. Тип 1 № 112
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
(В)конце марта на лес..ной д..роге начина..т по(т/д)таивать ж..сткий снег. Днём на неё соб..рают..ся все в..сенние птиц... Ноч..ю по той же д.. роге проб..гают(2) и звери. Они (не)хотят вязнуть до ушей (в)з..рнистом сн..гу. Всё реже езд..т на с..нях (по)д..роге люди.
Со..нце пригр..вает и д..рога (ф/в)скоре делает..ся пл..тиной для в..сенн..х руч..ёв(1). (Из)них на одной ст..роне д..рог.. возн..кает целое оз..ро. (С)силой дав..т(3)(на)дорогу вода и каждый новый день приб..вляет воды.
И вот д..рога (не)выдерживает и уступает мощ..ному н..пору. П..ток воды перел..вает..ся чере(с/з) дорогу(4).
2. Тип 2 № 113
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
3. Тип 3 № 150
Поставьте знак ударения в следующих словах:
звонишь, досуг, не была, столяр
4. Тип 4 № 283
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Свиристели облепили ветки рябины и клюют ягоды.
5. Тип 5 № 296
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Почему ты почти каждый день опаздываешь Олеся
2) Папа прочитал письмо и радостно закричал Вадик скоро приедет
3) По словам дедушки урожай в прошлом году был большой
4) Игорь попросил чтобы я посоветовала ему пару интересных книжек
6. Тип 6 № 45
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Я вам братцы ещё одну историю расскажу.
2) Совсем недалеко стояла и смотрела на нас рыжая собака.
3) Порыв ветра унёс крик в другую сторону.
4) Большой пень собирает в себя лучи солнца и сильно нагревается.
7. Тип 7 № 764
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Дуб чувствовал свою силу в родной земле и лишь смеялся над ветром.
2) Ветер дул на дуб с разных сторон и гнул его к земле.
3) Могучий дуб врос в родную землю и крепко держался за неё корнями.
4) Полетел скорее ветер звать на помощь молнию и она откликнулась на его просьбу.
8. Тип 8 № 753
Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)Лист, листочек! (2)Откуда произошло это название? (3)Может быть, потому мы называем листком бумагу, лежащую перед нами, что сотни лет назад люди в самом деле использовали для письма листья деревьев… (4)Жители жарких стран, например, писали друг другу послания на широких листьях пальм или бананов.
(5)А на Руси бумагу заменяла береста — белоснежная кора берёзы. (6)В музеях хранятся написанные на бересте книги, их писали от руки монахи в монастырях.
(7)Бумага впервые была изготовлена в Китае, её делали из бамбука, шелковицы, рисовой соломы. (8)Сырьё измельчалось в огромной ступе, а затем всё это варилось в больших чанах. (9)Изготавливали бумагу вручную.
(10)В наше время бумага изготавливается на бумажных комбинатах, их строят обычно поближе к лесу, на берегах больших рек. (11)Мощные дробильные машины за несколько часов превращают брёвна в мелкую щепу, как это делали когда-то вручную в ступке. (12)Готовая бумажная масса попадает из котлов в бумагоделательную машину. (13)Бумага сворачивается машиной в огромные рулоны, затем её гладят — пропускают через тяжёлые валы. (14)Потом отправляют на фабрику, где делают тетради, или в типографию, где печатают газеты и книги.
(15)Всем известно, что из дерева изготавливают сотни предметов, но всё же самый замечательный из них — листок бумаги.
(По Е.П. Мару)
9. Тип 9 № 754
Из чего, по свидетельству автора текста, делали бумагу в Китае? Запишите ответ.
10. Тип 10 № 755
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11–14 текста. Запишите ответ.
11. Тип 11 № 756
В предложениях 12−13 найдите слово со значением «густая смесь, похожая на тесто». Выпишите это слово.
12. Тип 12 № 757
В предложениях 10–12 найдите антоним к слову «слабый» и выпишите его.