2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии: Цель: 1) повторить уже известные опасные места в словах; 2) предъявить задания, близкие жизненному опыту детей; 3)зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний для определения окончаний. | Регулятивные (сравнение способа действия с его результатом, формулирование темы и цели урока) Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, работать в группе) Познавательные (постановка и решение проблемы) Личностные (отношение ученика к образовательному процессу) | - Что обычно мы делаем в начале урока русского языка? - Верно! (дети прописывают сочетания ИШ, ШИ, ИЖ, ЖИ, АЩ, ЩА, УЩ, ЩУ,ЧК) - Читает учитель: Чтоб ошибок избежать, Зоркость будем развивать. Сейчас проверить сможешь сам Свое внимание к словам. - Какие слова написаны на доске, прочитайте их: …ля, рощ…, фил…м, (о) маш…не, грущ…, реч…ка, Ан…а, молч…ние, морж…, Артем…ева - Что заметили? - Спишите данные слова в один столбик, вставляя пропущенные буквы, не меняя слова местами - Давайте найдем в словах опасные места! - Что это такое «опасные места»? - Опасные места в словах будем подчеркивать красным карандашом. - Как вы думаете, почему именно красным цветом? - Молодцы, опасные места в словах нашли верно. А что вам помогло справиться с этим заданием?
С сегодняшнего дня мы «опасные места» будем называть по- другому. А как вы узнаете сами, если догадаетесь, почему вы писали слова с доски столбиком.
- Какая же будет тема нашего урока? - Как по-вашему что же такое орфограмма?
- Давайте сверим свои предположения с определением в учебнике на стр. 101
- Кто же из вас оказался прав или был близок к истине? - То есть орфограмма - это правило, «мостик над ошибкой».
- И есть такая наука, которая изучает орфограммы в русском языке, прочитаем в учебнике об этой науке на стр. 101 - А теперь давайте разделимся на группы по отчествам. Скажите, какие получатся группы?
Ваша задача назвать орфограммы, с которыми мы встретились в словах. Давайте проверим, какие орфограммы вы нашли (учитель вывешивает их на доске): 1. Разделительный мягкий знак; 2. Сочетания ЧК и ЧН; 3. Правописание сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ. 4. Заглавная буква в именах собственных; 5. Предлог и слово. 6. Мягкий знак для смягчения согласной. 7. Удвоенная согласная. -Все ли орфограммы вы назвали?
Подумайте в группах как назвать эту орфограмму?
Как назовём эту орфограмму? Знаете ли вы как писать безударную гласную в словах?
- Значит, какая цель сегодняшнего урока?
Молодцы!
- А теперь угадайте, о чём я говорю: - это двустворчатый моллюск, в раковине которого образуется жемчуг. (учитель показывает иллюстрацию) прочитайте на доске слово: Ж…МЧ…ЖНИЦА - Какие буквы нужно вставить? - Пока мы точно не знаем, запишем это слово и также пропустим эти буквы. - Поставим ударение, под ударением что слышим, то и пишем | - в начале урока мы проводим минутку чистописания. Обучающиеся пишут сочетания букв Работают с рядом слов, отвечают на вопросы. - в этих словах пропущены буквы. Обучающиеся списывают слова в один столбик, вставляя пропущенные буквы. - это те места, в которых можно допустить ошибку. -красный цвет – это опасность! - нам встретились слова, для грамотного написания которых нужно знать правила, мы эти правила знаем. -«опасные места» мы будем называть орфограммами. Я узнал, прочитав первые буквы слов. - Тема нашего урока: ОРФОГРАММА Обучающиеся дают ответы на поставленный вопрос. -«Орфограмма – это написание по правилу. Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма») Обучающиеся выясняют, кто был прав. Обучающийся читает правило в учебнике. -Оля, Максим -1 группа, у них одинаковое отчество, Настя, Денис – 2 группа. Обучающиеся обсуждают и делают выводы по заданию. Обучающиеся называют орфограммы. - остались слова моржи, молчание – буквы о. Обучающиеся обсуждают и делают выводы по заданию. -Безударная гласная. Мы не знаем, как правильно писать слова с безударной гласной. Так как они слышатся не так, как пишутся. -научиться правильно писать слова с безударной гласной Обучающиеся высказывают свои мнения. по правилам правописания в сочетаниях ЧУ-ЩУ пишем «У» | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. |
3. Выявление места и причины затруднения Цель: построить план действий и зафиксировать его в речи | регулятивные ( оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; прогнозирование — предвосхищение результата) | - Вторая пропущенная буква находится в каком положении? -В какой части слова?
- Как будем дальше действовать?
Чтобы не сомневаться в написании, что нужно сделать?
