СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Реализация системно- деятельностного подхода в обучении младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности УМК "Перспективная начальная школа". Реализация системно-деятельностного подхода через УМК "Перспективная начальная школа"

Просмотр содержимого документа
««Реализация системно- деятельностного подхода в обучении младших школьников»»

«Реализация системно- деятельностного подхода в обучении младших школьников»

( УМК Перспективная начальная школа)





Не пытайтесь объяснить ребёнку то,
до чего он может додуматься сам.
Давайте возможность каждому ребёнку
сделать своё маленькое открытие

Э.И. Александрова

В новых социально-экономических условиях всё более возрастает значение образования в формировании личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения определил цель образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться, базирующееся на системно-деятельностном подходе в обучении, предусматривающим такую организацию учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Впервые в новом ФГОС НОО введено понятие образовательный результат, под которым понимается приращение в личностных ресурсах обучаемых, выделено три группы планируемых результатов: личностные (самоопределение, смыслообразование, ценностная и морально-этическая ориентация), метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные), предметные. Новые цели образования требуют пересмотра организации учебного процесса, внедрения инновационных технологий, методов и средств обучения, которые будут ориентированы на достижение нового образовательного результата.

Практика показывает, что ребёнок, не овладевший необходимыми способами мыслительной деятельности в начальной школе, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. В связи с этим становится актуальным создание системы работы на основе системно-деятельностного подхода, конструирования урока посредством специально организованной учебной деятельности, в процессе которой ученик становится субъектом учения, т.е. заинтересованным лицом.

Я предполагаю, что ожидать положительной динамики показателей сформированности универсальных учебных действий возможно при построении учебного процесса на основе системно-деятельностного подхода.

Достижение обозначенной цели осуществляется через последовательное решение следующих задач:

- отобрать методы приёмы, средства обучения, способствующие реализации системно-деятельностного подхода, внедрить их в образовательный процесс начальной школы;

- выявить возможность учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» для реализации системно-деятельностного подхода, выстроить образовательный процесс с учётом его типических свойств.

- Выявить эффективность внедрения системно-деятельностного подхода, проанализировать результативность формирования УУД у младших школьников.

В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиямЛ.С.Выготского[2].,А.Н.Леонтьева[5],Д.Б.Эльконина[12],П.Я.Гальперина[3]., В.В.Давыдова. [4]

П. Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: «Для чего человек учится? И ответил: «Не для того, чтобы научиться что-либо делать, а для того, чтобы - узнать, как это надо делать» [3] т.е. цель обучения - дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. Деятельностный подход в обучении с позиции обучающегося, согласно этой теории, состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для обучающегося личностно-смысловой характер. Учебные задача становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные. Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность. Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения» [2]. Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Таким образом, для успешного протекания учебной деятельности необходимы мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.

Новизна опыта заключается в систематизации приёмов организации учебно-познавательной деятельности на уроке, обеспечивающей эффективное формирование способностей к саморазвитию, самопознанию, самовоспитанию младших школьников.

Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа».

Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа», как и многие другие УМК, базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева[6], Д.Б. Эльконина, В.В. [12] Давыдова[4], что позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности.

Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК «Перспективная начальная школа» рассматривает образовательный процесс как способ познавательного и личностного развития обучающегося. Особую значимость в УМК приобретает формирование общих универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных). Основная идея нового УМК - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающегося, то в роли организатора учебной ситуации.

К основным типическим свойствам нового УМК относятся — комплектность, инструментальность, интерактивность и интеграция. [9]

