СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РЕШУ ВПР. 2022. Русский язык. 7 КЛАСС. Август Вариант 5

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип 1 № 127

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 

 

Текст 1

Алексей чу..ствовал что слабе..т от напр..жения и боли. Закусив(2) губу он продолжал идти доб..раясь к л..сной дороге, что вела (в)глубь леса. По мя..кому снегу идти было еще (ни)чего, но, как только он ступил на твердый, обдутый ветрами, покрытый ле..ком горб дороги, боль стала такой (не)стерпимой, что он ост..новился, (не)решаясь (з/с)делать еще хотя бы шаг. Так стоял он, (не)ловко(3) ра(с/сс)тавив ноги покач..ваясь, точно от ветра. И вдруг все посерело перед глазами(4).

От боли и напр..жения через (н..)сколько шагов нач..нало кружить голову. Пр..ходилось стоять закрыв глаза пр..слонившись спиной к стволу дерева, или пр..сажива(т/ть)ся на сугроб и о..дыхать, чу..ствуя острое биение пульса в венах.

 

(103 слова, по Б. Полевому)

2. Тип 2 № 128

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

 

3. Тип 3 № 650

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) У бабушки брошка (на)подобие стрекозы.

2) (Не)смотря на трудности, мы одержали победу в матче.

3) (В)течени.. болезни наступил перелом.

4) (В)последстви.. мы стали настоящими друзьями.

4. Тип 4 № 693

Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) Я люблю, что(бы) солнце светило и птицы пели.

2) Отдыхать Катя поехала в то(же) место, что и в прошлом году.

3) Так(же), как и взрослые, ребята собрали рюкзаки и продолжили путь.

4) Щенок был ещё глуп, за(то) очень мил.

5. Тип 5 № 512

Поставьте знак ударения в следующих словах:

 

Баловать, километр, понятый, черпать.

6. Тип 6 № 625

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Делая фонетический разбор слова, сначала произнесите это слово вслух.

2) Покровский собор известен прежде всего благодаря необычной архитектуры.

3) Бабушка жила в доме, расположенном на окраине города.

4) Прочитав рассказ Чехова, настроение старшего брата улучшилось.

7. Тип 7 № 161

Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Привлечённые светом бабочки прилетели и кружились возле фонарей.

2) Поляны освещенные солнцем притягивали взгляд.

3) Над нами было небо покрытое тучами.

4) Привыкнув с утра до вечера вращаться в большом обществе он любил чтобы и в доме у него было шумно и оживленно.

8. Тип 8 № 599

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) В конце улицы стоял окружённый вязами деревянный дом.

2) На речную долину лёг туман пропитанный солнцем и влагой.

3) Недавно проснувшись я вышел в сад и направился к кормушкам.

4) Птички летите к кормушке отбросив страх и недоверие.

9. Тип 9 № 3536

Определите и запишите основную мысль текста.

 

(1)В мае 1762 г. М. В. Ломоносов с помощниками приступил к работе над мозаичным панно «Полтавская баталия». (2)Набор этой грандиозной мозаики проходил в мозаичной мастерской на набережной Мойки. (3)Смальты для панно были изготовлены в Усть-Рудице под руководством И. А. Цильха. (4)В декабре 1764 г. мозаика «Полтавская баталия» была закончена, а в начале следующего года отшлифована, отполирована и вставлена в медную раму. (5)Ломоносов, хорошо знающий историю России, сам составил описание «Полтавской баталии».

(6)Сюжет мозаики — окончание исторической битвы русских войск со шведами под Полтавой. (7)Основной замысел картины: сражение ещё не закончено, но стойкость шведских войск уже поколеблена, и победа над ними уже предрешена. (8)На первом плане изображён Пётр I на скачущей лошади с поднятой шпагой в руке, в окружении генералов и охраняющих его свиту солдат. (9)Обстановка ещё достаточно опасная для жизни Петра и его окружения, потому что сражение ещё продолжается и враг не сломлен. (10)Позади трупы солдат, лошадей, стрелковое оружие. (11)За Петром следуют его соратники Шереметьев, Меншиков, Голицын. (12)Изображён и раненый Карл XII, сидящий в простой коляске и пытающийся сдержать наступление русских войск. (13)Но приближённые Карла, поняв бессмысленность сопротивления, предлагают ему спасаться бегством.

(14)Ломоносов-историк весьма правдиво изобразил Полтавское сражение, оказавшее огромное влияние на судьбу России первой четверти XVIII века.

(15)«Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. (16)Замысел художника изготовить другую картину этой же серии — «Азовское взятие» остался неосуществлённым.

