СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Революции в России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Революции в России»



















Конспект открытого урока

Предмет: окружающий мир

Тема: «Революции в России»








учитель начальных классов

Ощепкова Виктория Олеговна


















Азов 2019



Конспект урока


Окружающий мир

4 «Б» класс

Тема урока:«Революции в России»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

  • обобщение, систематизация, расширение знаний о Российском государстве;

  • познакомится с основными событиями в России в начале XX века, с революциями в России 1917 года;

  • развитие умения выделять главную мысль и факты в отрывке учебного исторического текста;

  • расширение кругозора и словарного запаса учащихся;

  • способствование развитию интереса к предмету.

Формируемые УУД:

  • Личностные: повышать интерес к изучению истории родного государства; формировать готовность и способность к преодолению трудностей для достижения поставленных целей;

  • Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; контролировать и оценивать свои действия;

  • Познавательные: развитие логического мышления, продуктивного воображения, произвольной памяти и внимания, рефлексии; активизация мыслительной, речевой деятельности учащихся;

  • Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Планируемые результаты:

  • Предметные: обобщить и систематизировать знания об истории России в начале XX вв.;развивать умение использовать полученные знания на практике; познакомится с основными событиями в России в начале XX века, с революциями в России 1917 года;

  • Метапредметные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • Личностные: обогащение  словарного запаса; расширение кругозора; воспитание  личных  качеств:  наблюдательности, любознательности, внимательности, культуры  речевого  общения.

Оборудование: учебник, статьи газет, копии фотографий, компьютер, проектор,





Ход урока

  1. Организационный момент

Не будем терять драгоценных минуток.

Сегодня нам с вами совсем не до шуток.

Урок нас ждѐт уж больно важный.

Про нашу Родину и наш народ отважный.

  • Чтобы наша работа на уроке была успешной, вам нужно внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении новой темы.

  1. Актуализация знаний

СЛАЙД

Мозговой штурм

  • Соедините линиями даты и события

    1812 г

    Отечественная война с Наполеоном

    1861 г.

    Отмена крепостного права

    1881 г.

    Убийство Александра II

    1851 г.

    Построена железная дорога Москва − Санкт-Петербург

    1917 г.


  • Выполните проверку и оцените свою работу (критерии на слайде)

  • Какая дата оказалась лишней в этом списке?(1917 г.) Почему?

  • К какому веку относится эта дата? (XX)

СЛАЙД

Сегодня мы начинаем новый раздел «Россия в начале XX века»

  1. Выведение темы урока. Целеполагание.

  • Как вы думаете, почему именно 1917 год я включила в список?

  • Какие событияв истории нашей страны произошли в этом году? (Революции в России)

  • Сформулируйте тему урока.

СЛАЙД

Революции в России

  • Исходя из темы урока, определите цель сегодняшнего урока.

СЛАЙД

Цель: познакомиться с революциями в России

  • А что такое революция?

  • Где мы можем узнать значение этого слова? (В словаре)

Ученик у доски читает значение слова «революция» в словаре Ожегова.

(Революция – коренной переворот в жизни страны. Грозные тяжелейшие события, когда недовольный правителем, его министрами и генералами народ пытается с помощью силы свергнуть ненавистную ему власть).

  • Поставим перед собой задачи урока.(Ответы детей)

  • Выстроим задачи в логическую последовательность.

СЛАЙД

Задачи:

  1. Познакомится с основными событиями в России в начале XX века

  2. Узнать, какие революции произошли в России в 1917 году.

  3. Выявить причины революций.

  4. Узнать, как они происходили. (ход революций)

  5. Определить, к чему привели революции. (итоги революций)

  1. Работа по теме урока

  • Из определения мы узнали, что революция – это коренной переворот,смена власти.

  • Давайте вспомним, в конце 19 века Россия была каким государством? (Империей)

  • Кто стоял во главе империи? (Царь)

  • Какая династия правила страной? (династия Романовых)

  • Мы знаем, что в марте 1881 года Александр II был убит взрывом самодельной бомбы.

  • А кто знает, кто взошёл на престол после Александра II?

СЛАЙД

В конце 19 века на российский престол вступил царь Николай II. На его правление выпали серьёзные испытания. Трагически сложилась и судьба его семьи.

  1. Проверка первичного усвоения

Работа с учебником

- Откройте учебник на стр.100.

