Решение задач практического содержания — один из способов повышения мотивации к
изучению математики.
Важное значение в процессе обучения математике имеет понимание школьниками
практической значимости учебного материала, перспективы его использования. Поэтому при изучении любого теоретического материала я стараюсь сразу же приводить примеры из жизни, задачи, где этот материал находит фактическое применение. Именно при таком подходе создаются предпосылки активного применения математических знаний,
способность трудится самостоятельно и творчески, умение работать с учебной и
справочной литературой.
Я считаю, что доказательство теорем, как правило, имеет меньшую дидактическую
значимость. Это очередное упражнение в строгом логическом рассуждении.
Для привития интереса к предмету необходимо, чтобы каждое новое понятие или положение находило применение в задачах практического характера, в реальной жизни.
Именно это убеждает школьников в том, что математика наука полезная, необходимая во
всех видах деятельности.
Например, я провожу среди учащихся 9-х классов практикум по решению задач практического содержания. Девятиклассники заканчивают основную школу и, я считаю, что проведение таких уроков-практикумов помогает и мне и им понять, как они сумеют применить полученные математические знания в реальной жизни.
Ребята получают карточку с задачами практического содержания. Они оживленно обсуждают решение каждой задачи, выбирают способ решения,
вспоминая теоретический материал важных разделов математики школьного курса:
«Отношения. Пропорции. Масштаб», «Проценты», «Уравнения и способы их решения»,
«Решение задач на движение», «Геометрическая прогрессия», «Окружность и ее
свойства», «Площади геометрических фигур». Вот некоторые из этих задач.
КАРТОЧКА № 1
Сколько рулонов обоев необходимо для оклеивания комнаты длиной 4,7м, шириной 3,2м,
высота оклеивания 2,45м. Известно, что длина рулона 10+0,2м, ширина 0,5м.
Для выпечки одной булочки нужно 57г готового теста. Потери при выпечке составляют
13% от массы теста. Определите массу 25 готовых булочек.
Около дома нужно установить фонарь так, чтобы он одинаково освещал три объекта:
крыльцо, беседку и песочницу (не лежащие на одной прямой). Как выбрать место для
установки фонаря?
Определить расстояние между Курском и Москвой, используя географический атлас.
КАРТОЧКА № 2
Сколько штук плиток пойдет на устройство плиточного пола в комнате размером 4.2*3.1м
(размеры плитки 15* 15см, швы между плитками 5 мм).
После очистки картофеля получилось 15кг. Отходы равны 25% от массы картофеля.
Сколько килограммов неочищенного картофеля было израсходовано? Сколько
килограммов неочищенного картофеля нужно взять, чтобы накормить семью из 5
человек, если каждый съедает в среднем по 0,3кг картофеля?
Пруд имеет форму квадрата. В вершинах его растут 4 дерева. Как можно вдвое увеличить
площадь пруда, сохранив его форму, не уничтожая и не затопляя деревьев. (Сделать
чертеж).
Определить расстояние между Москвой и Оренбургом, используя географический атлас.
Задачи такого рода закрепляют специальные математические умения, например измерительные навыки, навыки счета и вычислений. А самое главное показывают нужность математики во всех сферах человеческой деятельности: в строительстве , сельском хозяйстве, транспорте. Математика нужна в приготовлении пищи, в правильном
распределении средств при ведении домашнего хозяйства.
Если ученик самостоятельно может решить каждую из поставленных задач - это говорит о том, что он хорошо подготовлен к жизни и труду. “Сделать учебную работу
насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики”, – писал К.Д. Ушинский. С этой целью в своей работе использую логические задачи, кроссворды – как форму дидактической игры, творческие работы. В плане эстетического воспитания большую роль играют такие темы, как “Симметрия”, “Координатная плоскость” и другие. Уроки несут глубокую практическую направленность, и ярко прослеживается связь с другими предметами.
Стараюсь, чтобы эстетика была не гостьей на уроке, а эффективным средством повышения качества воспитания и преподавания. В школьной практике можно использовать задания из серии: “Когда красота притягивает, а исследования увлекают”. В повседневной работе стараюсь обнаруживать и укреплять связь тех трудовых и умственных умений и навыков, которые вырабатываются в процессе занятий математикой, с навыками, необходимыми в различных профессиях. Хорошим резервом служит проведение внеклассной работы по предмету. Традиционно проводится декада
математики, в течение которой на занятиях приобретаются практические умения и
навыки, развивается фантазия.
Перебрать десяток методов и выбрать нужный, переработать десятки учебников, но думать самому, вечно изобретать, совершенствоваться. И все для того, чтобы разбудить детей, ввести их в мир познания математики.