(17)Отдавая дань художественному творчеству Ломоносова, высоко оценивая созданные им произведения мозаичного искусства, Академия художеств 10 октября 1763 г. избрала его своим почётным членом. (18)На торжественном собрании, отвечая на приветственную речь директора этой Академии архитектора А. Ф. Кокоринова, Ломоносов заявил, что он приложит все усилия, чтобы «показать себя достойным такового присвоения».

 

(По Е. Ширшову)

10. Тип 10 № 3537

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8−10 текста. Запишите ответ.

 

11. Тип 11 № 3538

Почему автор считает, что Ломоносов правдиво изобразил Полтавское сражение? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

 

12. Тип 12 № 3539

Определите и запишите лексическое значение слова «баталия» из предложения 1.

 

13. Тип 13 № 3540

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 10−11, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

 

14. Тип 14 № 633

Объясните значение пословицы «Чему Ванечка не научился, того Иван не выучит», запишите Ваше объяснение.

 

 

Текст 2

(1)Когда речь идёт о чём-нибудь очень простом, понятном, мы часто говорим: «Дело ясно, как дважды два — четыре!» (2)А ведь прежде чем додуматься до того, что дважды два — четыре, людям пришлось учиться много-много тысяч лет. (3)Конечно, это учение шло не за партой. (4)Человек постепенно учился строить жилища, находить дорогу в дальних походах, обрабатывать землю. (5)И одновременно он учился считать, потому что даже в самые далёкие времена, когда люди жили в пещерах и одевались в звериные шкуры, они не могли обойтись без счёта и меры.

(6)Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь. (7)Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. (8)На крупного зверя — бизона или лося — приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним и не справишься. (9)Командовал звериной облавой обычно самый старый и опытный охотник. (10)Чтобы добыча не ушла, её надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь — сзади, четыре — слева. (11)Тут уж без счёта никак не обойдёшься! (12)И вождь первобытного племени справлялся с этой первой задачей. (13)Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук.

(14)Удивительно, но и сейчас на Земле есть племена, которые при счёте не могут обойтись без помощи пальцев. (15)Вместо числа пять они говорят «рука», десять — «две руки», а двадцать — «весь человек», — тут уж считают и пальцы ног. (16)Так люди приспособились считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, — собственной пятернёй.

(17)Часто говорят: «Знаю как свои пять пальцев». (18)Не с того ли далёкого времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать?

 

(По И. Депману)

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«РЕШУ ВПР. 2022. Русский язык. 7 КЛАСС. Август Вариант 5»

Тип 1 № 127

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.



Текст 1

Алексей чу..ствовал что слабе..т от напр..жения и боли. Закусив(2) губу он продолжал идти доб..раясь к л..сной дороге, что вела (в)глубь леса. По мя..кому снегу идти было еще (ни)чего, но, как только он ступил на твердый, обдутый ветрами, покрытый ле..ком горб дороги, боль стала такой (не)стерпимой, что он ост..новился, (не)решаясь (з/с)делать еще хотя бы шаг. Так стоял он, (не)ловко(3) ра(с/сс)тавив ноги покач..ваясь, точно от ветра. И вдруг все посерело перед глазами(4).

От боли и напр..жения через (н..)сколько шагов нач..нало кружить голову. Пр..ходилось стоять закрыв глаза пр..слонившись спиной к стволу дерева, или пр..сажива(т/ть)ся на сугроб и о..дыхать, чу..ствуя острое биение пульса в венах.

 

(103 слова, по Б. Полевому)

2. Тип 2 № 128

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.



3. Тип 3 № 650

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) У бабушки брошка (на)подобие стрекозы.

2) (Не)смотря на трудности, мы одержали победу в матче.

3) (В)течени.. болезни наступил перелом.

4) (В)последстви.. мы стали настоящими друзьями.

4. Тип 4 № 693

Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) Я люблю, что(бы) солнце светило и птицы пели.

2) Отдыхать Катя поехала в то(же) место, что и в прошлом году.

3) Так(же), как и взрослые, ребята собрали рюкзаки и продолжили путь.

4) Щенок был ещё глуп, за(то) очень мил.

5. Тип 5 № 512

Поставьте знак ударения в следующих словах:

Баловать, километр, понятый, черпать.

6. Тип 6 № 625

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Делая фонетический разбор слова, сначала произнесите это слово вслух.

2) Покровский собор известен прежде всего благодаря необычной архитектуры.

3) Бабушка жила в доме, расположенном на окраине города.

4) Прочитав рассказ Чехова, настроение старшего брата улучшилось.

7. Тип 7 № 161

Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Привлечённые светом бабочки прилетели и кружились возле фонарей.

2) Поляны освещенные солнцем притягивали взгляд.

