Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Летнее июльское утро! Зеленой чертой л..жится след ваших ног по росистой, побелевшей(2) траве. Вас обдает накопившимся теплым зап..хом ночи. Воздух весь напое(н/нн) свежей горечью полыни медом гречихи и кашки. (В)дали стеной стоит дубовый лес и бл..стит и але..т на солнце. Еще свежо но уже чу..ствуется близость жары. Голова томно кружится от и(с/з)бытка благоуханий.
Со..нце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже стало жарко. Проходит час другой... Небо темнеет по краям колючим зноем пышет (не)подвижный воздух.
Под самым обрывом таится источник. Дубовый куст жадно ра..кинул над водою свои лапч..тые сучья. Большие серебристые пузыри колыхаясь(3) подн..маются со дна покрытого мелким бархатным мохом.
Вот и полдень. Становится душно. Внезапно нал..тел ветер и промчался. Воздух дрогнул кругом слабо св..ркнула молния. Растущая туча накл..няется сводом. Передний ее край вытягивается рукавом(4). Трава кусты всё вдруг потемнело.
(по И. С. Тургеневу, 133 слова)
2. Тип 2 № 376
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
3. Тип 3 № 1971
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) (не)реже двух раз, (не)смолкаемый гул, почти (не)просохшая земля
2) издание (не)переработано, бытовые (не)урядицы, было (не)весело
3) никому (не)доставшиеся, завтрак (не)приготовлен, ничуть (не)дорог
4) (не)заглядывая вдаль, (не)интересный собеседник, задумывался (не)редко
4. Тип 4 № 1902
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) време(н,нн)ые постройки, запакова(н,нн)ый товар, ветре(н,нн)ый день
2) устрое(н,нн)ый праздник, мороже(н,нн)ые овощи, скамейка выкраше(н,нн)а
3) выглаже(н,нн)ая рубашка, память свяще(н,нн)а, торжестве(н,нн)ый марш
4) довере(н,нн)ое лицо, мощё(н,нн)ая дорога, плетё(н,нн)ая корзина
5. Тип 5 № 2301
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Диалог, досуг, правы, собрала.
6. Тип 6 № 2093
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
1) На выставке не только представлена живопись, но и скульптура.
2) Войдя в дом, мы увидели гостей.
3) Благодаря меня мы выбрались из леса.
4) Я люблю поэзию и восхищаюсь творчеством А. С. Пушкина.
7. Тип 7 № 330
Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)Я стою на высоком берегу Волги и любуюсь ее прекрасными просторами. (2)Свинцово-синяя вода впитала в себя синь небес; отлогие берега, на которых «раскиданы» величественные каменные храмы — сторожевые земли русской. (3)Ведь когда-то по этим водам плавали разбойничьи струги Степана Разина, полчища иноземцев вторгались в эти исконно русские земли, устремляясь к сердцу страны. (4) Волга — одна из самых больших рек в Европе. (5)Ее исток приходится на Волдайскую возвышенность, находящуюся в районе города Твери. (6)Далее, протекая через 11 областей и 4 республики, Волга мощно несет свои величественные воды в Каспийское море.
(7)Река — труженица, кормилица и рубеж, за который уже невозможно перейти, «не пустят» непрошеных гостей.
(8)Сейчас Волга напряженно работает: перевозит грузы, освещает наши города и села, дает тепло в дома и электричество на предприятия. (9)Всего не перечислишь, что дает — «дарит» Волга людям. (10)Но разве мы любим ее только за то, что можем многое от нее взять? (11)В самом деле, ничем не измерить той красоты, которую она щедро разливает вокруг себя и всем без разбору. (12)Вот «побежал» катерок, проплыл трехпалубный теплоход, многочисленные баржи снуют туда-сюда...
(13)Я могу бесконечно любоваться родной рекой; она все время разная: то тихая и кроткая в ярких бликах полуденного солнца, то суровая, в бурунах волн, а зимой — неузнаваемо пустынная, покрытая снегом, скрывающим тайну. (14)Я буду еще не раз приходить сюда, и Волга не перестанет удивлять своей неповторимой красотой и силой.
(220 слов)
8. Тип 8 № 331
Определите и запишите микротему последнего абзаца текста.
9. Тип 9 № 332
Определите, каким средством языковой выразительности является слово «свинцово-синяя» из предложения 2. Запишите ответ.
10. Тип 10 № 333
В предложениях 12−14 найдите слово с лексическим значением «эксклюзивный, ни на что не похожий, единственный в своём роде». Выпишите это слово.
11. Тип 11 № 334
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) Волга работает
2) Впитала в себя
3) Прекрасными просторами
4) Работает сейчас
12. Тип 12 № 335
Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
13. Тип 13 № 336
Определите тип односоставного предложения, являющегося частью сложного предложения под номером 11. Запишите ответ.
14. Тип 14 № 337
Среди предложений 9−11 найдите предложение с вводным словосочетанием, выпишите это вводное словосочетание. Подберите к нему синонимичное слово или словосочетание, запишите его.
15. Тип 15 № 338
Среди предложений 4−6 найдите предложение с обособленным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
16. Тип 16 № 339
Среди предложений 1−3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
17. Тип 17 № 340
Среди предложений 1−3 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
[подлежащее сказуемое И сказуемое].
Выпишите номер этого предложения.