Комплектность — методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований. Это, прежде всего, единство установки формирования таких общих учебных умений, как умения работать с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, словарями). Приведу пример: (при выполнении упражнения по русскому языку в 3 классе, цель которого – знакомить детей с несклоняемыми существительными среднего рода, дается задание, в результате которого дети выписывают из Обратного словаря на – О все несклоняемые существительные, уточняя их значение в Толковом словаре: какао, жабо, сабо, эскимо, кино, пианино, пальто. Здесь же учащиеся знакомятся с новым устойчивым выражением «пиши пропало». Они обращаются к словарю Устойчивых выражений); умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом), например: на уроке литературного чтения в 1 классе идет работа в парах: Прочитайте прибаутку с соседом по парте. Первую часть пусть читает один, вторую – другой .Кому будет легче читать? Почему? Дети выясняют, что легче читать первую часть прибаутки, потому что в ней есть повторы. Или другой пример: (Тема урока по окружающему миру в 3 классе – полезные ископаемые. Учащиеся делятся на три группы. Объединяясь в группы, дети двигаются, переставляют стулья и столы, располагаются как им угодно. Каждая группа читает свою часть одного и того же параграфа учебника. Первая группа – использование песка, вторая группа – использование глины, третья группа – использование гранита. Далее представитель каждой из групп рассказывает свою часть параграфа. Затем организуется парная работа. Ученики читают абзац параграфа о мраморе, рассматривают фотографию мраморной скульптуры и выделенные фрагменты. Один учащийся находит фрагменты на фотографии и показывает соседу по парте, а сосед рассказывает о разнообразной окраске горной породы, из которой сделана эта скульптура. При выполнении разработанных в учебниках коллективных заданий, групповых форм организации учебной деятельности активизируется коммуникативное взаимодействие между школьниками. Обмен информацией между учебниками путем перекрестных взаимных ссылок. Наличие сквозной внешней интриги, герои которой — сверстники учащихся — брат и сестра (Миша и Маша) демонстрируют варианты выполнения поставленных задач, разницу точек зрения (что важно при объяснении нового материала). Приведу пример: в 3 классе в учебнике по русскому языку при изучении темы «Знакомство с названиями падежей» даётся задание, в котором нужно вернуться к упражнению 58 и ответить на вопрос: – в каком предложении слово кошка стоит в родительном падеже? Миша считает, что во 2-м предложении, а Маша – что в 4-ом предложении. Учащиеся делают вывод, что различение этих пар падежей может вызвать затруднение, так как в этих падежах слова иногда отвечают на одинаковые вопросы. Тогда обращаю внимание детей на слова: есть, нет, дам, вижу, восхищаюсь, думаю о. .Учитель говорит, что эти слова могут помочь в трудных ситуациях. Детям предлагается найти предложение, где слово кошка стоит в родительном падеже. Сначала дети пытаются выполнить задание с помощью падежного вопроса – кого?, но сталкиваются с проблемой: на этот вопрос отвечают разные формы слова кошка (во 2 – м и 4 – м предложениях). Отсюда и разногласия между Машей и Мишей. Для решения проблемы предлагаю воспользоваться помощью слова нет, поставив его перед каждой из этих двух форм: нет кошки ( отбросив предлог) нет кошку. После этого становится понятно, что слово кошка стоит в родительном падеже только во втором предложении. А в четвёртом предложении вижу кошку – В.п.

Инструментальность — предметно-методические механизмы УМК, помогающие ученику при изучении нового материала самостоятельно открывать и формулировать закономерности или правила, способствующие практическому применению получаемых знаний при решении коммуникативных, учебных, жизненных задач, провоцирующие познавательный мотив, желание к деловому общению, самоконтроль. Инструментальность УМК обеспечивается максимальным размещением в корпусе самого учебника методического аппарата, рассчитанного на общение с учеником, которое помогает ему при выполнении индивидуальных заданий или способствует организации групповой работы. Например, для формирования у школьников общеучебного умения — «поиск (проверка) необходимой информации в словарях», недостаточно включения словарей разного назначения в учебники. Целесообразно создать условия необходимости их применения при решении конкретных учебных задач в условиях индивидуальной или групповой работы; а также постоянно организовывать специальные работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами. Например, в учебнике «Литературное чтение» 3 класса дано задание: - Ты помнишь стихотворение, которое начинается строками:

Я вижу, как дремлет в реке крокодил…

Хотя я из дому

Не выходил…

Я вижу сквозь стену!

Сквозь десять стен!

Я в темноте вижу солнечный день!