Какой вывод можем сделать? Давайте составим алгоритм. Прежде чем написать слово, нужно: | -Вторая пропущенная буква находится в безударном положении Безударная гласная находится в корне. Предположения обучающихся. подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной 1. Поставить ударение; 2. Определить часть слова; 3. Применить правило. | Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока. Составленный алгоритм определения орфограммы |
4. Реализация построенного проекта: Цель: организовать «открытие» детьми способа. | Регулятивные ( понимание и принятие учащимся учебной задачи, прогнозирование — предъявление результата, умение действовать по плану, умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности, Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы) Познавательные (решение проблемы) Предметные (умение действовать по алгоритму) Личностные (здоровый образ жизни) | - Подберите однокоренные слова - Запишем Выделите корень. - Поставим в этих словах ударение.
- Какое слово будет проверочным? - Какую букву запишем? - В какой части слова находилась пропущенная безударная гласная буква?
- Как называется такая орфограмма?
ФИЗ. МИНУТКА: Назвали все слова по порядку, Теперь вас приглашаю на зарядку. Мелкие шажки: раз, два, три. Легкие прыжки: раз, два, три. Вот и вся зарядка: раз, два, три. Мягкая посадка: раз, два, три. | Обучающиеся подбирают однокоренные слова: жемчуг, жемчужный, жемчужина. Записывают их в тетрадь и на доску, отвечают на вопросы. -проверочное слово -жемчуг -безударная гласная в корне безударная гласная в корне слова Обучающиеся выполняют физ. минутку. | Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи: Цель: зафиксировать во внешней речи алгоритм определения орфограммы. | Регулятивные (умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контроль и коррекция: сопоставление, обнаружение отклонений и внесение изменений) Предметные (умения определять орфограмму, действовать по алгоритму.) | - Под диктовку учителя (ученик у доски): В море живут моржи. - Поставим ударение, определим часть слова, применим правило, обозначим орфограммы. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; 2) проверить умения определять орфограмму, действовать по алгоритму. - На доске есть несколько засекреченных слов, в которых тоже есть орфограммы. - Спишите их и найдите орфограммы за 2 минуты. - На доске слова: ИШИШК, ЧААКЙ, АКУЩ, ЖИНУ. - Проверьте по эталону (эталон на доске) - Кто выполнил верно? (поставьте на полях +, у кого есть ошибки ?) | Обучающиеся записывают предложение под диктовку, объясняют и подчёркивают орфограммы. | Выполненная самостоятельная работа. |
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1) включить новый способ действий в систему знаний; 2) тренировать способность применять данный алгоритм при определении орфограммы | Регулятивные (умение сохранять учебную задачу, оценка (констатация достижения поставленной цели), коррекция: внесение изменений, умение действовать по плану, умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности Предметные находить и графически обозначать безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова Коммуникативные (взаимопроверка) | - В учебнике упр.166. 166. Прочитай предложения. Скажи, что ты вставишь вместо точек пропущенные буквы. Спиши предложения. Обозначь все орфограммы. Пу…стый к…тёнок играл с м…чом. Кру…лись сн…ж…нки над озером. Как хоро… ду…стые ланды…! Было слышно в ти…, как шуршат камы… . | Выполните взаимопроверку. | Обучающиеся объясняют орфограммы, подбирают проверочные слова, списывают предложения, вставляя пропущенные буквы. Проверяют друг у друга (меняясь в группах) | Безошибочно выполненное задание |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить собственную деятельность на уроке; 3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности; 4) обсудить и записать домашнее задание. | Регулятивные (умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, умение адекватно воспринимать оценки, умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность, формирование основ оптимистического восприятия мира). Личностные (отношение ученика к себе ( способность к самооценке), к образовательному процессу, к другим участникам образовательного учреждения и результатам совместного труда. | Какое открытие мы сегодня сделали? Для чего нам понадобились эти правила? Как нам удалось открыть правила. Что понравилось на уроке? Оцените себя с помощью таблицы.  Спасибо! - Еще нужно нам потренироваться? - Каждый из вас выберет карточку со словами, ваша задача вставить в словах пропущенные буквы, рассуждая по алгоритму. Карточки разного уровня сложности: 1 уровень Ч..сто пищ… зайч…та ш..пы ч…чело щ…пальца | 2 уровень Ш…повник ж…вотные малыш… ч…совщик площ…дка бол..ш..е прощ…ть | 3 уровень Прож…вать сн…ж…нки ч…до ч…щ… щ…вель р…ч…ной л…сок (у) Гриш… | Как вы сегодня поработали, отметьте на линеечке. Спасибо за урок! | Обучающиеся отвечают на вопросы. | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |