СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речь и культура общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Речь и культура общения" предназначено для обучающихся 4 класса. Оно помогает детям развивать навыки общения и воспитывает чувство уважения к другим. 

Просмотр содержимого документа
«Речь и культура общения»

Речь и культура общения                           

Цели урока:

  1. Познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.

  2.  Развивать навыки обобщения, правильного применения волшебных слов, добрых дел на практике;

  3. Подвести к мысли о том, что учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.

  4. Ввести в словарь учащихся новые слова – вежливый, невежливый;

  5. Определить лексическое значение слова, дать понятие о вежливости, расширить представление об этом слове. 

  6. Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, доброты, чуткости, уважение к личности другого человека.

Оборудование:

  • Картинка с изображением Незнайки;

  • Карточки со словами: “волшебные слова”, “добрые поступки”, “вежливость”, “спасибо”, “извините”, “здравствуйте”, “пожалуйста”;

  • Карточки с рассказами Незнайки;

  • Ваза (из бумаги) и цветочки (20 штук);

  • Попросить 2 учеников подготовить сообщения об истории этикета.

  • Таблицы, карточки;

Нет на земле большей роскоши, 
чем роскошь общения.

Организационный момент.

- Ребята, сели правильно, красиво.

- Посмотрите друг на друга.

- Улыбнитесь.

- На нашем уроке сегодня присутствуют гости ( директор школы, зам директора по УВР и зам директора по воспитательной работе, а также ваши родители)

- Повернитесь и улыбнитесь нашим гостям.

- У вас хорошее настроение? Прекрасно. Теперь и у наших гостей прекрасное настроение. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на уроке вашими помощниками.

Постановка цели урока.

Сегодня мы поговорим о правилах хорошего тона, о том, что такое общение, как нужно общаться между собой, так как у нас с вами бывают разные ситуации относительно этой темы.

Для любого человека важно знать хорошие манеры.

- А какой смысл вы, ребята, вкладываете в понятие "Общение"? (ответы учащихся).

- С чего начинается общение?

- Приветствие может быть дополнено улыбкой, небольшим поклоном или кивком.

Если расстояние между здоровающимися большое, имеет смысл обменяться поклонами (Давайте попробуем).

— Какие формы обращения вы знаете? (на ты и на Вы)

- Когда «ты», а когда «Вы» ?

- Как вы думаете, что принято считать хорошими манерами?

(Дети высказываются.)

-Я вас услышала, а правильно это или нет мы знаем в конце урока.

А что же является главным средством общения в человеческом обществе? (Это наш язык и наша речь).

  • Мы будем говорить о вежливости и не только говорить, а еще выполнять разные задания. А за вашу работу я буду дарить цветы, и к концу урока мы должны собрать в вазу красивый букет.

  • А еще к нам в гости пришел Незнайка, чтобы послушать, что вы знаете о вежливости.


Ход урока:

I. Вступительная беседа

  • Как вы понимаете, что такое “вежливость”? (Ответы детей).

Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими”.

  • На доске висят карточки со словами “вежливость”, “волшебные слова”, “добрые поступки”,

  • А что это за волшебные слова? (Учащиеся перечисляют). На доску дети пишут волшебные слова.(Спасибо, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, извините...)

  • В чем заключается их волшебство? (Ответы).

- С помощью данных слов оказываем внимание, успокаиваем, благодарим.

  • Эти слова особенно волшебные. В сказках волшебники бывают добрые и злые. Чем они отличаются друг от друга? (Добрые волшебники делают только добрые дела, приносят людям добро, а злые – наоборот)

  • Как вы понимаете выражение “приносить людям добро”? (Делать так, чтобы людям было хорошо, делать приятное, полезное, помогать им)

II. Беседа о волшебных словах.

  • Можно ли принести добро словом? (Добрые и ласковые слова несут людям радость, помогают справиться с трудностями, перенести горе, беду.)

  • Часто ли вы говорите эти слова другим? (ответы)

Информационный блок «Из истории этикета»

-Сейчас я предлагаю вам послушать наших учеников, которые подготовили информацию о том, что же такое этикет

Ученик 1. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикетки - и произошло слово «этикет».

Ученик 2. Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.

- Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знание правил этикета и демонстрацию хороших манер я буду поощрять вас цветочками.

- Сейчас мы поиграем в игру “Вежливые ребята”. Я буду читать рассказ, а вы, где надо вставляйте волшебные слова.

Игра “Вежливые ребята”

  1. Однажды Алеша Крючков ехал в автобусе. Он сел у окна и с удовольствием стал рассматривать улицу. На следующей остановке в автобус вошла женщина с ребенком на руках. Алеша встал и сказал ей “…………..”.

