еще потренироваться? | Учитель подводит итоги, дает оценку работе класса в целом и отдельным учащимся (активность, адекватность ответов, неординарность работы отдельных учащихся, прилежание, уровень самоорганизации) | Обобщают полученные знания Выделяют успешные этапы урока и моменты, которые вызвали затруднения. Дают оценку своей деятельности на уроке Взаимодействуют с учителем | -Коррекция, оценка правильности действий -Уметь формулировать собственное мнение -Умение делать выводы. -Уметь осуществлять самооценку |
Приложение 1.
1.Автомобиль массой 1 тонна, движется прямолинейно со скоростью 20 м/с. Чему равен импульс автомобиля?
2. Два неупругих шара массами 0,5 кг и 1 кг движутся навстречу друг другу со скоростями 6 и 8 м/с. Какой станет их скорость после столкновения? В каком направлении они будут двигаться?
1.Человек массой 60 кг бежит со скоростью 6 м/с, догоняет тележку массой 20 кг, движущуюся со скоростью 2 м/с, и вскакивает на неё. С какой скоростью станет двигаться после этого тележка?
2. Человек, стоящий на неподвижной лодке, пошел со скоростью 4 м/с относительно лодки. Масса человека 60 кг, масса лодки 300 кг. С какой скоростью начала двигаться лодка по поверхности воды?
1.Граната, масса которой 20 кг, летевшая со скоростью 15м/с, разорвалась на две части. Скорость большего осколка 24 м/с в прежнем направлении. Скорость меньшего 6 м/с в противоположном направлении. Определите массы осколков.
2.Человек, стоящий на коньках на гладком льду реки, бросает камень массой 2 кг. Через 4 с камень достигает берега, пройдя расстояние 10 м. С какой скоростью начинает скользить конькобежец, если его масса 80 кг?
2)3,33 м/с., в направлении движения тела большей массы.