Конспект открытого урока
Предмет: окружающий мир
Тема: «Революции в России»
учитель начальных классов
Ощепкова Виктория Олеговна
Азов 2019
Конспект урока
Окружающий мир
4 «Б» класс
Тема урока:«Революции в России»
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
обобщение, систематизация, расширение знаний о Российском государстве;
познакомится с основными событиями в России в начале XX века, с революциями в России 1917 года;
развитие умения выделять главную мысль и факты в отрывке учебного исторического текста;
расширение кругозора и словарного запаса учащихся;
способствование развитию интереса к предмету.
Формируемые УУД:
Личностные: повышать интерес к изучению истории родного государства; формировать готовность и способность к преодолению трудностей для достижения поставленных целей;
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; контролировать и оценивать свои действия;
Познавательные: развитие логического мышления, продуктивного воображения, произвольной памяти и внимания, рефлексии; активизация мыслительной, речевой деятельности учащихся;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Планируемые результаты:
Предметные: обобщить и систематизировать знания об истории России в начале XX вв.;развивать умение использовать полученные знания на практике; познакомится с основными событиями в России в начале XX века, с революциями в России 1917 года;
Метапредметные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
Личностные: обогащение словарного запаса; расширение кругозора; воспитание личных качеств: наблюдательности, любознательности, внимательности, культуры речевого общения.
Оборудование: учебник, статьи газет, копии фотографий, компьютер, проектор,
Ход урока
Организационный момент
Не будем терять драгоценных минуток.
Сегодня нам с вами совсем не до шуток.
Урок нас ждѐт уж больно важный.
Про нашу Родину и наш народ отважный.
Чтобы наша работа на уроке была успешной, вам нужно внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении новой темы.
Актуализация знаний
СЛАЙД
Мозговой штурм
Соедините линиями даты и события
1812 г | Отечественная война с Наполеоном |
1861 г. | Отмена крепостного права |
1881 г. | Убийство Александра II |
1851 г. | Построена железная дорога Москва − Санкт-Петербург |
1917 г. | |
Выполните проверку и оцените свою работу (критерии на слайде)
Какая дата оказалась лишней в этом списке?(1917 г.) Почему?
К какому веку относится эта дата? (XX)
СЛАЙД
Сегодня мы начинаем новый раздел «Россия в начале XX века»
Выведение темы урока. Целеполагание.
Как вы думаете, почему именно 1917 год я включила в список?
Какие событияв истории нашей страны произошли в этом году? (Революции в России)
СЛАЙД
Революции в России
Исходя из темы урока, определите цель сегодняшнего урока.
СЛАЙД
Цель: познакомиться с революциями в России
Ученик у доски читает значение слова «революция» в словаре Ожегова.
(Революция – коренной переворот в жизни страны. Грозные тяжелейшие события, когда недовольный правителем, его министрами и генералами народ пытается с помощью силы свергнуть ненавистную ему власть).
Поставим перед собой задачи урока.(Ответы детей)
Выстроим задачи в логическую последовательность.
СЛАЙД
Задачи:
Познакомится с основными событиями в России в начале XX века
Узнать, какие революции произошли в России в 1917 году.
Выявить причины революций.
Узнать, как они происходили. (ход революций)
Определить, к чему привели революции. (итоги революций)
Работа по теме урока
Из определения мы узнали, что революция – это коренной переворот,смена власти.
Давайте вспомним, в конце 19 века Россия была каким государством? (Империей)
Кто стоял во главе империи? (Царь)
Какая династия правила страной? (династия Романовых)
Мы знаем, что в марте 1881 года Александр II был убит взрывом самодельной бомбы.
А кто знает, кто взошёл на престол после Александра II?
СЛАЙД
В конце 19 века на российский престол вступил царь Николай II. На его правление выпали серьёзные испытания. Трагически сложилась и судьба его семьи.
Проверка первичного усвоения
Работа с учебником
- Откройте учебник на стр.100.
- После прочтения текста, ответьте на вопрос: Какие события произошли в Российской империив начале 20 века?
- Читает.....
