Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений
Цель: рассмотреть типы задач, решаемых с помощью дробных рациональных уравнений, понятие математической модели и этапы решения задачи.
Повторение пройденного материала
- Назовите дробные рациональные уравнения:
Повторение пройденного материала
- Назовите общий знаменатель дробей, входящих в уравнения:
Повторение пройденного материала
- Назовите порядок решения дробных рациональных уравнений.
- Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.
- Умножить обе части уравнения на общий знаменатель.
- Решить получившееся целое уравнение.
- Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.
Понятие математической модели
- Представление реальной ситуации на языке математики с использованием различных правил, свойств и законов математики называется математической моделью задачи .
- Различают несколько видов математических моделей:
- алгебраическая модель;
- графическая модель;
- геометрическая модель.
Этапы решения задачи
Первый этап. Составление математической модели.
Вводится переменная, текст задачи переводится на математический язык, составляется уравнение.
Второй этап. Работа с математической моделью.
Решение уравнения.
Третий этап. Ответ на вопрос задачи.
Анализируя полученное решение, записывается ответ на вопрос задачи.
Задачи, приводящие к решению дробных рациональных уравнений
Задачи, в которых одна величина выражается через другие при помощи дробного выражения:
Поезд опаздывал на 1 час, и чтобы приехать вовремя, увеличил скорость на 10 км/час на перегоне в 720 км. Найти скорость поезда по расписанию.
- Первый этап . Составление математической модели.
Занесём данные задачи в таблицу:
Так как время движения по расписанию на 1 час больше фактического, то составим уравнение:
S
V
t
720 км
ч
По расписанию
x км/ч
x+10 км/ч
Фактически
720 км
ч
Поезд опаздывал на 1 час, и чтобы приехать вовремя, увеличил скорость на 10 км/час на перегоне в 720 км. Найти скорость поезда по расписанию.
- Второй этап. Работа с математической моделью.
Решим уравнение:
При данных значениях x знаменатели дробей не равны нулю, значит эти значения - корни составленного уравнения.
Поезд опаздывал на 1 час, и чтобы приехать вовремя, увеличил скорость на 10 км/час на перегоне в 720 км. Найти скорость поезда по расписанию.
- Третий этап. Ответ на вопрос задачи.
Так как скорость поезда не может выражаться отрицательным числом, то значение не подходит условию задачи.
– скорость поезда по расписанию.
Ответ: 80 км/ч.
На изготовление 40 деталей первый рабочий тратит на 2 часа больше, чем второй на изготовление 36 деталей. Сколько деталей в час делает первый рабочий, если известно, что второй за час делает на 1 деталь больше?
- Первый этап . Составление математической модели.
Занесём данные задачи в таблицу:
Так как первый рабочий на выполнение работы тратит на 2 часа больше, то составим уравнение:
работа
производительность (дет/час)
время
1-ый рабочий
40
x
x+1
2-ой рабочий
36
На изготовление 40 деталей первый рабочий тратит на 2 часа больше, чем второй на изготовление 36 деталей. Сколько деталей в час делает первый рабочий, если известно, что второй за час делает на 1 деталь больше?
- Второй этап. Работа с математической моделью.
Решим уравнение:
При данных значениях x знаменатели дробей не равны нулю, значит эти значения - корни составленного уравнения.
На изготовление 40 деталей первый рабочий тратит на 2 часа больше, чем второй на изготовление 36 деталей. Сколько деталей в час делает первый рабочий, если известно, что второй за час делает на 1 деталь больше?
- Третий этап. Ответ на вопрос задачи.
Так как производительность не может выражаться отрицательным числом, то значение не подходит условию задачи.
деталей в час делает первый рабочий.
Ответ: 5 деталей.
Составьте математические модели задач
- С автобусной станции выехал автобус до железнодорожного вокзала, находящемся на расстоянии 40 км. Один из пассажиров автобуса опоздал к отправлению автобуса, и поехал на железнодорожный вокзал на такси, через 10 минут после автобуса. Автобус и такси приехали на железнодорожный вокзал одновременно. Известно также, что скорость такси на 20 км/ч больше скорости автобуса. Необходимо найти скорость такси и скорость автобуса.
S
V
t
автобус
такси
Составьте математические модели задач
- Теплоход, собственная скорость которого 18 км/ч, прошел 50 км по течению реки и 8 км против течения, затратив на весь путь 3 часа. Какова скорость течения реки?
S
V
t
По течению
Против течения
Составьте математические модели задач
- Секретарь хочет набрать на компьютере рукопись объемом 450 страниц. Если он будет набирать на 5 страниц в день больше, чем запланировал, то закончит работу на 3 дня раньше. Сколько страниц в день планирует набирать секретарь?
работа
производительность
время
По плану
Фактически
Подведём итоги
- Какие задачи решаются с помощью дробных рациональных уравнений?
- Дайте понятие математической модели задачи.
- Какие типы математических моделей были использованы при решении задач?
- Назовите этапы решения задач.
Задание на самоподготовку
- Закончить решение задач 1, 2, 3.