3) Над нами было небо покрытое тучами.

4) Привыкнув с утра до вечера вращаться в большом обществе он любил чтобы и в доме у него было шумно и оживленно.

8. Тип 8 № 599

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) В конце улицы стоял окружённый вязами деревянный дом.

2) На речную долину лёг туман пропитанный солнцем и влагой.

3) Недавно проснувшись я вышел в сад и направился к кормушкам.

4) Птички летите к кормушке отбросив страх и недоверие.

9. Тип 9 № 3536

Определите и запишите основную мысль текста.



(1)В мае 1762 г. М. В. Ломоносов с помощниками приступил к работе над мозаичным панно «Полтавская баталия». (2)Набор этой грандиозной мозаики проходил в мозаичной мастерской на набережной Мойки. (3)Смальты для панно были изготовлены в Усть-Рудице под руководством И. А. Цильха. (4)В декабре 1764 г. мозаика «Полтавская баталия» была закончена, а в начале следующего года отшлифована, отполирована и вставлена в медную раму. (5)Ломоносов, хорошо знающий историю России, сам составил описание «Полтавской баталии».

(6)Сюжет мозаики — окончание исторической битвы русских войск со шведами под Полтавой. (7)Основной замысел картины: сражение ещё не закончено, но стойкость шведских войск уже поколеблена, и победа над ними уже предрешена. (8)На первом плане изображён Пётр I на скачущей лошади с поднятой шпагой в руке, в окружении генералов и охраняющих его свиту солдат. (9)Обстановка ещё достаточно опасная для жизни Петра и его окружения, потому что сражение ещё продолжается и враг не сломлен. (10)Позади трупы солдат, лошадей, стрелковое оружие. (11)За Петром следуют его соратники Шереметьев, Меншиков, Голицын. (12)Изображён и раненый Карл XII, сидящий в простой коляске и пытающийся сдержать наступление русских войск. (13)Но приближённые Карла, поняв бессмысленность сопротивления, предлагают ему спасаться бегством.

(14)Ломоносов-историк весьма правдиво изобразил Полтавское сражение, оказавшее огромное влияние на судьбу России первой четверти XVIII века.

(15)«Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. (16)Замысел художника изготовить другую картину этой же серии — «Азовское взятие» остался неосуществлённым.

(17)Отдавая дань художественному творчеству Ломоносова, высоко оценивая созданные им произведения мозаичного искусства, Академия художеств 10 октября 1763 г. избрала его своим почётным членом. (18)На торжественном собрании, отвечая на приветственную речь директора этой Академии архитектора А. Ф. Кокоринова, Ломоносов заявил, что он приложит все усилия, чтобы «показать себя достойным такового присвоения».

 

(По Е. Ширшову)

10. Тип 10 № 3537

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8−10 текста. Запишите ответ.



11. Тип 11 № 3538

Почему автор считает, что Ломоносов правдиво изобразил Полтавское сражение? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.



12. Тип 12 № 3539

Определите и запишите лексическое значение слова «баталия» из предложения 1.



13. Тип 13 № 3540

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 10−11, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.



14. Тип 14 № 633

Объясните значение пословицы «Чему Ванечка не научился, того Иван не выучит», запишите Ваше объяснение.



Текст 2

(1)Когда речь идёт о чём-нибудь очень простом, понятном, мы часто говорим: «Дело ясно, как дважды два — четыре!» (2)А ведь прежде чем додуматься до того, что дважды два — четыре, людям пришлось учиться много-много тысяч лет. (3)Конечно, это учение шло не за партой. (4)Человек постепенно учился строить жилища, находить дорогу в дальних походах, обрабатывать землю. (5)И одновременно он учился считать, потому что даже в самые далёкие времена, когда люди жили в пещерах и одевались в звериные шкуры, они не могли обойтись без счёта и меры.

(6)Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь. (7)Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. (8)На крупного зверя — бизона или лося — приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним и не справишься. (9)Командовал звериной облавой обычно самый старый и опытный охотник. (10)Чтобы добыча не ушла, её надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь — сзади, четыре — слева. (11)Тут уж без счёта никак не обойдёшься! (12)И вождь первобытного племени справлялся с этой первой задачей. (13)Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук.

(14)Удивительно, но и сейчас на Земле есть племена, которые при счёте не могут обойтись без помощи пальцев. (15)Вместо числа пять они говорят «рука», десять — «две руки», а двадцать — «весь человек», — тут уж считают и пальцы ног. (16)Так люди приспособились считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, — собственной пятернёй.

(17)Часто говорят: «Знаю как свои пять пальцев». (18)Не с того ли далёкого времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать?

 

(По И. Депману)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!