СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач на нахождение координат светил

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок астрономии в 11 классе. Урок повторения и оценки по теме "Решение задач на нахождение координат светил".

Просмотр содержимого документа
«Решение задач на нахождение координат светил»

Конспект учебного занятия


ФИО (полностью)

Мингулова Наиля Ахмадулхаковна

Место работы

МОУ «СОШ № 43»г. Магнитогорска

Должность

Учитель

Предмет

астрономия

Класс

11

Тема и номер урока в теме

Решение задач на нахождение координат светил

Предметная программа и её автор

Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017

Цель и предполагаемый результат

Предметный: формирование умения находить координаты светил.

Метапредметный: формирование умений практического применения полученных знаний в новой ситуации.

П-

Р-

К- умение работать в парах

Личностный: создание ситуаций для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций; воспитание навыков культуры общения и умения работать в группах и коллективе, умение выступать перед аудиторией.

Тип урока

Контроля и оценки






Учебная (проблемная) задача


Деятельность ученика, учителя

(приемы, организующие деятельность; конкретные задания для обучающихся, вопросы)



Средства


Результат

(Пр -предметный;

П -позн., К -коммун., Р -регул., Л -личностный.)

1

2

3

4

Организационно – мотивационный блок

УЗ1-создать условия для постановки цели урока

Вы поехали на летних каникулах за город. Остановились на берегу озера. Ночь была ясная, светила Луна. Все ушли спать. Костер догорал. Вы решили сходить за хворостом в ближайшую рощу. На обратном пути сбились с дороги.

Как выйти из этой ситуации?

Что нужно знать и уметь, чтобы выходить из подобной ситуации? Чем будем заниматься на уроке?

История

слайд 1

Р - целеполагание





Информационно- аналитический блоки

УЗ 2- отработка умений находить координаты светил

Решение задач

1. применение математических знаний в астрономии

2. работа с картой звездного неба

3. решение задач по формулам

Карта звездного неба,

учебник

стр.

Пр-нахождение координат светил


Самостоятельная работа

2 варианта

Л- применение знаний на практике

Оценочно- рефлексивный блок

УЗ 3- отработка умения оценивать свою работу

Самооценка по образцу

слайд

Л- самооценка


Что было сложного и почему?

В чём вы видите смысл сегодняшнего урока?




Приложение к уроку.


1) Что нужно указать, чтобы отыскать светило на небе? (Надо указать, в какой стороне горизонта и как высоко над ним находится светило)

2) Какие координаты светил называются горизонтальными? (Азимут и высота)

3) Как найти высоту светила? (Высота светила отсчитывается по окружности, проходящей через зенит и светило М, и выражается длиной дуги от горизонта до светила)

4) Меняются ли горизонтальные координаты? (Меняются вследствие вращения Земли)

5) Какие координаты светил называются экваториальными? (Склонение и прямое восхождение)

6)Как вычислить высоту светила в кульминации? (h=90⁰ – φ + δ)

3. Решение задач.

1. Применение математических знаний в астрономии

1) выразите в часовой мере 90⁰, 103⁰


360⁰ - 24ч

90⁰ - х

х=90*24:360= 6 ч


103⁰=90⁰+ 13⁰

13⁰=13*60:15=52мин

103⁰=6ч 52 ми

2) выразите в угловой мере 5ч 24 мин


5ч =5 *15⁰ =75⁰

24 мин=24 * 15: 60=6⁰

5ч 24 мин=75⁰+6⁰= 81⁰

2. Работа с картой звездного неба

Найдите экваториальные координаты звезд: α Тельца, α Девы

α =4 ч36мин

δ=+16⁰

α=13ч 26мин

δ=- 11⁰


3. Решение задач по формулам

1)Географическая широта Киева 50⁰.На какой высоте в этом городе происходит верхняя кульминация звезды Антарес. склонение которой равно -26⁰ ?

Дано: Решение

φ=50⁰ h=90⁰ – φ + δ

δ=- 26⁰ h=90⁰ – 50⁰ -26⁰ = 14⁰

h-?

Ответ: верхняя кульминация Антареса на высоте 14⁰

2) Определите склонение звезды, верхняя кульминация которой наблюдалась в Москве (географическая широта 56⁰) на высоте 47⁰над точкой юга.

Дано: Решение

φ=56⁰ h=90⁰ – φ + δ

h=47⁰ δ = -90⁰ + φ +h

δ -? δ =-90⁰+ 56⁰+ 47⁰= + 13⁰

Ответ : склонение звезды + 13⁰


3) Полуденная высота Солнца равна 30 ⁰. а его склонение равно - 19⁰ . Определите географическую широту места наблюдения.


Дано: Решение

h =30⁰ h = 90⁰ – φ + δ

δ=- 19⁰ φ = 90⁰ + δ - h

φ-? φ = 90⁰ – 19⁰ -30⁰ = 41⁰

Ответ: географическая широта 41⁰


Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Найдите экваториальные координаты звезд: α Весов

2. В каком созвездии находится Луна, если ее координаты

α=20ч 30мин

δ=- 20⁰

3. Географическая широта Челябинска 55⁰. На какой высоте в этом городе происходит верхняя кульминация звезды Вега, склонение которой равно +38⁰ ?


Вариант 2

1. Найдите экваториальные координаты звезд: α Персея

2. В каком созвездии находится галактика М31, если ее координаты

α=0ч 40мин

δ=+ 41⁰

3. Географическая широта Магнитогорска 53⁰ .На какой высоте в этом городе происходит верхняя кульминация звезды Спика, склонение которой равно -11⁰ ?


Вариант 1

Вариант 2

α=14ч 45мин

δ=+15⁰

α=3ч 15мин

δ=+50⁰

В созвездии Козерога

В созвездии Андромеды

Дано: Решение

φ=55⁰ h=90⁰ – φ + δ

δ=+38⁰ h=90⁰ – 55⁰ +38⁰ = 73⁰

h-?

Дано: Решение

φ=53⁰ h=90⁰ – φ + δ

δ=- 11⁰ h=90⁰ – 53⁰ -11⁰ = 26⁰

h-?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!