1. Тип 1 № 1935
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Ст..ит осе(н,нн)ий день. Везде в тёпл..м воздух.. разливается мя(г/х)кая р..зоватая дымка. Ж..лтые лист..я весело м..лькают мимо стен домов на у(з/с)кой улиц.. .(4) В этом тихом уг..лке утопают в шуршащих ворохах осе(н,нн)его зол..та к..лёса машин грус..но стоящих в долгом одиноч..стве (в)доль обочин. Буро(ж..лтые) листья лежат на крыл..ях на радиаторах соб..рают..ся(2) кучками на ветр..вых стёклах закрывая(3) обзор. Ш..рох сухих лист..ев под ногами напомина..т звук морского пр..боя.
Я иду слушая хруст под ногами. До чего хорошо ощущение этого тихого дня как хороша поз..няя солнечная осень. Её ветерок её запах её листья на тр..туарах и машинах её тепло и её горная свежесть. (Н..)когда кажется я вот так (н..)замечал как добра природа в своём обн..влении и утратах. Всё естестве(н,нн)о волшебно прекрасно!
2. Тип 2 № 1936
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) — морфемный разбор слова;
(3) — морфологический разбор слова;
(4) — синтаксический разбор предложения.
3. Тип 3 № 2022
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) жил (не)далеко, (не)стерпимая боль, ничего (не)знающий
2) (не)взрачного вида, (не)думающий о будущем, приходил (не)давно
3) (не)замеченная мною ошибка, книга (не)прочитана, (не)дядин галстук
4) (не)смотря по сторонам, (не)начатое сочинение, далеко (не)идеальный
4. Тип 4 № 2689
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) дерево посаже(н,нн)о, подрумяне(н,нн)ый корж, избалова(н,нн)ая публика,
2) варё(н,нн)ая кукуруза, испечё(н,нн)ый хлеб, перепели(н,нн)ое яйцо
3) земля(н,нн)е работы, крепость окруже(н,нн)а, балко(н,нн)ая дверь
4) получе(н,нн)ая телеграмма, воины мужестве(н,нн)ы, слома(н,нн)ая игрушка
5. Тип 5 № 2041
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Поняла, цемент, гражданство, бухгалтеров.
6. Тип 6 № 2657
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Благодаря простоте приготовления это блюдо было популярно у местных жителей.
2) Подходя к музею Великой Отечественной войны, школьники испытывали сильное волнение.
3) Школьники побывали не только в Политехническом, а также в Палеонтологическом музее.
4) По завершению работ коллекции были переданы в музей Горного института.
7. Тип 7 № 2556
Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)Если задуматься всерьёз, то время никогда прежде не занимало такого места в сознании человека, как сегодня. (2)Мы встречаемся буквально на каждом шагу с человеком бегущим, спешащим, торопящимся. (3)Каждый живёт под знаком времени. (4)Кто-то очень верно подметил: для того чтобы оставить эмблему нашей цивилизации, достаточно изобразить часовой циферблат с бегущей секундной стрелкой. (5)Что есть время? (6)Над разгадкой его ломали головы мыслители прошлого, схватывались в жарких спорах литераторы, скрещивались самые противоречивые направления философии и психологии. (7)Вне вопроса о времени было трудно представить развитие человечества. (8)Точного ответа нет до сих пор.
(9)Но мне приходилось, и не раз, видеть группы подростков, бесцельно слоняющихся по улицам. (10)Они совершенно не знают, что им делать, стоят в подворотнях, задевая прохожих, бренчат на гитарах. (11)Разве они могут ценить великую ценность жизни — время?! (12)Я как-то подсчитал: например, в день они тратят попусту три часа. (13)В месяц получается около четырёх суток, а за год — пятьдесят. (14)Как-то я не выдержал, подошёл к ним, сделал замечание. (15)И что же? (16)Попросили не распоряжаться их временем.
(17)Самое ценное, что даровано человеку, — это время. (18)Когда закончилась война, у меня было всего пять классов образования. (19)Надо было зарабатывать себе на хлеб. (20)Хотел быть парашютистом, но для этого требовалось восемь классов. (21)Мечтал стать машинистом, меня опять не взяли на курсы по той же причине. (22)Я стал заниматься самообразованием. (23)Морская служба помогла мне раз и навсегда обрести необходимую в любом труде потребность в самодисциплине, продолжительном напряжении. (24)Сила воли помогает в преодолении жизненных ситуаций. (25)Вопреки всему иду, выражаясь морским термином, избранным курсом. (26)Многие качества я принёс с флота, в том числе и способность умело распоряжаться временем. (27)Кто-то из мудрецов сказал, что в юности время считается золотым, в зрелые годы — серебряным, в преклонном — свинцовым. (28)На самом деле время бесценно в любом возрасте.
(По В. Пикулю)
8. Тип 8 № 2557
Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.
9. Тип 9 № 2558
Определите, каким средством языковой выразительности является слово жарких в словосочетании жарких спорах из предложения 6. Запишите ответ.
10. Тип 10 № 2559
В предложениях 3−5 найдите слово с лексическим значением «предмет или изображение какого-либо предмета, а также символ, выражающий какую-либо идею; условное изображение какого-нибудь понятия». Выпишите это слово.
11. Тип 11 № 2560
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) в любом возрасте
2) верно подметил
3) группы подростков
4) служба помогла
12. Тип 12 № 2561
Из предложения 28 выпишите грамматическую основу.
13. Тип 13 № 2562
Определите тип односоставного предложения 7. Запишите ответ.
14. Тип 14 № 2563
Среди предложений 10−12 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
15. Тип 15 № 2564
Среди предложений 9−11 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
16. Тип 16 № 2565
Среди предложений 9−11 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
17. Тип 17 № 2566
Среди предложений 12−14 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Выпишите номер этого предложения.