- После прочтения текста, ответьте на вопрос: Какие события произошли в Российской империив начале 20 века?

- Читает.....

- Какие события произошли в Российской империи в начале 20 века? (Называйте события с датами)

  1. Вступление Николая II на престол

  2. 1904 г. Русско-японская война,

  3. 1914 г. Первая мировая война,

  4. Февральская революция 1917 года,

  5. Октябрьская революция 1917 год,

  6. Гражданская война 1918 год

Давайте проверим, как вы запомнили эти события.

Игра в группах «Историческое домино» (на столе карточки с событиями)

- Составьте верную цепочку последовательности событий:

вступление Николая II на престол, Русско-японская война, I Мировая война, Февральская революция, свержение царской власти, Октябрьская революция, Гражданская война

Проверка. (Группа, которая первая справится с работой крепит карточки на доску).

- Правильно, на начало 20 века на долю нашей страны выпали серьёзные испытания, это и участие в Русско-японской войне, вслед за которой последовала революция в1905 году, которая была вызвана проигрышем России в войне с Японией, и участие в Первой мировой войне, а также 2 революции 1917 года, которые по датам так и называются Февральская и Октябрьская.

- События этих двух революций явились решающими и переломными в истории нашей страны, поэтому сегодня мы уделим им особое внимание.

СЛАЙД - Символами революций 1917 года стали красный флаг и красный бант.

- Чтобы погрузиться в эпоху революций, я предлагаю всем прикрепить красный бант.

- Давайте вернёмся к задачам урока....

Задачи:

    1. Познакомится с основными событиями в России в начале XX века

    2. Узнать, какие революции произошли в России в 1917 году.

    3. Выявить причины революций.

    4. Узнать, как они происходили. (ход революций)

    5. Определить, к чему привели революции. (итоги революций)

- Что мы уже выяснили? (Познакомились с основными событиями в России в начале XX века, узнали, какие революции произошли в России в 1917 году? – Февральская и Октябрьская).

- Что ещё нужно выяснить?

  1. Выявить причины революций.

  2. Узнать, как они происходили. (ход революций)

  3. Определить, к чему привели революции. (итоги революций)

Работа в группах

  • Для решения этих задач я предлагаю вам побывать в роли корреспондентов газет эпохи революций и поработать в группах.

  • Что входит в обязанности корреспондента газеты? (сбор сведений и сообщение о событиях)

  • Корреспонденты газеты «Правда» соберут сведения о причинах и итогах Февральской революции.

  • Корреспонденты газеты «Вперёд» соберут сведения о причинах и итогах Октябрьской революции.

  • Каждая газета представлена двумя редколлегиями.

Каждой группе необходимо будет подготовить выступление по плану и заполнить графы таблицы.


Февральская революция 1917 года

Октябрьская революция 1917 года

Дата начала революции



Причины





Итоги






  • Вы можете пользоваться материалом учебника, а также дополнительным материалом, который лежит у вас на столе.

  • Сначала каждый из вас самостоятельно заполняет таблицу и потом нужно выбрать кто из вас представит вашу группу.

  • Распределите обязанности в группе, работайте слажено.

  • На работу отводится 5 минут.

  • По окончании работы, вы должны представить итог своей работы и поделиться с нами полученными знаниями. На выступление отводится 2 минуты.

- Сигналом окончания работы группы станет поднятый красный флаг – символ революции. Приступайте.

Представление работы групп

  • Стоп! Готовы?

  • Начинаем представление групповой работы.

  • Задача остальных участников по мере выступления наших корреспондентов заполнять графы таблицы.

  • Выслушаем корреспондентов газеты «Правда». Они нам расскажут о причинах Февральской революции.


  • Каковы основные причины Февральской революции 1917 года?

  1. В 1904 году началась Русско-японская война.

  2. В 1914 году началась Первая мировая война.

  3. В стране начались разруха и голод.

  4. Тяжело жилось рабочим и крестьянам: изъятие лошадей, сокращение продовольственных товаров, помещики отобрали у крестьян почти всю землю, закрытие заводов, рост цен, маленькая зарплата и перебои с продуктами.

  5. Армия ощущала нехватку снаряжения, вооружения, продовольствия.

  6. Все слои населения были недовольны властью.

  • Что вы записали в таблицу? (обобщить, показать на слайде причины)

Рассказ учителя на фоне видеохроники 1917 года.