- Какие события произошли в Российской империи в начале 20 века? (Называйте события с датами)
Вступление Николая II на престол
1904 г. Русско-японская война,
1914 г. Первая мировая война,
Февральская революция 1917 года,
Октябрьская революция 1917 год,
Гражданская война 1918 год
Давайте проверим, как вы запомнили эти события.
Игра в группах «Историческое домино» (на столе карточки с событиями)
- Составьте верную цепочку последовательности событий:
вступление Николая II на престол, Русско-японская война, I Мировая война, Февральская революция, свержение царской власти, Октябрьская революция, Гражданская война
Проверка. (Группа, которая первая справится с работой крепит карточки на доску).
- Правильно, на начало 20 века на долю нашей страны выпали серьёзные испытания, это и участие в Русско-японской войне, вслед за которой последовала революция в1905 году, которая была вызвана проигрышем России в войне с Японией, и участие в Первой мировой войне, а также 2 революции 1917 года, которые по датам так и называются Февральская и Октябрьская.
- События этих двух революций явились решающими и переломными в истории нашей страны, поэтому сегодня мы уделим им особое внимание.
СЛАЙД - Символами революций 1917 года стали красный флаг и красный бант.
- Чтобы погрузиться в эпоху революций, я предлагаю всем прикрепить красный бант.
- Давайте вернёмся к задачам урока....
Задачи:
Познакомится с основными событиями в России в начале XX века
Узнать, какие революции произошли в России в 1917 году.
Выявить причины революций.
Узнать, как они происходили. (ход революций)
Определить, к чему привели революции. (итоги революций)
- Что мы уже выяснили? (Познакомились с основными событиями в России в начале XX века, узнали, какие революции произошли в России в 1917 году? – Февральская и Октябрьская).
- Что ещё нужно выяснить?
Выявить причины революций.
Узнать, как они происходили. (ход революций)
Определить, к чему привели революции. (итоги революций)
Работа в группах
Для решения этих задач я предлагаю вам побывать в роли корреспондентов газет эпохи революций и поработать в группах.
Что входит в обязанности корреспондента газеты? (сбор сведений и сообщение о событиях)
Корреспонденты газеты «Правда» соберут сведения о причинах и итогах Февральской революции.
Корреспонденты газеты «Вперёд» соберут сведения о причинах и итогах Октябрьской революции.
Каждая газета представлена двумя редколлегиями.
Каждой группе необходимо будет подготовить выступление по плану и заполнить графы таблицы.
| Февральская революция 1917 года | Октябрьская революция 1917 года |
Дата начала революции | | |
Причины | | |
Итоги | | |
Вы можете пользоваться материалом учебника, а также дополнительным материалом, который лежит у вас на столе.
Сначала каждый из вас самостоятельно заполняет таблицу и потом нужно выбрать кто из вас представит вашу группу.
Распределите обязанности в группе, работайте слажено.
На работу отводится 5 минут.
По окончании работы, вы должны представить итог своей работы и поделиться с нами полученными знаниями. На выступление отводится 2 минуты.
- Сигналом окончания работы группы станет поднятый красный флаг – символ революции. Приступайте.
Представление работы групп
Стоп! Готовы?
Начинаем представление групповой работы.
Задача остальных участников по мере выступления наших корреспондентов заполнять графы таблицы.
Выслушаем корреспондентов газеты «Правда». Они нам расскажут о причинах Февральской революции.
В 1904 году началась Русско-японская война.
В 1914 году началась Первая мировая война.
В стране начались разруха и голод.
Тяжело жилось рабочим и крестьянам: изъятие лошадей, сокращение продовольственных товаров, помещики отобрали у крестьян почти всю землю, закрытие заводов, рост цен, маленькая зарплата и перебои с продуктами.
Армия ощущала нехватку снаряжения, вооружения, продовольствия.
Все слои населения были недовольны властью.
Что вы записали в таблицу? (обобщить, показать на слайде причины)
Рассказ учителя на фоне видеохроники 1917 года.
Ход февральской революции 1917 года:
Революция началась с мощного подъёма стачечного движения в Петрограде.
18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. В ответ на требования повысить заработную плату администрация объявила о закрытии производства.
