Просмотр содержимого документа
«Решение задач на нахождение координат светил»
Конспект учебного занятия
-
| ФИО (полностью) | Мингулова Наиля Ахмадулхаковна |
-
| Место работы | МОУ «СОШ № 43»г. Магнитогорска |
-
| Должность | Учитель |
-
| Предмет | астрономия |
-
| Класс | 11 |
-
| Тема и номер урока в теме | Решение задач на нахождение координат светил |
-
| Предметная программа и её автор | Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017 |
-
| Цель и предполагаемый результат | Предметный: формирование умения находить координаты светил. Метапредметный: формирование умений практического применения полученных знаний в новой ситуации. П- Р- К- умение работать в парах Личностный: создание ситуаций для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций; воспитание навыков культуры общения и умения работать в группах и коллективе, умение выступать перед аудиторией. |
-
| Тип урока | Контроля и оценки |
Учебная (проблемная) задача | Деятельность ученика, учителя (приемы, организующие деятельность; конкретные задания для обучающихся, вопросы) | Средства | Результат (Пр -предметный; П -позн., К -коммун., Р -регул., Л -личностный.) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Организационно – мотивационный блок |
УЗ1-создать условия для постановки цели урока | Вы поехали на летних каникулах за город. Остановились на берегу озера. Ночь была ясная, светила Луна. Все ушли спать. Костер догорал. Вы решили сходить за хворостом в ближайшую рощу. На обратном пути сбились с дороги. Как выйти из этой ситуации? Что нужно знать и уметь, чтобы выходить из подобной ситуации? Чем будем заниматься на уроке? | История слайд 1 | Р - целеполагание |
| | | |
Информационно- аналитический блоки |
УЗ 2- отработка умений находить координаты светил | Решение задач 1. применение математических знаний в астрономии 2. работа с картой звездного неба 3. решение задач по формулам | Карта звездного неба, учебник стр. | Пр-нахождение координат светил |
| Самостоятельная работа | 2 варианта | Л- применение знаний на практике |
Оценочно- рефлексивный блок |
УЗ 3- отработка умения оценивать свою работу | Самооценка по образцу | слайд | Л- самооценка |
| Что было сложного и почему? В чём вы видите смысл сегодняшнего урока? | | |
Приложение к уроку.
1) Что нужно указать, чтобы отыскать светило на небе? (Надо указать, в какой стороне горизонта и как высоко над ним находится светило)
2) Какие координаты светил называются горизонтальными? (Азимут и высота)
3) Как найти высоту светила? (Высота светила отсчитывается по окружности, проходящей через зенит и светило М, и выражается длиной дуги от горизонта до светила)
4) Меняются ли горизонтальные координаты? (Меняются вследствие вращения Земли)
5) Какие координаты светил называются экваториальными? (Склонение и прямое восхождение)
6)Как вычислить высоту светила в кульминации? (h=90⁰ – φ + δ)
3. Решение задач.
1. Применение математических знаний в астрономии
1) выразите в часовой мере 90⁰, 103⁰
360⁰ - 24ч 90⁰ - х х=90*24:360= 6 ч | 103⁰=90⁰+ 13⁰ 13⁰=13*60:15=52мин 103⁰=6ч 52 ми |
2) выразите в угловой мере 5ч 24 мин
5ч =5 *15⁰ =75⁰
24 мин=24 * 15: 60=6⁰
5ч 24 мин=75⁰+6⁰= 81⁰
2. Работа с картой звездного неба
Найдите экваториальные координаты звезд: α Тельца, α Девы
α =4 ч36мин δ=+16⁰ | α=13ч 26мин δ=- 11⁰ |
3. Решение задач по формулам
1)Географическая широта Киева 50⁰.На какой высоте в этом городе происходит верхняя кульминация звезды Антарес. склонение которой равно -26⁰ ?
Дано: Решение
φ=50⁰ h=90⁰ – φ + δ
δ=- 26⁰ h=90⁰ – 50⁰ -26⁰ = 14⁰
h-?
Ответ: верхняя кульминация Антареса на высоте 14⁰
2) Определите склонение звезды, верхняя кульминация которой наблюдалась в Москве (географическая широта 56⁰) на высоте 47⁰над точкой юга.
Дано: Решение
φ=56⁰ h=90⁰ – φ + δ
h=47⁰ δ = -90⁰ + φ +h
δ -? δ =-90⁰+ 56⁰+ 47⁰= + 13⁰
Ответ : склонение звезды + 13⁰
3) Полуденная высота Солнца равна 30 ⁰. а его склонение равно - 19⁰ . Определите географическую широту места наблюдения.
Дано: Решение
h =30⁰ h = 90⁰ – φ + δ
δ=- 19⁰ φ = 90⁰ + δ - h
φ-? φ = 90⁰ – 19⁰ -30⁰ = 41⁰
Ответ: географическая широта 41⁰
Самостоятельная работа
Вариант 1
1. Найдите экваториальные координаты звезд: α Весов
2. В каком созвездии находится Луна, если ее координаты
α=20ч 30мин
δ=- 20⁰
3. Географическая широта Челябинска 55⁰. На какой высоте в этом городе происходит верхняя кульминация звезды Вега, склонение которой равно +38⁰ ?
Вариант 2
1. Найдите экваториальные координаты звезд: α Персея
2. В каком созвездии находится галактика М31, если ее координаты
α=0ч 40мин
δ=+ 41⁰
3. Географическая широта Магнитогорска 53⁰ .На какой высоте в этом городе происходит верхняя кульминация звезды Спика, склонение которой равно -11⁰ ?
Вариант 1 | Вариант 2 |
α=14ч 45мин δ=+15⁰ | α=3ч 15мин δ=+50⁰ |
В созвездии Козерога | В созвездии Андромеды |
Дано: Решение φ=55⁰ h=90⁰ – φ + δ δ=+38⁰ h=90⁰ – 55⁰ +38⁰ = 73⁰ h-? | Дано: Решение φ=53⁰ h=90⁰ – φ + δ δ=- 11⁰ h=90⁰ – 53⁰ -11⁰ = 26⁰ h-? |