Можешь сказать, кто его автор? Этот же поэт написал стихотворение « Если такой закат», а также «Кому хорошо», «Ноги и уроки», «Язык и уши». Кто же это? Если не вспомнишь, возьми у ребят из второго класса первую часть учебника «Литературное чтение» и уточни! В свою очередь, учет разноуровневого развития школьников или, например, необходимости формирования мотивов к изучению предмета предусматривает дифференциацию учебных заданий (хотя бы по мере трудности), что также требует включения в корпус учебника предметно-методических механизмов. Это и специальные указания, побуждающие детей к высказыванию как минимум двух различных точек зрения на одно и то же наблюдаемое явление, и наличие заданий, требующих применения простейших инструментов (лупы, рамочки, линейки, компаса, термометра, цветных карандашей в качестве маркеров и пр.), и выделение цветной рамочкой заданий повышенной трудности, и предложение «заглянуть в словарик» и т. д. Например, Михаил Потапович (сказочный герой) на уроке литературного чтения в 3 классе предлагает сходить в «Музейный Дом», посмотреть там картину Василия Поленова «Заросший пруд» Детям даётся задание рассмотреть в лупу фигурку дамы. Что можно сказать о её возрасте? Чем она занимается сидя на скамейке? Выделить с помощью рамки такой фрагмент картины, в котором главным героем будет человек. Дай название этому фрагменту. Затем вернуться от фрагмента к картине и подумать о том, чем же привлёк художника этот уголок природы? Дети, рассмотрев фигурку дамы в лупу, обнаружат, что дама пожилая, что она видимо, читает книгу, которую держит на коленях, выделяют фрагмент картины и дают ему название. Отмечают, что особенная красота уголка природы, который изобразил Поленов. – в его природном богатстве и уединённости. Ещё пример. После чтения детьми хокку Ёса Бусона даётся задание повышенной сложности: Тебе удалось разгадать поэтическую тайну этого хокку? О каких приёмах говорил Михаил Потапович? Учитель старается, чтобы в хокку Бусона школьники обнаружили цветовой контраст и звукопись. Анишит Йокоповна (сказочный герой) уточняю, что звукопись – приём редкий, но очень ценный. Включение в учебник разноуровневых заданий даёт свободу выбора учебного материала и сильным. и слабым или недостаточно подготовленным школьникам с низким уровнем обучаемости. Школьники могут выполнять задания по выбору, по желанию.

Интерактивность— совершенно новое типическое свойство методической системы современного учебного комплекта, обеспечивающее организацию учебной деятельности ребенка за рамками урока — методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством переписки или обращения к компьютеру (Интернет-адреса в учебниках комплекта).Однако поскольку использование Интернета для многих школ остается пока еще только в перспективе, в УМК выстраивается система интерактивного общения со школьниками посредством клубной работы. Для любителей природы и математики это клуб «Мы и окружающий мир», для любителей литературы и русского языка — клуб «Ключ и заря». Через систему заданий в учебниках организуется также обмен письмами между героями учебников и школьниками. Например: в учебнике «Окружающий мир» 3 класса даётся задание.Рассмотри рисунки животных на с. 140. Это дикая лошадь – тарпан, небольшая зебра квагга, морская корова, птицы – дронт и южный моа . Все эти животные исчезли по вине человека, из- за его неумеренной охоты. А каким животным вашего края грозит такая же опасность? Напиши нам об этом. Перечисли, какие какие темы обсуждались на заседании клуба во втором полугодии. Чьё сообщение тебе понравилось больше? На какую тему ты сам подготовил доклад? Или например задание в учебнике «Литературное чтение» 3 класс. Какие живописные произведения из «Музейного Дома» тебе понравились больше всего и почему? Открой учебник на страницах 4-6. где напечатано содержание. Составь несколько сборников: а) сборник произведений Сергея Козлова б) сборник народных сказок; в)сборник японской поэзии. Сходи в библиотеку. Выбери книги для чтения на каникулах. Сообщи в клуб фамилии авторов книг (если они есть) и их названия. Хороших тебе каникул! Психологические характеристики, которыми отличаются герои учебников, настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление к общению с ними. Вступают в клуб и ведут активную переписку, как правило, те ученики, которые испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в эмоциональной дополнительной поддержке. Это, как показал опыт, каждый четвертый ученик в классе.