Ход февральской революции 1917 года:

Революция началась с мощного подъёма стачечного движения в Петрограде.

18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. В ответ на требования повысить заработную плату администрация объявила о закрытии производства.

В феврале 1917года произошёл ряд так называемых "хлебных" бунтов. Поставка хлеба в столицу происходила с перебоями, что вызвало недовольство народа. Толпы громили хлебные магазины.

Начались митинги и шествия против войны с лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!». Митинги разгонялись полицией и войсками. Но большая часть воинских частей начала переходить на сторону народа. К рабочим присоединились служащие, ремесленники. В итоге войска отказались разгонять митингующий народ.

В результате в Петрограде началось охватившее весь город вооруженное восстание. Его участники освобождали из тюрем заключённых, захватывали правительственные учреждения.

28 февраля - правительство было низложено.Временный комитет объявил о том, что берёт власть в свои руки.

К 1 марта вслед за Петроградом революция победила в Москве и далее по всей стране.

2 марта Николай II отрёкся от престола.

Вопросы по рассказу учителя:

  • С чего началась Февральская революция?

  • С какими лозунгами начались митинги и шествия против войны?

  • В результате всего происходящего, что началось в Петрограде?

  • Когда Николай отрёкся от престола?

  • Что последовало вслед за отречением Николая II?

  • Выслушаем вторую редколлегию газеты «Правда» (итоги Февральской революции)

Итоги Февральской революции

  1. В России возникло двоевластие. (Совет рабочих и солдатских депутатов как орган народной власти и Временное правительство – орган диктатуры буржуазии во главе с князем Г.Е. Львовым)

  2. Отмена смертной казни

  3. Гражданам были дарованы политические свободы.

  4. В стране началось профсоюзное движение.

  5. Было обеспечено всеобщее и равное избирательное право.

  6. Была объявлена амнистия за политические преступления.

  7. Отменены сословные, национальные и религиозные ограничения.

  8. Экономический кризис не был остановлен.

  9. Нерешённым остался земельный вопрос.

  10. Начался распад Российской империи по национальному признаку.

  11. Россия стала Республикой.

  • Не забывайте заполнять таблицу.

  • К чему привела Февральская революция?

  • Чего удалось добиться?

  • Что вы записали в таблицу? (показать на слайде итоги ФР)

- Ознакомьтесь с фрагментом видеоурока и дополните таблицу. (просмотр видео)

- Что нового вы узнали из видеоурока?

- 25 октября 1917 года произошла Великая Октябрьская революция

- О её причинах расскажут корреспонденты газеты «Правда».

- Каковы основные причины Октябрьской революции 1917 года?

  1. Земельный вопрос не решался.

  2. Заводы оставались в руках буржуазии, сельское хозяйство и промышленность испытывали крайнюю нужду, не хватало топлива для железнодорожного транспорта.

  3. Экономический кризис не был остановлен.

  4. Дефицит товаров

  5. Население оставалось безграмотным, велась несправедливая национальная политика.

  6. Участие России в Первой мировой войне продолжалось.

  7. Новая власть не решила два главных вопроса – о прекращении войны и о земле.

Что вы записали в таблицу? (обобщить, показать на слайде причины ОР)

Рассказ учителя на фоне видеохроники 1917 года.

Ход октябрьской революции:

Но в России были люди, которые хотели полностью изменить порядки в стране: у капиталистов отобрать заводы, у помещиков – земли и отдать их простым людям.

25 октября 1917 года произошла Великая Октябрьская революция под лозунгами «Вся власть советам!», «Мир — народам!», «Земля — крестьянам!», «Фабрики — рабочим!»

Революция проходила под руководством партии большевиков и лично товарищем В. И. Лениным (Ульяновым).

Временное правительство находилось в Зимнем дворце – раньше в нём жили цари. Оно вызвало в Петроград войска, сделало попытку развести мосты на Неве, чтобы отрезать центр города от окраин. Но было уже поздно. Восстание началось. Залп крейсера  «Аврора» стал сигналом к штурму Зимнего дворца. В нём приняли участие матросы, солдаты, рабочие, поддерживающие Ленина и большевиков. Сначала восставшие захватили Центральный телеграф, затем – Государственный банк, вокзалы, мосты, телефонную и электрическую станции. Временное правительство оказалось окружённым в Зимнем дворце, вскоре Зимний дворец был занят восставшими. Министров Временного правительства арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Так в Петрограде, а затем и по всей стране установилась новая власть. К руководству страной пришла партия большевиков во главе с Владимиром Ильичом Лениным.

Вопросы по рассказу учителя:

  • Когда началась Октябрьская революция?

  • Под чьим руководством проходила революция?

  • Что стало сигналом к штурму Зимнего дворца?

  • Кто пришёл к руководству страны?

А теперь узнаем итоги Октябрьской революции.

  • Выслушаем корреспондентов газеты «Правда» (итоги Октябрьской революции)

  • Не забывайте заполнять таблицу.

  1. в России наступил социализм, а вождём стал Владимир Ильич Ленин.

  2. было объявлено, что теперь вся власть принадлежит Советам, земля – крестьянам, фабрики и заводы – рабочим.

  3. Первыми законами новой власти стали декрет о мире, земле, бесплатном образовании и медицинском обслуживании, равных правах мужчин и женщин, о 8 часовом рабочем дне и многие другие, о которых люди только мечтами.

  4. 26 октября был принят Декрет о мире.

  5. была конфискована земля у помещиков, все территории перешли во владение государства, затем их разделили между крестьянами. Была отменена частная собственность.

  • К чему привела ОР? Чего удалось добиться? Что вы записали?(обобщить итоги ОР, показать на слайде)

- Ознакомьтесь с фрагментом видеоурока и дополните таблицу. (просмотр видео)

- Что нового вы узнали из видеоурока?

- В начале урока мы с вами сказали о том, что судьба последнего русского императора сложилась трагически.

- Кто из вас знает как? (дети отвечают)


Участь императора и его семьи (презентация – учитель)


В апреле 1918 года большевики перевезли семью бывшего царя в Екатеринбург. В ночь с 16 на 17 июля 1918 годабывший император Николай II, его жена Александра Фёдоровна, их дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей и слугибыли тайно расстреляны в полуподвальном помещении дома Ипатьева, где их держали под арестом. Так закончил свой земной путь последний российский император из династии Романовых. В 2000 году все члены царской семьи были причислены Русской православной церковью к лику святых.


  • Так, кто же был последним русским императором, на долю которого выпало немало испытаний? (Николай II)

  • Как сложилась его судьба и судьба его семьи?

СОЗДАНИЕ ГАЗЕТ

- Итак, вами уже собрано достаточно материала для написания статьи в газету.

- Это я вам сейчас и предлагаю сделать.

- Перед вами лежат конверты, ваша задача достать содержимое и выбрать то, что подходит для написания вашей статьи. Затем создать статью, наклеив то, что вы отобрали на заготовку.

- Кто справится, поднимет красный флаг. Приступайте. (на работу 3 минуты)

Дети выходят к доске, читают. После проверки приклеить на газету на доске.

  1. Проверка усвоения материала



Выполнения теста

  1. Итог урока. Рефлексия.

Вернёмся к задачам, которые мы поставили перед собой в начале урока

    1. Познакомится с основными событиями в России в начале XX века

    2. Узнать, какие революции произошли в России в 1917 году.

    3. Выявить причины революций.

    4. Узнать, как они происходили. (ход революций)

    5. Определить, к чему привели революции. (итоги революций)

Зачем современным людям знать события прошедших веков?

События начала XX века – это новый урок живущим поколениям о том, что надо учиться на ошибках своих предшественников и ни в коем случае не доводить конфликты до кровопролития. Без прошлого невозможно настоящее и будущее.

VII. Рефлексия

- Выберите цитату или стихотворные строки, которые отражают Ваше отношение к событиям революций 1917 года. Объясните свой выбор.


    1. Ошибка думать, что революция ожесточает народ против только высших классов. Она вообще ожесточает, снимает тонкую организацию гуманных нравов, прививаемую культурой. (Михаил Меньшиков)

    2. Революция - варварский способ прогресса. (Жан Жорес)

    3. Когда людей ставят в условия, подобающие только животным, им ничего более не остается, как или восстать, или на самом деле превратиться в животных. (Фридрих Энгельс)

    4. "Россия гибнет", "России больше нет", "вечная память России", слышу я вокруг себя. России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и - по-новому - великой.(А. Блок)

7.Граждане!

Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».

Сегодня пересматривается миров основа.

Сегодня

до последней пуговицы в одежде

жизнь переделаем снова.(Вл. Маяковский)
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!