СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация ФГОС на уроках русского языка во 2 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Просмотр содержимого документа
«Реализация ФГОС на уроках русского языка во 2 классе»

Реализация ФГОС на уроках русского языка во 2 классе

Автор: Филиппова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ «Нижнеушминская НОШ» Балтасинский район РТ

 

  1. Урок русского языка, 2 класс

Тема: «Что такое орфограмма? Орфографическое правило»

  1. Краткая аннотация.
    Тип урока: Открытие нового знания;

Использование технологий: проблемно-диалогическая технология


  1. Учебник «Русский язык», 2 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

  2. Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая

  3.  Полное описание разработки


Цель:

Ввести понятия «орфограмма», «орфографическое правило», «безударная гласная в корне слова»

Задачи:

1. Повторить все знакомые опасные места;

2. Развивать способность детей видеть в слове орфограмму;

3. Развитие речи у учащихся;

4. Воспитание внимательности, аккуратности, любознательности.


планируемые результаты:


предметные:

находить и графически обозначать безударные гласные в корне слова, подбирают проверочные слова


личностные:

  • Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

  • Понимать причины успеха в учебной деятельности


Универсальные учебные действия:


регулятивные

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;


познавательные

  • использовать знако-символические средства при оформлении орфограмм;

  • делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

  • составлять алгоритм под руководством учителя;


коммуникативные

  • слушать и понимать речь других;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.







Технологическая карта урока


Этап, цель

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемый результат

1. Самоопределение к учебной деятельности:

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством актуализации ситуации успеха прошлых уроков.

Личностные (мотивация учебной деятельности, здоровый образ жизни)

- Начинаем урок русского языка.

- Сейчас я хочу вас похвалить!

- Вы очень хорошо работали и добились хороших результатов в изучении русского языка.

- А вы готовы работать и добывать знания дальше?

- Запишем число, классная работа.

Выполним разминку для глаз «На море»

Отвечают на вопросы, оформляют тетрадь, выполняют разминку для глаз.


Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии:

Цель:

1) повторить уже известные опасные места в словах;

2) предъявить задания, близкие жизненному опыту детей;

3)зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний для определения окончаний.


Регулятивные

(сравнение способа действия с его результатом, формулирование темы и цели урока)

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, работать в группе)

Познавательные (постановка и решение проблемы)

Личностные (отношение ученика к образовательному процессу)


- Что обычно мы делаем в начале урока русского языка?

- Верно! (дети прописывают сочетания

ИШ, ШИ, ИЖ, ЖИ, АЩ, ЩА, УЩ, ЩУ,ЧК)



- Читает учитель:

Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

Сейчас проверить сможешь сам

Свое внимание к словам.



- Какие слова написаны на доске, прочитайте их:

ля, рощ…, фил…м, (о) маш…не, грущ…, реч…ка, Ан…а, молч…ние, морж…, Артем…ева

- Что заметили?


- Спишите данные слова в один столбик, вставляя пропущенные буквы, не меняя слова местами

- Давайте найдем в словах опасные места!








- Что это такое «опасные места»?







- Опасные места в словах будем подчеркивать красным карандашом.

- Как вы думаете, почему именно красным цветом?

- Молодцы, опасные места в словах нашли верно. А что вам помогло справиться с этим заданием?







С сегодняшнего дня мы «опасные места» будем называть по- другому.

А как вы узнаете сами, если догадаетесь, почему вы писали слова с доски столбиком.







- Какая же будет тема нашего урока?

- Как по-вашему что же такое орфограмма?



- Давайте сверим свои предположения с определением в учебнике на стр. 101







- Кто же из вас оказался прав или был близок к истине?

- То есть орфограмма - это правило, «мостик над ошибкой».



- И есть такая наука, которая изучает орфограммы в русском языке, прочитаем в учебнике об этой науке на стр. 101

- А теперь давайте разделимся на группы по отчествам. Скажите, какие получатся группы?



Ваша задача назвать орфограммы, с которыми мы встретились в словах.

Давайте проверим, какие орфограммы вы нашли (учитель вывешивает их на доске):

1. Разделительный мягкий знак;

2. Сочетания ЧК и ЧН;

3. Правописание сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ.

4. Заглавная буква в именах собственных;

5. Предлог и слово.

6. Мягкий знак для смягчения согласной.

7. Удвоенная согласная.

-Все ли орфограммы вы назвали?







Подумайте в группах как назвать эту орфограмму?







Как назовём эту орфограмму?

Знаете ли вы как писать безударную гласную в словах?







- Значит, какая цель сегодняшнего урока?





Молодцы!





- А теперь угадайте, о чём я говорю:

- это двустворчатый моллюск, в раковине которого образуется жемчуг.

(учитель показывает иллюстрацию)

прочитайте на доске слово: Ж…МЧ…ЖНИЦА


- Какие буквы нужно вставить?

- Пока мы точно не знаем, запишем это слово и также пропустим эти буквы.

- Поставим ударение, под ударением что слышим, то и пишем


- в начале урока мы проводим минутку чистописания.

Обучающиеся пишут сочетания букв











Работают с рядом слов, отвечают на вопросы.


- в этих словах пропущены буквы.


Обучающиеся списывают слова в один столбик, вставляя пропущенные буквы.


- это те места, в которых можно допустить ошибку.



-красный цвет – это опасность!


- нам встретились слова, для грамотного написания которых нужно знать правила, мы эти правила знаем.





-«опасные места» мы будем называть орфограммами. Я узнал, прочитав первые буквы слов.


- Тема нашего урока: ОРФОГРАММА

Обучающиеся дают ответы на поставленный вопрос.


-«Орфограмма – это написание по правилу. Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма»)

Обучающиеся выясняют, кто был прав.




