Тип 1 № 922
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В лесной чащ.. тороп..т..ся к своей норе бе(з/с)страшный ёж.
Ежи — хорошие охотники и соб..ратели но осен..ю у них мало д..бычи. П..прятались в землю черви скрылись юркие ящериц.. в клу(б/п)ки св..рнулись сколь(з/с)кие змеи. Трудно нах..дить жуков и л..гушек. В осе(н,нн)ие(2) дни готов..т..ся хл..п..тливый ёж к (не)избежной встреч.. с зимой. Т..ска..т он в н..ру под гиган..ским пнём душ..стые листоч..ки и (рыжевато)з..лёный мох — стел..т зимн..ю постель.
Скоро заб..рёт..ся(3) ёж в уютное логово и уснёт. (4) Пр..дёт з..ма пр(е/и)кро..т его нору снежный сугро(б/п). Под ним, как под т..ж..лым од..ялом, т..пло ежу. (Н..)кто (не)найдёт его (н..)какие звуки и ш..р..хи (не)разбуд..т. До весе(н,нн)его солнышка всю зиму пр..спит ёж и будут ему снит..ся чудес..ные ежи(н,нн)ые сны.
2. Тип 2 № 923
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
3. Тип 3 № 924
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
4. Тип 4 № 925
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Прибыл, удобнее, средства, иссиня-чёрный.
5. Тип 5 № 4125
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
На каждом дереве ребята повесили по два скворечника для птичьих семей.
6. Тип 6 № 997
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) строгий жюри
2) стул более тяжелее
3) обеим ученицам
4) пятьюстами книгами
7. Тип 7 № 1068
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Осина стойко выдерживает натиск дождей и снегопадов.
2) День тихий и тёплый.
3) Наш котёнок ласков и послушен.
4) Соловей главный певец мая.
8. Тип 8 № 372
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Чудесный запах хвои стоял в чуть тронутом влажной прелью чистом воздухе.
2) И над всем этим буйством красок и присмиревшей тайгой широко раскинулся великолепный бархат неба.
3) Тайга нетерпеливо сбрасывала с себя надоевшую за зиму одежду.
4) Подойди внученька поближе.
9. Тип 9 № 205
Определите и запишите основную мысль текста.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
Текст 2
Ночное приключение
(1)В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. (2)Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. (3)Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.
(4)В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. (5)Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.
(6)Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая веслами. (7)Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. (8)Где-то защелкал соловей, за ним другой. (9)Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. (10)Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. (11)Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.
(155 слов)
10. Тип 10 № 206
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11. Тип 11 № 207
Почему ребята очутились по пояс в воде?
12. Тип 12 № 208
Определите и запишите лексическое значение слова «колебались» из предложения 4. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Колебались — ...
13. Тип 13 № 209
Определите стилистическую принадлежность слова «отпихнулись» из предложения 4, запишите.
Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Отпихнулись — ...
14. Тип 14 № 935
Объясните и запишите значение фразеологизма клевать носом. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.