МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ГБОУ ДПО СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА по теме:
« Реализация новых ФГОС по математике в основной и старшей школе »
Выполнили:
Полежаева О.А., учитель математике МБОУ СОШ №22; Улитина Л.В., учитель математики лицея №35; Петрунь Я.В., учитель математики МБОУ СОШ №18 Шагбанова Ирина Саражевна, учитель математики гимназии №9
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Адольф Дистервег
СОДЕРЖАНИЕ:
Структура урока каждого типа
Преимущество современного урока
Разработка урока
Типы уроков в соответствии с ФГОС
Технологическая карта
комбинированный
коррекционный
Требование к современному уроку
- Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока
- Учитель должен выступать в роли организатора, а не информатора
- Обязательная рефлексия учащихся на уроке
- Высокая степень речевой активности учащихся
Типы уроков в соответствии с ФГОС ООО
«открытия»
формирования
применения
обобщения
повторения
контроль
Тип урока: Урок «открытия» (предъявления) новых знаний
Целевое назначение : Первичное усвоение новых предметных знаний, умений, навыков
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия
Результативность обучения - Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.
проекты
комбинированный
Требование к современному уроку
- Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока
- Учитель должен выступать в роли организатора, а не информатора
- Обязательная рефлексия учащихся на уроке
- Высокая степень речевой активности учащихся
Типы уроков в соответствии с ФГОС ООО
формирования
обобщения
повторения
контроль
применения
« открытия »
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Целевое назначение : Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия
Результативность обучения - Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач
проекты
комбинированный
коррекционный
Требование к современному уроку
- Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока
- Учитель должен выступать в роли организатора, а не информатора
- Обязательная рефлексия учащихся на уроке
- Высокая степень речевой активности учащихся
Типы уроков в соответствии с ФГОС ООО
применения
«открытия»
формирования
обобщения
повторения
контроль
Тип урока: Урок применения предметных знаний, умений, навыков.
Целевое назначение : Применение предметных знаний, умений, навыков в условиях решения учебных задач повышенной сложности.
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания
Результативность обучения - Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса.
комбинированный
проекты
коррекционный
Требование к современному уроку
- Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока
- Учитель должен выступать в роли организатора, а не информатора
- Обязательная рефлексия учащихся на уроке
- Высокая степень речевой активности учащихся
Типы уроков в соответствии с ФГОС ООО
обобщения
«открытия»
формирования
применения
повторен ия
контроль
Тип урока: Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков.
Целевое назначение : Систематизация предметных знаний, умений, навыков, универсальных учебных действий (решение предметных задач).
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания
Результативность обучения - Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности универсальных учебных действий.
проекты
комбинированный
коррекционный
Требование к современному уроку
- Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока
- Учитель должен выступать в роли организатора, а не информатора
- Обязательная рефлексия учащихся на уроке
- Высокая степень речевой активности учащихся
Типы уроков в соответствии с ФГОС ООО
повторения
«открытия»
формирования
применения
обобщения
контроль
Тип урока: Урок повторения предметных знаний, умений, навыков.
Целевое назначение : Закрепление предметных знаний, умений, навыков, формирование универсальных учебных действий.
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания
Результативность обучения - Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь.
комбинированный
коррекционный
проекты
Требование к современному уроку
- Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока
- Учитель должен выступать в роли организатора, а не информатора
- Обязательная рефлексия учащихся на уроке
- Высокая степень речевой активности учащихся
Типы уроков в соответствии с ФГОС ООО
контроль
формирования
применения
обобщения
повторения
«открытия»
Тип урока: Контрольный урок.
Целевое назначение : Проверка предметных знаний, умений, навыков, умений решать практические задачи.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции
Результативность обучения - Результаты контрольной или самостоятельной работы.
комбинированный
проекты
коррекционный
Требование к современному уроку
- Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока
- Учитель должен выступать в роли организатора, а не информатора
- Обязательная рефлексия учащихся на уроке
- Высокая степень речевой активности учащихся
Типы уроков в соответствии с ФГОС ООО
«открытия»
формирования
применения
обобщения
повторения
контроль
Тип урока: Коррекционный урок (рефлексия).
Целевое назначение : Индивидуальная работа над допущенными ошибками.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Результативность обучения – Самостоятельное нахождение и исправление ошибок. Закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
комбинированный
проект
коррекционный
Требование к современному уроку
- Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока
- Учитель должен выступать в роли организатора, а не информатора
- Обязательная рефлексия учащихся на уроке
- Высокая степень речевой активности учащихся
Типы уроков в соответствии с ФГОС ООО
«открытия»
формирования
применения
обобщения
повторения
контроль
Тип урока: Комбинированный урок.
Целевое назначение : Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока.
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания
Результативность обучения – Запланированный результат. построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов
коррекционный
проект
комбинированный
Требование к современному уроку
- Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока
- Учитель должен выступать в роли организатора, а не информатора
- Обязательная рефлексия учащихся на уроке
- Высокая степень речевой активности учащихся
Типы уроков в соответствии с ФГОС ООО
контроль
формирования
применения
обобщения
«открытия»
повторения
Тип урока: Урок решения практических, проектных задач.
Целевое назначение : Практическая направленность изучения теоретических положений.
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания
Результативность обучения – Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира.
Каковы цели уроков разного типа?
проект
комбинированный
коррекционный
Системообразующие цели уроков каждого типа
Для чего учить?
Чему учить?
Как учить?
Компоненты системно-деятельностного подхода
- мотивационный, на котором ставится учебная задача, с актуализацией ЗУН
- планирование и организация деятельности, здесь нужны учебные действия с созданием ситуации успеха, именно на этом этапе вырабатываются УУД
- самоконтроль и самооценка
12
Структуры уроков
Урок усвоения новых знаний
- Организационный этап.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Актуализация знаний.
- Первичное усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания
- Первичное закрепление.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
12
Структуры уроков
Урок комплексного применения знаний и умений
1 ) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
- в знакомой ситуации (типовые)
- в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
12
Структуры уроков
Урок актуализации знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
- с целью подготовки к контрольному уроку
- с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
12
Структуры уроков
Урок систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
- Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
- Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы.
12
Структуры уроков
Урок контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений . (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
12
Структуры уроков
Урок коррекции знаний, умений и навыков
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
12
Структуры уроков
Комбинированный урок
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
12
Преимущество современного урока
Традиционный урок
Современный урок
Требования к уроку
- Главным процессом является понимание
- Основным средством являются тексты (в основном учебник).
- Содержание осваивается за счёт прочтения (слушания) и понимания текстов.
- Важнейшим фактором является структура оформленных текстов и методы преподавания.
12
Преимущество современного урока
Традиционный урок
Современный урок
Требования к уроку
- Главным процессом становится мыследействие.
- Главными средствами становятся ситуации.
- Содержание осваивается за счёт действенной включённости и рефлексии в ситуации.
- Технологии организации коллектив-ной мыследеятельности и конструирование ситуации.
.
12
Преимущество современного ур ока
Традиционный урок
Современный урок
Требования к уроку
Требования ФГОС ООО к современному уроку
Целеполагание
Мотивация
Учащиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке;
Они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач
Учитель формирует интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективные мотивы – решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания .
Практическая значимость знаний и способов деятельности
Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.
Отбор содержания
Качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю
Преимущество современного урока
Традиционный урок
Современный урок
Требования к уроку
Требования ФГОС ООО к современному уроку
Построение каждого этапа урока по схеме
Постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения - рефлексия
Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий:
Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока
-характеристика задания;
Выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя в целях обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого ученика
-мотивационная часть
-содержание (условия, вопрос)
-инструкция по выполнению
-время выполнения
-образец или описание ответа
-критерии оценки
-методический комментарий
Преимущество современного урока
Традиционный урок
Современный урок
Требования к уроку
Требования ФГОС ООО к современному уроку
Наличие блоков самостоятельного получения знаний
Организация парной или групповой работы
Работа с различными источниками информации
Развитие коммуникативной компетенции и освоение нормы работы в коллективе
Использование системы контроля и взаимоконтроля
Средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности
рефлексия
Осознание себя в процессе деятельности
Качественная положительная оценка
Деятельности обучающихся
Формирование положительной учебной мотивации
Психологический комфорт и условия здоровьесбережения
Урок
Способность учащихся к усвоению: 1-4 мин. – 60 % информации 5 - 23 мин. – 80 % информации 24 -34 мин. – 50 % информации 35 -45 мин. – 6 % информации
Сценарий урока по математике « Деление десятичной дроби на десятичную дробь » учебник «Математика 5 класс» И.И. Зубарева А.Г. Мордкович
Цель урока: Образовательная: повторить действия с десятичными дробями, сформулировать правило деления десятичной дроби на десятичную; научить применять данное правило при выполнении заданий; Развивающая: развивать мыслительную деятельность, математическую речь, интуицию; Воспитательная : создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирование положительного мотива учения. Тип урока: урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний. Оборудование: компьютер, проектор, листы с заданиями.
Структура урока І. Организационный момент. ІІ. Мотивация к учебной деятельности. ІІІ. Актуализация опорных знаний. IV. Изучение нового материала. V. Физкультминутка. VI. Закрепление изученного материала. VII. Итоги урока. Домашние задание. VIII. Рефлексия.