Обучающийся читает правило в учебнике.


-Оля, Максим -1 группа, у них одинаковое отчество, Настя, Денис – 2 группа.




Обучающиеся обсуждают и делают выводы по заданию.

Обучающиеся называют орфограммы.
















- остались слова моржи, молчание – буквы о.



Обучающиеся обсуждают и делают выводы по заданию.






-Безударная гласная.


Мы не знаем, как правильно писать слова с безударной гласной. Так как они слышатся не так, как пишутся.


-научиться правильно писать слова с безударной гласной







Обучающиеся высказывают свои мнения.










по правилам правописания в сочетаниях ЧУ-ЩУ пишем «У»

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель: построить план действий и зафиксировать его в речи

регулятивные

( оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; прогнозирование — предвосхищение результата)


- Вторая пропущенная буква находится в каком положении?






-В какой части слова?




- Как будем дальше действовать?



Чтобы не сомневаться в написании, что нужно сделать?



Какой вывод можем сделать? Давайте составим алгоритм.

Прежде чем написать слово, нужно:

-Вторая пропущенная буква находится в безударном положении


Безударная гласная находится в корне.


Предположения обучающихся.


подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной


1. Поставить ударение;

2. Определить часть слова;

3. Применить правило.

Фиксация во внешней речи причины затруднения.

Формулировка учебной задачи как темы урока.


Составленный алгоритм определения орфограммы

4. Реализация построенного проекта:

Цель: организовать «открытие» детьми способа.














Регулятивные (

понимание и принятие учащимся учебной задачи, прогнозирование — предъявление результата,

умение действовать по плану, умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности, Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы)

Познавательные (решение проблемы)

Предметные (умение действовать по алгоритму)

Личностные (здоровый образ жизни)

- Подберите однокоренные слова

- Запишем

Выделите корень.

- Поставим в этих словах ударение.







- Какое слово будет проверочным?

- Какую букву запишем?

- В какой части слова находилась пропущенная безударная гласная буква?



- Как называется такая орфограмма?





ФИЗ. МИНУТКА:

Назвали все слова по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки: раз, два, три.
Легкие прыжки: раз, два, три.
Вот и вся зарядка: раз, два, три.
Мягкая посадка: раз, два, три.

Обучающиеся подбирают однокоренные слова: жемчуг, жемчужный, жемчужина.

Записывают их в тетрадь и на доску, отвечают на вопросы.



-проверочное слово -жемчуг


-безударная гласная в корне

безударная гласная в корне слова





Обучающиеся выполняют физ. минутку.




Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:

Цель: зафиксировать во внешней речи алгоритм определения орфограммы.







Регулятивные

(умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контроль и коррекция: сопоставление, обнаружение отклонений и внесение изменений)

Предметные

(умения определять орфограмму, действовать по алгоритму.)


- Под диктовку учителя (ученик у доски):

В море живут моржи.

- Поставим ударение, определим часть слова, применим правило, обозначим орфограммы.





7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умения определять орфограмму, действовать по алгоритму.

- На доске есть несколько засекреченных слов, в которых тоже есть орфограммы.

- Спишите их и найдите орфограммы за 2 минуты.

- На доске слова: ИШИШК, ЧААКЙ, АКУЩ, ЖИНУ.

- Проверьте по эталону (эталон на доске)

- Кто выполнил верно? (поставьте на полях +, у кого есть ошибки ?)

Обучающиеся записывают предложение под диктовку, объясняют и подчёркивают орфограммы.


Выполненная самостоятельная работа.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить новый способ действий в систему знаний;

2) тренировать способность применять данный алгоритм при определении орфограммы

Регулятивные (умение сохранять учебную задачу, оценка (констатация достижения поставленной цели), коррекция: внесение изменений, умение действовать по плану, умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

Предметные находить и графически обозначать безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова

Коммуникативные (взаимопроверка)

- В учебнике упр.166.



166. Прочитай предложения. Скажи, что ты вставишь вместо точек пропущенные буквы. Спиши предложения. Обозначь все орфограммы.

Пу…стый к…тёнок играл с м…чом.

Кру…лись сн…ж…нки над озером.

Как хоро… ду…стые ланды…!

Было слышно в ти…, как шуршат камы… .


Выполните взаимопроверку.

Обучающиеся объясняют орфограммы, подбирают проверочные слова, списывают предложения, вставляя пропущенные буквы.



Проверяют друг у друга (меняясь в группах)





Безошибочно выполненное задание

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;

4) обсудить и записать домашнее задание.


Регулятивные (умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, умение адекватно воспринимать оценки, умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность, формирование основ оптимистического восприятия

мира).

Личностные (отношение ученика к себе

( способность к самооценке), к образовательному процессу, к другим участникам образовательного учреждения и результатам совместного труда.


Какое открытие мы сегодня сделали?

Для чего нам понадобились эти правила?

Как нам удалось открыть правила.

Что понравилось на уроке?

Оцените себя с помощью таблицы.


Спасибо!

- Еще нужно нам потренироваться?

- Каждый из вас выберет карточку со словами, ваша задача вставить в словах пропущенные буквы, рассуждая по алгоритму.

Карточки разного уровня сложности:






1 уровень

Ч..сто пищ… зайч…та ш..пы ч…чело щ…пальца

2 уровень

Ш…повник ж…вотные малыш…

ч…совщик площ…дка бол..ш..е прощ…ть

3 уровень

Прож…вать сн…ж…нки

ч…до

ч…щ…

щ…вель

р…ч…ной

л…сок

(у) Гриш…

Как вы сегодня поработали, отметьте на линеечке.

Спасибо за урок!







Обучающиеся отвечают на вопросы.

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности