Конспект урока «Решение задач с помощью уравнений»
Цели:
1. Закрепить навыки составления уравнения по данным задачи и навыки решения уравнений.
2. Развивать творческую и мыслительную деятельность учеников, самостоятельность.
3. Прививать интерес к математике.
Ход урока: 1) Орг. Момент, постановка целей урока.
Сообщение учителя. Хотя мы проводим урок алгебры, но на уроке должны прозвучать имена известных всему миру людей: А. С. Пушкин, А. В. Суворов, Пифагор. Тема урока связана с именами этих людей. Но большую часть времени мы посвятим неизвестному пока для вас древнегреческому математику, достигшему наибольших успехов в развитии учения об уравнениях. Из его работ самой важной является «Арифметика», из 13 книг которой 6 сохранились до наших дней. Все задачи решаются с помощью уравнений. Недаром один неизвестный поэт сказал о нём:
Посредством уравнений, теорем
Он уйму всяких разрешил проблем
И засуху предсказывал, и ливни
Поистине его познанья дивны.
В этом 4-стишии я выделила слова: уравнение, теорема, проблема. Объясните смысл этих слов.
Ученики:
Уравнение – равенство, содержащее неизвестную величину, обозначенную буквой. Теорема – утверждение, которое надо доказать. Проблема – вопрос, ответ на который неизвестен.
Сегодня на уроке перед нами стоят следующие проблемы:
1. Как составить уравнение по тексту задачи.
2. Как зовут древнегреческого математика, достигшего наибольших успехов в развитии учения об уравнениях?
3. Каким образом связана тема урока с именами Пифагора, Суворова, Пушкина?
Узнать имя древнегреческого ученого вы сможете, если напишите математический диктант. Имя зашифровано с помощью заданий. Шифр записан на доске: (повторение: действия с дробями)
1) 1∕12 + 1∕7 19∕74- И
2) 1- 55∕74 84 – Ф
3) 2 1∕3 ∙ 1 2∕5 19∕84 – Д
4) 9 :3∕28 3 4∕15 – О
5) 1∕6х+1∕12 х=3 3 7∕15 – Т
6) найти 5∕21 от 84 12 – А
7) оставшаяся буква 20 – Н
Решая примеры, учащиеся находят соответствующую букву в шифре, составляют слово. Учитель просит учащегося оценить свою работу, поставить оценку в тетради и после этого выясняет, кто отгадал имя ученого. На доску выносятся правильные ответы. При верном решении рядом с заданием ставится знак «+», при неверном – «-«.Учитель сообщает критерий отметки:
Количество «+» Оценка
6 «5»
4-5 «4»
3 «3»
Учитель выставляет оценку за диктант, сравнивает с предыдущей оценкой, если оценки не совпали, то выясняет, в чём причина.
Учитель: Итак, имя этого древнегреческого учёного Диофант. В честь его заслуг я учреждаю «орден Диофанта» (жетон).Он будет присуждаться вам за особые успехи сегодня на уроке. Я думаю, будет справедливо, если мы первые ордена вручим ребятам, получившим за диктант «5».
На родном языке | На языке алгебры |
Путник! Здесь прах погребён Диофанта. И числа поведать могут, о чудо, сколь долог был век его жизни. | Х |
Часть шестую его представляло прекрасное детство. | Х ∕ 6 |
Двенадцатая часть протекла ещё жизни – покрылся пухом тогда подбородок. | Х ∕ 12 |
Седьмую в бездетном браке провёл Диофант. | Х ∕ 7 |
Прошло пятилетие, он был осчастливен рождением прекрасного первенца сына, | 5 |
Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой дал на земле по сравненью с отцом. | Х ∕ 2 |
И в печали глубокой старец земного удела конец воспринял, переживши года четыре с тех пор, как сына лишился. | Х = Х∕ 6 + Х∕ 12 + Х∕ 7 +5 + Х∕2 + 4 |
Скажи, сколько лет жизни достигнув, смерть воспринял | Диофант? |
Решение:
Решив уравнение и найдя, что х=84, узнаём следующие черты биографии Диофанта: он женился в 21 год, стал отцом на 38-м году, потерял сына на 80-м году и умер в 84 года.