Ход урока. І. Организационный момент. Посмотрите все ль в порядке, Книжки, ручки и тетрадка. Прозвенел сейчас звонок Начинается урок.
ІІ. Мотивация к учебной деятельности. Как вы думаете, что самое ценное на земле? (ответы учеников). Этот вопрос волновал человечество не одно тысячелетие. Вот ответ дал ученый Ал – Бируни «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему. Само же оно не приходит». В старину на Руси говорили, что умножение – это мучение, деление – это беда. Тот, кто умел безошибочно делить, считался великим математиком.
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
Устный счет.
1. Вычислить:
18,9:9 0,05:5
0,9·0,6 15,8:100 7,4·0,1
2. На какое число надо умножить данную десятичную дробь, чтобы превратить ее в натуральное число: 3,1 20,01 23,647 0,07
3Увеличьте число 0,75 в 100 раз, 0,056 в 1000 раз
IV. Изучение нового материала.
Площадь садового участка прямоугольной формы 1225 Найти ширину участка, если его длина равна 49 м.
S=1225
а=49 м
в - ?
1225:49=25(м) Ответ: 25 м.
Площадь школьного коридора прямоугольной формы 122,5 Найти ширину коридора, если его длина равна 4,9м.
S= 122, 5
а = 4, 9 м
в - ?
122,5 : 4,9 = ?
Тема урока:
Деление десятичной дроби на
десятичную дробь
122,5 : 4, 9 = 122,5 :4,9= 1225 : 49 =25
122,5 м 2
B
E
C
1225 м 2
AB - ?
D
F
A
4,9 м
49 м
AB = 122,5 : 4,9 = 1225 : 49 = 25 (м)
1,5:0, 3 =15:5=3
4,2:0, 06 =420:6=70
0,35:0, 5 =3,5:5=0,7
9:4, 5 =90:45=2
0,072:0, 1 =7,2:1=7,2
1,634:0, 0001 =1634:1=1634
ПРАВИЛО !!!!!!!!!!
Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:
1)в делимом и в делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;
2)после этого выполнить деление на натуральное число.
Физ.культ. Минутка! Творческие физминутки на координацию движений и психологическую разгрузку. - Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками. -Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.
VI. Закрепление изученного материала
Задание 1.Выполните деление (на доске ученик решает и комментирует)
12,096:2,24=1209,6:224=5,4
1209,6 ∟ 224
1120 5,4
896
896
0
Ученикам раздается листок с заданиями. (приложение - листы с заданиями)
Задание 1.Заполните пропуски и продолжите деление
0,0444:0,6 = …4 4 4 : 6=
а). ..444 ∟6
0 0, …
4
...
(индивидуальная работа с последующей проверкой)
Задание 2. Исправьте ошибки (устно)
36,72 ∟ 0,9
36 4,8
72
72
0
Задание 3.Используя нули и запятые, запишите правильный ответ. (работа в парах с последующей проверкой) (слайд11,12 )
16,24:0,4=……………………= 406
44,1: 0,63=…………………..= 7
1155,6: 0,9=…………………= 1284
Задание 4. (слайд13,14 )
1) 75:15 а) 750:15
2) 0,75:15 б) 7,5:1,5
3) 7,5:0,15 в) 75:1500
Как вы думаете, какое задание я вам предложу?
Соедините стрелочками равные части. Почему частные равны? Что произошло с делимым и делителем? (самостоятельная работа, обменяться тетрадями, проверить по образцу)
Задание 3.Используя нули и запятые, запишите правильный ответ. (работа в парах с последующей проверкой)
16,24 : 0,4 = 40,6
44,1 : 0,63 = 70
1155,6 : 0,9 = 1284
Задание 4.
1) 75:15 а) 750:15
2) 0,75:15 б) 7,5:1,5
3) 7,5:0,15 в) 75:1500
VII. Итоги урока.
Домашнее задание:
Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:
1)в ………….. и в делителе перенести запятую ……….на столько цифр, сколько ...………………………………..;
2)после этого выполнить ………..на …………число .
П.46, правило, №824, 837(а, б)
На уроке
- Сегодня на уроке я узнал……..
- Было интересно……….
- Теперь я могу……………
- Полученные знания мне пригодятся …….
Как я усвоил материал:
- Зеленый – сделал для себя открытие.
- Красный - активно работал на уроке.
- Желтый – урок подарил хорошее настроение.
Интернет ресурсы:
http://detsad-kitty.ru/shablon/gruppa/page/94/
пчелка
http://www.vseokrasote.ru/comments/9307/10/33 Микки Маус
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22/113970
карточка ресурса
Спасибо)