В феврале 1917года произошёл ряд так называемых "хлебных" бунтов. Поставка хлеба в столицу происходила с перебоями, что вызвало недовольство народа. Толпы громили хлебные магазины.
Начались митинги и шествия против войны с лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!». Митинги разгонялись полицией и войсками. Но большая часть воинских частей начала переходить на сторону народа. К рабочим присоединились служащие, ремесленники. В итоге войска отказались разгонять митингующий народ.
В результате в Петрограде началось охватившее весь город вооруженное восстание. Его участники освобождали из тюрем заключённых, захватывали правительственные учреждения.
28 февраля - правительство было низложено.Временный комитет объявил о том, что берёт власть в свои руки.
К 1 марта вслед за Петроградом революция победила в Москве и далее по всей стране.
2 марта Николай II отрёкся от престола.
Вопросы по рассказу учителя:
С чего началась Февральская революция?
С какими лозунгами начались митинги и шествия против войны?
В результате всего происходящего, что началось в Петрограде?
Когда Николай отрёкся от престола?
Что последовало вслед за отречением Николая II?
Выслушаем вторую редколлегию газеты «Правда» (итоги Февральской революции)
Итоги Февральской революции
В России возникло двоевластие. (Совет рабочих и солдатских депутатов как орган народной власти и Временное правительство – орган диктатуры буржуазии во главе с князем Г.Е. Львовым)
Отмена смертной казни
Гражданам были дарованы политические свободы.
В стране началось профсоюзное движение.
Было обеспечено всеобщее и равное избирательное право.
Была объявлена амнистия за политические преступления.
Отменены сословные, национальные и религиозные ограничения.
Экономический кризис не был остановлен.
Нерешённым остался земельный вопрос.
Начался распад Российской империи по национальному признаку.
Россия стала Республикой.
Не забывайте заполнять таблицу.
К чему привела Февральская революция?
Чего удалось добиться?
Что вы записали в таблицу? (показать на слайде итоги ФР)
- Ознакомьтесь с фрагментом видеоурока и дополните таблицу. (просмотр видео)
- Что нового вы узнали из видеоурока?
- 25 октября 1917 года произошла Великая Октябрьская революция
- О её причинах расскажут корреспонденты газеты «Правда».
- Каковы основные причины Октябрьской революции 1917 года?
Земельный вопрос не решался.
Заводы оставались в руках буржуазии, сельское хозяйство и промышленность испытывали крайнюю нужду, не хватало топлива для железнодорожного транспорта.
Экономический кризис не был остановлен.
Дефицит товаров
Население оставалось безграмотным, велась несправедливая национальная политика.
Участие России в Первой мировой войне продолжалось.
Новая власть не решила два главных вопроса – о прекращении войны и о земле.
Что вы записали в таблицу? (обобщить, показать на слайде причины ОР)
Рассказ учителя на фоне видеохроники 1917 года.
Ход октябрьской революции:
Но в России были люди, которые хотели полностью изменить порядки в стране: у капиталистов отобрать заводы, у помещиков – земли и отдать их простым людям.
25 октября 1917 года произошла Великая Октябрьская революция под лозунгами «Вся власть советам!», «Мир — народам!», «Земля — крестьянам!», «Фабрики — рабочим!»
Революция проходила под руководством партии большевиков и лично товарищем В. И. Лениным (Ульяновым).
Временное правительство находилось в Зимнем дворце – раньше в нём жили цари. Оно вызвало в Петроград войска, сделало попытку развести мосты на Неве, чтобы отрезать центр города от окраин. Но было уже поздно. Восстание началось. Залп крейсера «Аврора» стал сигналом к штурму Зимнего дворца. В нём приняли участие матросы, солдаты, рабочие, поддерживающие Ленина и большевиков. Сначала восставшие захватили Центральный телеграф, затем – Государственный банк, вокзалы, мосты, телефонную и электрическую станции. Временное правительство оказалось окружённым в Зимнем дворце, вскоре Зимний дворец был занят восставшими. Министров Временного правительства арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Так в Петрограде, а затем и по всей стране установилась новая власть. К руководству страной пришла партия большевиков во главе с Владимиром Ильичом Лениным.
