Тип 1 № 365
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Над (с/з)данием ц..нтральной телефо(н/нн)ой станции засв..тилось голубовато(серое) небо(4). Наступил тума(н/нн)ый день поз..ней парижской осени. На круглой, чистенькой площади в..лос..педист ради отдыха от езды по сколь..ким мостовым сле(с/з) с в..лос..педа и пош..л пешком.
В круглой(3) крышечке(2) в..лос..педного звонка бл..снуло серебря(нн/н)ой звездой со..нце над Парижем. В..лос..педист прош..л мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги поджала задние и всей своей тяж..стью оперлась на могучий хвост. Это делало м..нумент похожим на памятник Петру в П..тербурге. Но ко(н/нн)ая статуя французского короля стояла на обыкнове(н/нн)ом, трад..цио(н/нн)ом прям..угольном цоколе. А его царстве(н/нн)ый брат — ру(с/сс)кий имп..ратор — вместе со своим конем ст..ял на финляндской скале естестве(н/нн)ой формы.
(99 слов) (По В.Катаеву.)
2. Тип 2 № 366
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.
3. Тип 3 № 367
В выделенном предложении найдите слово, в котором все согласные звуки звонкие, выпишите это слово.
Это делало м..нумент похожим на памятник Петру в П..тербурге.
4. Тип 4 № 4194
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Банты, сливовый, торты, перезвонишь.
5. Тип 5 № 1024
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Ещё две недели птицы будут докармливать и оберегать своих птенцов.
6. Тип 6 № 829
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) трое ребят
2) спеть более громче
3) сладкий какао
4) около двухсот лет
7. Тип 7 № 231
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Вот и озеро.
2) Путь в лесах это километры тишины, безветрия.
3) Вся красота весеннего летнего осеннего и зимнего леса сошлись в этом неповторимом цветке.
4) Я люблю лесные сумерки когда из мхов тянет сыростью в траве горят светлячки.
8. Тип 8 № 232
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Я умудрился выскользнуть в другую сторону.
2) Зайдите Иван Николаевич в кабинет директора.
3) Далеко за лесом вспыхивает зарница.
4) Когда собираешься в лес бери кузовок побольше.
9. Тип 9 № 4284
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Пришла зима. (2)С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. (3)Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! (4)Вот цветок с шестью лепестками, вот звёздочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями! (5)Побывали учёные в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. (6)Под самолётом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. (7)А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились лёгкими, нежными снежинками. (8)Маленькие льдинки высоком небе — это замёрзший водяной пар. (9)Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. (10)Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки.
(11)Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. (12)При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, поэтому белые цветы и звёзд обращаются в снежную пыль. (13)А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. (14)Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. (15)Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
(16)Идёт зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным (17)А тут ещё пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. (18)Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. (19)А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твёрдая корочка. (20)Она называется наст. (21)В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм.
(По материалам Интернета)
10. Тип 10 № 4285
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11. Тип 11 № 4286
Почему в безветренную морозную погоду можно наблюдать самые красивые снежинки?
12. Тип 12 № 4287
Определите и запишите лексическое значение слова «хлопья» из предложения 14. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
13. Тип 13 № 4288
Определите стилистическую окраску слова «студёный» из предложения 2, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
14. Тип 14 № 182
Объясните значение фразеологизма «бить ключом», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Бить ключом — ...
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
Текст 2
Цветок-огонёк
(1)Много лет прошло с тех пор, а люди помнят эту красивую легенду.
(2)Провожала девица Лада из Путивля-города жениха на сечу. (3)Горели костры, и гремел звон набатный повсюду, а Лада всё никак не могла от суженого оторваться. (4)«Я вернусь к тебе», — говорил ей жених.
(5)Ушёл в поход храбрый русич и домой не воротился. (6)Сложил буйну голову на краю степи половецкой. (7)А Лада всё ждала его, и светился огонёк в её окошке.
(8)Состарилась Лада, умерла, а огонёк заветный в красивый цветок превратился. (9)Цветок, о котором сложена легенда, называют огоньком. (10)Ещё его зовут бальзамин. (11)Как он забрёл в наши края из Африки, сейчас уже никто не помнит.
(12)Многим светил в ночи этот удивительный цветок-огонёк.