Тип 1 № 662
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Это (не)выдум..(н,нн)ая а пр..вдивая история. Я (н..)кого (не)обман..ваю: ч..сы пр..били тр..на..цать!
Старые(пр..старые) ч..сы доставши..ся(3) отцу от прадеда служили верно. Ра(з/с) в го(д/т) отец ост..рожно снимал их со ст..ны и(з/с)вл..кая из футляра п..утину. Он прот..рал ч..сы и проч..щал гуси(н,нн)..м п..ром веш..л обратно и радос..но сиял. У меня была (много)летн..я пр..выч..ка: когда б..ют ч..сы, сч..тать удары. Однажды ч..сы пробили тр..на..цать.
Ты (не)ошиба..ш..ся Борис спраш..ва..т отец. Он подход..т к ч..сам в(з/с)б..рает..ся на (не)высокий табурет к..сает..ся какого(то) к..лёсика. Отец вн..мательно осматр..ва..т насте(н,нн)ые ч..сы и пр..слушива..тся (к)ним.(4) Тёмно(ж..лтый) маятник проделыва..т д..кови(н,нн)ые номера и отец пр..веш..вает гири: две б..л..шие и одну мал..н..кую. Отец отлич..ный мастер. Ч..сы наш.. снова(2) точны.
2. Тип 2 № 663
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
3. Тип 3 № 395
Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1) (В) течени.. двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям.
2) (В)следстви.. по уголовному делу использованы данные медицинской экспертизы.
3) (В)течени.. болезни наступило улучшение.
4) (По)среди обширных зеленых лугов паслись тучные стада.
4. Тип 4 № 539
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Он получил грамоту за(то) выступление.
2) Мы играли, так(же) пели и танцевали.
3) Пётр то(же) попросил меня о помощи.
4) Что(бы) почитать сегодня вечером?
5. Тип 5 № 582
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Балуясь, добела, собрала, углублена.
6. Тип 6 № 457
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) Торопясь на автобус, у меня потерялся проездной.
2) Летучая мышь, не задевая стен, спокойно летает по комнате.
3) Зазеленевшие неделю назад липы были освещены солнцем.
4) По окончанию каникул мы с новыми силами принялись учиться.
7. Тип 7 № 654
Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Вслед за первым прыгнувшим в реку пловцом последовали остальные.
2) Солнце поднявшееся над облаками сияло во всю свою мощь.
3) На горизонте появились облака окаймлённые розовой пеленой.
4) Возвышаясь над полем показалась берёзовая рощица опушённая весенней зеленью.
8. Тип 8 № 3647
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) В комнату бесшумно вошёл отец обеспокоенный здоровьем сына.
2) Передо мной лежала книга прочитанная ещё летом моим братом.
3) Приехав в гости к другу я познакомился с его одноклассниками.
4) Школьники вы прекрасно выступили на концерте порадовав родителей и педагогов!
9. Тип 9 № 3775
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Услышала как-то Ворона страшный крик. (2)Неслась стая воробьёв, а впереди летела жёлтенькая птичка. (3)Взмахнула Ворона крыльями, догнала и разогнала воробьиную стаю.
— (4)Ты кто такая будешь? — каркнула она.
— (5)Я Канарейка. (6)В клетке родилась и жила. (7)Мне всё хотелось полетать, как другие птицы. (8)Так им весело было, а в клетке так тесно. (9)Девочка Алёнушка принесла чашечку с водой, отворила дверку — я в форточку и вылетела.
— (10)Что же ты делала в клетке?
— (11)Я хорошо пою.
— (12)Ишь какая барыня! (13)Но вообще ты мне нравишься. (14)Хочешь жить вместе? (15)Стали Ворона с Канарейкой жить в одном гнезде. (16)Ворона хоть и любила иногда поворчать, но не была злой птицей. (17)Главным недостатком в её характере было то,
что она всем завидовала, а себя считала обиженной.
— (18)Ну чем лучше меня глупые куры? (19)А их кормят, за ними ухаживают, их берегут, — жаловалась она Канарейке. — (20)А голуби? — продолжала она плакаться.
(21)Какой от них толк, а бросят им горсточку овса. (22)Тоже глупая птица. (23)А чуть я подлечу — все начинают гнать. (24)Разве это справедливо?
(25)В сущности, Ворона и Канарейка не понимали друг друга. (26)Канарейка не понимала этой жизни на воле, а Ворона не понимала в неволе.
— (27)Неужели вам, тётенька, никто зёрнышка никогда не бросил? — удивлялась Канарейка.
— (28) Какая ты глупая. (29)Какие зёрнышки? (30)Только и смотри, как бы палкой кто не убил или камнем. (31)Люди очень злы.
(32)С этим Канарейка никак не могла согласиться, потому что люди её кормили (33)Впрочем, Канарейке скоро пришлось самой убедиться в людской злости. (34)Раз она сидела на заборе. (35)Вдруг рядом просвистел камень. (36)Шли школьники, увидели на заборе Ворону — как же не запустить в неё камнем?
— (37)Ну что, видела? — спрашивала Ворона. — (38)Все люди такие. (39)Просто так злятся. (40)Они меня все ненавидят.
(41)Канарейке сделалось жаль бедную Ворону, которую никто не любил. (42)Ведь так жить нелегко.
(По Д. Мамину-Сибиряку)
10. Тип 10 № 3776
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1−3 текста. Запишите ответ.
11. Тип 11 № 3777
Почему изменилось отношение Канарейки к людям после жизни на воле? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
12. Тип 12 № 3778
Определите и запишите лексическое значение слова «просвистел» из предложения 35.
13. Тип 13 № 3779
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 19−20, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.
14. Тип 14 № 3625
Объясните значение пословицы Муравей невелик, а горы копает, запишите Ваше объяснение.