Вопросы по рассказу учителя:
Когда началась Октябрьская революция?
Под чьим руководством проходила революция?
Что стало сигналом к штурму Зимнего дворца?
Кто пришёл к руководству страны?
А теперь узнаем итоги Октябрьской революции.
Выслушаем корреспондентов газеты «Правда» (итоги Октябрьской революции)
Не забывайте заполнять таблицу.
в России наступил социализм, а вождём стал Владимир Ильич Ленин.
было объявлено, что теперь вся власть принадлежит Советам, земля – крестьянам, фабрики и заводы – рабочим.
Первыми законами новой власти стали декрет о мире, земле, бесплатном образовании и медицинском обслуживании, равных правах мужчин и женщин, о 8 часовом рабочем дне и многие другие, о которых люди только мечтами.
26 октября был принят Декрет о мире.
была конфискована земля у помещиков, все территории перешли во владение государства, затем их разделили между крестьянами. Была отменена частная собственность.
К чему привела ОР? Чего удалось добиться? Что вы записали?(обобщить итоги ОР, показать на слайде)
- Ознакомьтесь с фрагментом видеоурока и дополните таблицу. (просмотр видео)
- Что нового вы узнали из видеоурока?
- В начале урока мы с вами сказали о том, что судьба последнего русского императора сложилась трагически.
- Кто из вас знает как? (дети отвечают)
Участь императора и его семьи (презентация – учитель)
В апреле 1918 года большевики перевезли семью бывшего царя в Екатеринбург. В ночь с 16 на 17 июля 1918 годабывший император Николай II, его жена Александра Фёдоровна, их дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей и слугибыли тайно расстреляны в полуподвальном помещении дома Ипатьева, где их держали под арестом. Так закончил свой земной путь последний российский император из династии Романовых. В 2000 году все члены царской семьи были причислены Русской православной церковью к лику святых.
Так, кто же был последним русским императором, на долю которого выпало немало испытаний? (Николай II)
Как сложилась его судьба и судьба его семьи?
СОЗДАНИЕ ГАЗЕТ
- Итак, вами уже собрано достаточно материала для написания статьи в газету.
- Это я вам сейчас и предлагаю сделать.
- Перед вами лежат конверты, ваша задача достать содержимое и выбрать то, что подходит для написания вашей статьи. Затем создать статью, наклеив то, что вы отобрали на заготовку.
- Кто справится, поднимет красный флаг. Приступайте. (на работу 3 минуты)
Дети выходят к доске, читают. После проверки приклеить на газету на доске.
Проверка усвоения материала
Выполнения теста
Итог урока. Рефлексия.
Вернёмся к задачам, которые мы поставили перед собой в начале урока
Познакомится с основными событиями в России в начале XX века
Узнать, какие революции произошли в России в 1917 году.
Выявить причины революций.
Узнать, как они происходили. (ход революций)
Определить, к чему привели революции. (итоги революций)
Зачем современным людям знать события прошедших веков?
События начала XX века – это новый урок живущим поколениям о том, что надо учиться на ошибках своих предшественников и ни в коем случае не доводить конфликты до кровопролития. Без прошлого невозможно настоящее и будущее.
VII. Рефлексия
- Выберите цитату или стихотворные строки, которые отражают Ваше отношение к событиям революций 1917 года. Объясните свой выбор.
Ошибка думать, что революция ожесточает народ против только высших классов. Она вообще ожесточает, снимает тонкую организацию гуманных нравов, прививаемую культурой. (Михаил Меньшиков)
Революция - варварский способ прогресса. (Жан Жорес)
Когда людей ставят в условия, подобающие только животным, им ничего более не остается, как или восстать, или на самом деле превратиться в животных. (Фридрих Энгельс)
"Россия гибнет", "России больше нет", "вечная память России", слышу я вокруг себя. России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и - по-новому - великой.(А. Блок)
7.Граждане!
Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».
Сегодня пересматривается миров основа.
Сегодня
до последней пуговицы в одежде
жизнь переделаем снова.(Вл. Маяковский)