Учитель: История сохранила мало сведений о жизни Диофанта. До сих пор неизвестен ни год его рождения, ни дата смерти. Полагают, что он жил в 3 веке н. э. Всё, что известно о Диофанте, взято из записей на его гробнице – надписи, составленной в форме математической задачи. (Учащимся раздаётся текст задачи, правая часть карточки временно закрыта чистым листом ).
Учитель читает текст. Переведём задачу с родного языка на язык математики. Текст задачи уже разделён на смысловые строки. Дети составляют уравнение, заполняя таблицу, затем один ученик записывает это уравнение на доску и решает его.
Дополнительное задание к задаче: Узнайте основные даты жизни Диофанта. Составьте о нём рассказ. За лучший рассказ присуждается «орден». Перечислим этапы решения задачи:
1. Подробно ознакомиться с условием задачи с целью выяснения её смысла.
2. Разбить текст задачи на смысловые строки.
3. Перевести задачу с родного языка на язык математики.
Составить уравнение.
4. Решить уравнение.
5. Выполнить проверку.
Учитель: Решим ещё две задачи.
« Задача Суворова»
Эту задачу предложил решить маленькому Александру Пушкину великий полководец А. В. Суворов, гостивший в доме Ганнибала (деда А. С. Пушкина).
«Летела стая гусей, а навстречу им гусь.
- Здравствуйте, сто гусей! – говорит им гусь.
- Нас не сто, отвечают они ему. – Вот если бы нас было столько, сколько есть, да ещё полстолько, да четверть столько, да ещё два гуся, то тогда было бы сто. Сколько гусей было в стае?
Мальчик долго размышлял над задачей, и только когда карета с гостями почти скрылась, он крикнул вдогонку ответ.
Решение задачи выглядит следующим образом:
В стае всего Х гусей
Х + 1∕2 Х +1∕4 Х +2 = 100
1 3∕4 Х = 98
Х = 98 : 1 3∕4
Х = 56 Ответ: в стае 56 гусей.
« Задача Пифагора»
Говорят, что на вопрос о том, сколько у него учеников, древнегреческий математик Пифагор отвечал так: «Половина моих учеников изучает математику, четверть изучает природу, седьмая часть проводит в молчаливом размышлении, остальную часть составляют три девы. Сколько учеников в классе у Пифагора?»
Решение задачи:
Всего в классе Х учеников.
1 ∕ 2 Х + 1 ∕ 4 Х + 1∕ 7 Х + 3 = Х
25 ∕ 28 Х + 3 = Х
3 = Х – 25 ∕ 28 Х
3 = 3 ∕ 28 Х
Х = 3: 3 ∕ 28
Х = 28 Ответ: 28 учеников.
За работу на уроке, за первые правильные ответы присуждаются «ордена».
При наличии времени можно решить следующую задачу:
Дополнительная задача « Уравнение думает за нас»
Учитель: иногда уравнение бывает предусмотрительнее нас самих. Решим следующую задачу:
Отцу 32 года, сыну 5 лет. Через сколько лет отец будет в десять раз старше сына?
Обозначим искомый срок через Х. Спустя Х лет отцу будет (32 + Х ) лет, а сыну ( 5 + Х) лет. Так как отец должен быть в 10 раз старше сына, то имеем уравнение:
32 + Х = 10(5 + Х)
Решив его, получаем Х = -2
Это значит, что возраст отца никогда в будущем не окажется в 10 раз больше возраста сына – такое соотношение могло быть только в прошлом. (Через минус два года означает два года назад)
Подведение итогов урока.
Учитель с помощью учеников выясняет, что нового они узнали на уроке, чему научились. Учитель просит ребят оценить свою работу на уроке и ответить на вопросы:
- Почему вы поставили себе такую оценку?
- Кто из ваших одноклассников хорошо работал?
- Кому за урок вы бы поставили отличную оценку и почему?
Учащиеся записывают домашнее задание. Учитель подводит окончательный итог урока, выставляет оценки за работу на уроке.