1. Тип 1 № 3570
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Мы шли у(з/с)кой тропинкой. Между древесными стволами обросш..ми в течени.. десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями (кое)где прогляд..вали клоч..я голуб.. неба. Светлая з..ря ещё (не)затянутая чёрными пр..бл..жающимися тучами освещал свес..вшиеся ветви деревьев переве..(н,нн)ые ветром. Сл..ваясь друг с другом тучи покрыли всё небо (с)зади нас а (в)переди оно было ещё ясно, хотя клоч..я обл..ков уже вб..жали в него и резво понеслись обг..няя нас. Ворчливые и тяжкие звуки р..коч..щего где(то) (в)дали(2) грома пр..ближались.(4)
Нам (н..)где было укрыт..ся. Вот стало темно и испуга(н,нн)о зашелестела трава. Крупный дождь полился руч..ями и удары грома (не)пр..рывно р..котали. Трава (з/с)гиба..мая(3) ударами ветра и дождя л..жилась на землю. Всё др..жало волн..валось.
2. Тип 2 № 3571
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
3. Тип 3 № 580
Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1) Мальчик бросился (на)встречу матери.
2) (Не)смотря на усталость, они продолжали готовиться к конференции.
3) (В)роде Толстых было немало одарённых людей.
4) (В)продолжени.. романа А. Дюма появились новые герои.
4. Тип 4 № 497
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Он был готов сделать всё, что(бы) ему ни предложили.
2) Я заглянул в учебник, что(бы) вспомнить правило.
3) Дремали котята, кошка то(же) отдыхала.
4) Я решил этот пример так(же), как и мои одноклассники.
5. Тип 5 № 596
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Досуха, начата, приняв, созвала.
6. Тип 6 № 3814
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Отправляясь в поход, путь казался нам лёгким.
2) Телеги, запряжённые лошадьми, двигались на ярмарку.
3) Доносившиеся издали звуки прерывали ночную тишину.
4) По возвращению из командировки надо обсудить итог работы.
7. Тип 7 № 626
Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Дача стоявшая в берёзовом лесочке казалась необитаемой.
2) С грустью глядели они на поросшие мхом остатки водосточных труб.
3) Висевшая боком ставня на окне была сорвана.
4) Друзьям хотелось узнать тайну связанную с этим домом.
8. Тип 8 № 2925
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Снег валил огромными клоками засыпая окрестности.
2) Уважаемые посетители пройдите к лестнице располагающейся справа.
3) Забывая об осторожности Сашка не раз попадал в трудные ситуации.
4) Поворот обозначал шест торчавший у обочины.
9. Тип 9 № 373
Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)Животным люди воздвигли множество памятников. (2)Идет речь о памятниках за конкретные заслуги.
(3)Наибольшую благодарность людей заслужили, конечно, собаки. (4)Какую только работу не поручает им человек! (5)Собака — сторож, собака — санитар на войне, собака — помощник пограничникам, криминалистам, охотникам, собака — в упряжке, собака — пожарник, поводырь у слепого, собаки помогают искать грибы, бороться с танками на войне, искать утечки газа на магистралях, собаки первыми из живых существ побывали в ракетах, на них испробованы операции с пересадкой сердца и бесчисленное множество других опытных операций. (6)Собака больше любого существа на земле заслужила нашу любовь.
(7)...в Париже поставлен памятник вполне конкретному сенбернару по кличке Барри. (8)На пьедестале выбита надпись: «Доблестный Барри спас сорок человек от гибели. (9)Во время спасения сорок первого — погиб». (10)За этой надписью — драматическая история.
(11)Сенбернары — это собаки-горноспасатели. (12)Во время снежных обвалов они ищут людей. (13)На спине большой и сильной собаки приторочены средства первейшей помощи: одеяло, продукты, бутылка вина. (14)Если собака не в силах раскопать пострадавшего, она мчится в селение и там зовет на помощь людей. (15)Таким образом Барри спас сорок человек. (16)Сорок первый, обнаруженный под завалом, не подавал признаков жизни. (17)Собака раскопала его и, согревая дыханием, стала лизать человека в лицо. (18)Пострадавший очнулся, открыл глаза, но испугался собаки, вытащил револьвер и выстрелил... (19)История сенбернара взволновала весь мир.
(203 слова, по В. Пескову)
10. Тип 10 № 374
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7-9. Запишите ответ.
11. Тип 11 № 375
Для чего автор рассказывает печальную историю сенбернара Барри? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
12. Тип 12 № 376
Определите и запишите лексическое значение слова «воздвигли» из предложения 1. Воздвигли — ...
13. Тип 13 № 377
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 12-13, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
14. Тип 14 № 406
Объясните значение пословицы «Не в бровь, а в глаз», запишите Ваше объяснение.
Текст 2
(1) Мальчик был в бело-голубом костюмчике…
(2)— Ты просто пр-ре-красно выглядишь, — продолжал Чип, и в голосе его проскальзывала легкая зависть.
(3)Но мальчик с досадой сказал:
(4)— Что тут прекрасного... (5)У взрослых смешная привычка: если у человека день рожденья, значит, надо его наряжать, будто куклу.
(6)Но тут Мальчик подумал, что долго ведет разговор о себе, а для Чипа не сказал еще хорошего слова.
(7)— А как твои дела, Чип? (8)Хорошо?
(9)— Хор-рошо. (10)А что такое день рожденья?
(11)— Ну... (12)Это такой праздник. (13)У каждого человека. (14)Ну, не обязательно у человека, а хоть у кого. (15)В какой день кто родился, тогда и праздник у него... (16)Вот ты, Чип, когда вылупился из икринки?
(17)— Я не помню, — рассеянно сказал Чип.
(18)Мальчику стало неловко.
(19)— Это ведь неважно, — бодро сказал Мальчик, чтобы исправить ошибку. (20)— Каждый имеет право выбрать себе день рожденья, какой хочет... (21)Вот ты выбери себе день, и тебя будут поздравлять и дарить подарки...
(22)— Кто? — удивился Чип.
(23)— Ну... я буду...
(24)Чип немного помолчал, хитро блестя глазками. (25)И спросил:
(26)— У тебя есть удочка?
(27)— Нет.
(28)— Ну, тогда просто нитка. (29)И кр-рючок.
(30)— А зачем?
(31)— Ну, надо, — сказал Чип настойчиво и даже чуть капризно.
(32)Мальчик выбрался на берег, отыскал кусочек медной проволоки и согнул крючок.
(33)Чип лапками ухватил крючок и скакнул в воду.
(34)— Тащи!
(35)Мальчик потянул «удочку». (36)Что-то серебристое моталось на крючке. (37)Это было зеркальце. (38)Оно было в металлической рамке с двумя винтами. (39)У винтов были большие медные головки. (40)За одну из них Чип и прицепил крючок.
(41)И теперь он важно объяснил:
(42)— Это от меня под-дар-рок.
(241 слово, по В. Крапивину)