6 класс
Тема урока: Решение задач с помощью пропорций.
Цели урока:
Образовательная:
Обеспечить в ходе урока закрепление следующих основных понятий: пропорция, основное свойство пропорции, прямо пропорциональные величины, обратно пропорциональные величины.
Совершенствование навыков решения текстовых задач с помощью пропорции. Закрепление основного свойства пропорции на примерах решения уравнений, имеющих вид пропорции.
Продолжить формирование учебных умений и навыков:
- планирование ответа;
- навыки самоконтроля;
- устный счет.
Контроль степени усвоения основных знаний, умений и навыков по данной теме.
Развивающая:
Развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации.
Развитие логического мышления, умения выделять главное, проводить обобщение, делать верные логические выводы.
Развитие умений сравнивать, правильно формулировать задачи и излагать мысли.
Развитие самостоятельной деятельности обучающихся.
Развитие познавательного интереса.
Воспитательная:
Воспитание здорового образа жизни.
Формирование научного мировоззрения, интереса к предмету через содержание учебного материала.
Воспитание умения работать в коллективе, культуры общения, взаимопомощи.
Воспитание таких качеств характера как настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
Воспитание навыков самостоятельной работы.
Основные этапы урока:
1. Организация начала занятия и подготовка к основному этапу занятия.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление знаний и способов действий.
5. Информация о домашнем задании.
6. Подведение итогов.
Ход урока:
Приветствие.
1.Подготовительный этап.
Для того, чтобы можно было приступить к решению задач с помощью пропорций, сначала необходимо:
проверить умение обучающихся находить неизвестный член пропорции. Это можно сделать во время устного счета с помощью готовых карточек с пропорциями
затем можно решить в тетрадях несколько пропорций:
2. Ознакомления со способами решения задач с помощью пропорций.
Ознакомление можно начать с таких простейших задач:
1. Из 30 кг свежих яблок выходит 10,5 кг сушеных. Сколько надо взять свежих яблок, чтобы получить 14,7 кг сушеных?
2. В 2,5 кг сиропа содержится 1,2 кг сахара. Сколько сахара содержится в 3 кг такого же сиропа?
3.Со 125 гусей получают 4 кг пуха. Сколько пуха можно получить с 875 гусей?
Можно начать с задач 1-4 по алгоритму:
1. Внимательно прочитать условие задачи.
2. Неизвестное число обозначить буквой Х.
3. Условие задачи записать в виде таблицы.
4. Определить вид зависимости.
5. Поставить стрелки, соответствующие виду пропорции.
6. Записать пропорцию.
7. Найти неизвестный член пропорции.
Таким образом, краткая запись и начало решения задачи должны выглядеть так:
Сироп Сахар
2,5 кг - 1,2 кг
3 кг - х кг
Составлю и решу пропорцию:
3) Решение задач разного типа:
К предложенным задачам нужно добавить задачи на обратно пропорциональную зависимость
5. 4 комбайнера могут убрать пшеницу с поля за 10 дней. За сколько дней уберут это поле 5 таких же комбайнеров?
6. Поезд, скорость которого 45 км/ч, затратил на некоторый участок пути 4 часа. За сколько часов пройдет этот путь поезд, если его скорость станет 36 км/ч?
7. Из некоторого количества пряжи выходит 90 м ткани шириной 60 см. Сколько метров ткани выйдет из этого же количества пряжи, если ширина ткани будет 72 см?
При решении задач на обратно пропорциональную зависимость сначала нужно подробно разобрать с обучающимися составление краткой записи пропорции. Например, краткая запись задачи про поезд сначала будет выглядеть вот так:
Скорость Время
45 км/ч - 4 ч
36 км/ч - х ч
Далее обучающиеся устанавливают вид пропорциональной зависимости в задаче и показывают это с помощью разнонаправленных стрелочек. Так же обучающиеся, опираясь на определение обратно пропорциональной зависимости, говорят, что отношение значений скорости должно быть равно обратному отношению значений времени движения поезда. Таким образом, краткая запись и пропорция будут выглядеть так:
Скорость Время
45 км/ч - 4 ч
36 км/ч - х ч
Составлю и решу пропорцию:
х = (36 ∙ 4)/45 = 3,2 ч
4. Закрепления умения и навыков решать задачи с помощью пропорций.
После того, как обучающиеся научились способу решения задач с помощью пропорций, необходимо закрепить умение и навыки.
Задача №1
Ученик решал задачи 15 минут, а примеры 10 минут. Во сколько раз дольше ученик решал задачи? (Ответ: в 15/10 = 3/2=1,5 раз)
Задача №2
Четыре курицы за три дня снесли 5 яиц. Сколько яиц снесут 8 кур за три дня? (Ответ: 4 курицы - 5 яиц; 8 куриц - х яиц 4/8 = 5/х, х = 10)
Задача 3.
Книга в переплете стоит 1200 рублей. Сколько процентов цена переплета составляет от цены книги в переплете, если книга без переплета стоит 900 рублей?
Решение:
1 способ:
1)1200-900=300(руб.)-стоимость переплета.
2)1200:100=12(руб.)-приходится на 1%.
3)300:12=25(%)-составляет цена переплета от цены книги в переплете.
2 способ:
1)1200-900=300(руб.)-стоимость переплета.
1200 руб. - 100%
300 руб. - х%
Составлю и решу пропорцию:
Х ∙1200=300 ∙100
х=
х=25
25%-составляет цена переплета от цены книги в переплете.
Ответ:25%.
5. Домашне задание
Необходимо придумать и решить 2-3 текстовых задач, которые решаются с помощью пропорции.
6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.