Интеграция — важнейшее основание единства методической системы обучения. Понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области приводит к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Наличие именно этого типического свойства было основополагающим при разработке интегрированного курса «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют и взаимно увязываются представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ. Например, в 3 классе на уроке окружающего мира проходит 8 заседание клуба по теме «Безопасное поведение в лесу». Один из учеников, играющий роль председателя, приглашает всех принять активное участие в очередном заседании клуба и просит их рассказать о своих успехах в работе клуба. Желающие могут зачитать содержание ответов на письма, которые они отправляли в Москву. То же касается современного курса литературного чтения, где интегрируется такие образовательные области, как язык, литература и искусство. Соответственно курс литературного чтения в УМК выстраивается как синтетический, т. е. предполагающий знакомство с литературой как с искусством слова, как с одним из видов искусства в ряду других (живопись, графика, музыка), как с явлением художественной культуры, выросшим из мифа и фольклора. Например: в 3 классе на уроке «Литературного чтения дети совершают поход в «Музейный Дом». В «Музейном Доме» все заворожено рассматривали «Портрет Жанны Самарии» художника Огюста Ренуара. – Ух, какая красавица! – не выдержала Маша. Миша и Костя промолчали. – Этой барышне двадцать три года, сказала Анишит Йокоповна. Как вы думаете, кто она по профессии: учительница? актриса? поэтесса? Обратите на её платье и украшения. Рассматривая портрет, дети обнаружат, что Жанна одета в нарядное. изумрудного цвета платье, украшенное букетиком роз, обратят внимание на её изящные украшения (браслет с камнями и колечко) и смогут предположить, что перед ними человек искусства. скорее всего актриса. Весь портрет в целом производит яркое, праздничное впечатление: можно с лёгкостью представить, как Жанна поёт, танцует, как громко и заразительно смеётся. – Как можно охарактеризовать её взгляд? - спросила Анишит Йокоповна. – Нежный и лучистый! – сказала Маша. – Какой – то тёплый и ласковый. немножко грустный, - добавил Миша. – Она прекрасно знает, что она красива, вот какой у неё взгляд, сказал Костя с неодобрением. Дети вглядываются в лицо Жанны Самарии.

Мнения, которыми делятся Миша, Маша и Костя, позволят школьникам выразить свою точку зрения. Главное, что дети почувствовали – перед ними сложный глубокий человек. Во взгляде этой молодой женщины можно уловить оттенки самых разных чувств и переживаний: чувство радости и лёгкой грусти, ощущение собственного очарования и доброжелательное, сочувственное отношение к людям. Приёмы эмоциональной окрашенности обучения формируют интерес к процессу познания, опыт эмоционально – ценностных отношений к окружающей действительности. Эмоциональная насыщенность содержания учебного материала, достижения и трудности в процессе познания вызывают у школьников разнообразные чувства: радость «открытий», удовлетворение выполненной работой, огорчение из – за нерешённой задачи и др. Интеграция является основой разворачивания учебного материала в рамках каждой предметной области. Интеграция затрагивает методику каждого предмета, решающего средствами не только своего, но и других предметов задачи по формированию познавательной, речевой и коммуникативной деятельности школьников.

Урок в современной школе является одной из основных форм организации обучения. Однако результаты многочисленных исследований (Б.П. Есипова, М.А. Данилова, Г.Ю. Ксензова, М.И. Скаткина, А.В. Хуторского и др.), а также проведенный нами анализ педагогической практики дают основание утверждать, что классический комбинированный урок не может быть приоритетным в условиях внедрения ФГОС НОО, так как, в основном, призван решать образовательные задачи, ограничивая познавательную деятельность учащихся, их самостоятельный творческий процесс освоения знаний на основе индивидуального опыта. В современной начальной школе наиболее эффективно сочетание разнообразных организационных форм обучения, гибкое комбинирование видов учебной деятельности, практических занятий и самостоятельной работы учащихся. Идеи педагогики оздоровления приводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков. И.П. Подласый, Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина и др. выделяют несколько десятков нестандартных уроков. Среди них: урок-поиск, урок-практикум, урок-наблюдение, урок – игра, урок – соревнование, урок- дискуссия, уроки – творчества, уроки – фантазии и др.

При выборе типа урока Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе рекомендуют руководствоваться следующими требованиями:

  1. Обеспечение возможности чувственного познания объектов окружающего мира.

  2. Учёт целесообразного сочетания репродуктивных, продуктивных и творческих методов познания.

  3. Опора на индивидуальный опыт ребенка и актуальные для этого возраста виды деятельности.

4. Возможность развития познавательной инициативы и творчества школьника.

На основе анализа различных подходов к построению современного урока (Н.Ф. Петухова, А.Ю. Пересадина, Р.Г. Чуракова, Н.Ф. Виноградова, А.В. Хуторской и др.) и нашей педагогической практики мы пришли к выводу, что сегодня востребован особый тип урока - «здоровый урок», исключающий методы принуждения, перегрузки, предполагающий свободный выбор заданий и форм деятельности, создающий условия для проявления каждым ребенком своих возможностей и способностей, творческого потенциала, продвижения в развитии на основе успешной учебно-познавательной деятельности.

В свое работе я давно уже применяю кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Мой опыт использования данных упражнений показывает, что кинезиологические упражнения действительно позволяют улучшить память, внимание, слух, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижают утомляемость, повышают работоспособность, активизируют интеллектуальные, познавательные и креативные процессы. С их помощью большая часть препятствий в учении может быть снята, что позволит учащимся ощутить, что учение – естественная, радостная деятельность, дающая возможность усваивать новый опыт, делать его собственным достоянием, реализовывать свои способности и осознавать уникальность своей личности.

Системно-деятельностный подход активно реализую в воспитательном процессе. В частности, проектную деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – использую все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора, готовит их к жизни. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направляется мною на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой ребёнок не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

В своей педагогической деятельности я регулярно использую разнообразные формы работы с семьей: не только родительские собрания, индивидуальные консультации, но и открытые уроки для родителей, совместное проведение уроков, праздников и др. мероприятий. Совместная деятельность родителей и детей не только объединяет, но и дает возможность родителям посмотреть на своего ребенка другими глазами, ощутить радость совместного творчества. И семья наравне с учителем становится главным помощником ученика, эффективнее осуществляется развитие и воспитание ребенка.

Таким образом, мы убедились в том, что разнообразные формы уроков, внеклассной работы, использование приёмов системно-деятельностного подхода способствуют формированию универсальных учебных действий, о чём говорят результаты проведённого мониторинга.

  1. Личностные планируемые результаты:

Характер динамики достижения личностных результатов оценивался с помощью методик «Что такое хорошо и что такое плохо» (Г.М. Фридмана); «Незаконченное предложение» (Тест Сакса-Леви); «Оценка уровня школьной мотивации» (Н.Г. Лускановой). (приложение)

2. Метапредметные планируемые результаты:

а) Регулятивные: Диагностика особенностей развития поискового планирования (А.З.Зак) Методика «Рисование по точкам» (А.Л. Венгера) (приложение)

б) Коммуникативные: Методика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже); Задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман) (приложение)

в) Познавательные: Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С.Цветковой); Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н.Рябинкиной (приложение)

Качественным результатом проведенной работы является активное и успешное участие моих учеников в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня (приложение).

Анализ учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа», в основе которого лежат идеи личностно-ориентированного обучения, позволяет сделать вывод о том, что он располагает возможностями для успешного достижения планируемых результатов ФГОС НОО, реализации системно-деятельностного подхода в образовании, позволяющего активизировать познавательную деятельность школьника, обеспечить мотивационную основу, возможность проектирования учебно-воспитательного процесса с ориентацией на формирование универсальных учебных действий. Что подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы и даёт основание считать, что поставленные задачи выполнены.

В новом учебном году я буду работать с первоклассниками по УМК «Перспективная начальная школа» в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом, углубляя систему работы на основе системно-деятельностного подхода как непременное условие для формирования универсальных учебных действий.