  2. Женщина тоже была вежливая и сказала Алеше: “…………….”

  3. Вдруг автобус неожиданно остановился. Алеша не удержался за поручень и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказал Алеша, что надо держаться, но Алеша быстро сказал ему: “…………”

  4. И мужчина улыбнулся и ответил: “Ничего, бывает. Ты сам-то не ушибся?”

- Что использовал Алеша? Молодцы, ребята. Теперь я уверена, что в подобных ситуациях вы поступите также, как Алеша.

-Говорите добрые слова чаще, и утром, и днем, и вечером, и даже когда ложитесь спать, обязательно пожелайте своим родным: “Доброй, спокойной ночи!!!”

-А что вы говорите утром, когда просыпаетесь?

-А если на улице плохая погода, дождь, снег или метель? Надо ли говорить доброе утро?

(Эти слова надо говорить всегда, потому что когда мы говорим “доброе утро”, то желаем своим родным добра, хорошего настроения, несмотря на погоду)

«Когда в товарищах согласья нет...»

-А сейчас мы с вами попробуем составить памятку воспитанного человека, а начнем с такой истории. (Читает рассказ Валентины Осеевой «Рекс и Кекс».)

Слава и Витя сидели на одной парте.

Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили.

- У нашего директора есть большая собака, ее зовут Рекс, - сказал Витя.

- Не Рекс, а Кекс, - поправил его Слава.

- Нет, Рекс!

- Нет, Кекс!

Мальчики поссорились. Витя ушел на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли еще хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.

- Значит, нам не из-за чего ссориться! - обрадовался Слава.

- Конечно, не из-за чего, - согласился Витя.

Оба мальчика снова уселись на одну парту.

- Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за нее схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!..

Тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить, а значит, не конфликтовать по мелочам. Помните сточки из знаменитой басни Ивана Андреевича Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.,.»

- Так какое же правило мы можем вевести в нашу памятку? «Уступайте друг другу».)


Игра "Шаг на встречу"

А сейчас мы проверим какие вежливые слова знаете вы? К доске прошу выйти две команды и встать лицами друг к другу с разных сторон класса. Ваша задача: сделать шаг навстречу друг другу с разных сторон класса и сказать другу что-либо приятное (хором). А теперь в парах пожмите друг другу руку и скажите приятные слова.

МОЛОДЦЫ.

Закрепление нового материала

1. Приветствие - знак вежливости

Классный руководитель.

- Ребята, с чего начинается любое общение? (С приветствия.)

В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному.

Представители африканского племени , касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели ли вы сегодня?»

- А что же говорят при встрече русские? (Здравствуйте!)

То есть мы желаем друг другу здоровья. Вот такие разные традиции. Сейчас мы проведем небольшой конкурс и узнаем, кто из вас лучше знает правила вежливости. За правильные ответы получают цветочки.

1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)

4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)

5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший - младшему, женщина - мужчине.)

- Вот видите, ребята, ваши мнения расходятся. Одним кажется, что нужно поступить так, а другим - иначе. Так какое же первое правило мы выведем?

(Дети высказывают предположения.)

Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Предлагаю внести это правило в нашу памятку.

3. «Встречают по одежке...»

- Продолжаем конкурс знатоков этикета. Приз за правильный ответ - цветочек.

1. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)

2. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что... (можно пролить суп).

3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как... (ему надо отдохнуть и набраться сил).

4. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете... (невоспитанность).

Существует такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому мы должны учиться смотреть на себя со стороны, задумываться о том, как выглядим внешне, какое впечатление производим на окружающих.

- Как вы думаете, что считается дурными манерами? (Грызть ногти, слишком громко разговаривать, неряшливо одеваться, громко хлопать дверью, ковырять пальцем в зубах, сквернословить и т. п.)

Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, то постарайтесь от них избавиться.

- Какое же следующее правило мы запишем? («Не доставляйте неудобств окружающим людям».)

6. Конкурс "Пословицы"

Вы работаете в группах. У каждой группы набор карточек. Вам нужно из этих карточек составить пословицу, озвучить её и объяснить её значение.

  • Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.

  • Доброе слово железные ворота отопрет.

  • Лишнее говорить, себе вредить.

7. «Гость Незнайка»

  • Ребята, а вот наш гость - Незнайка, и он пошел в школу учиться вежливости. Учился, учился и стал все знать? Как вести себя, что и когда говорить.

- На доске висят карточки с ситуациями, по очереди читаем.

-Какие ошибки сделал Незнайка? И как нужно было бы?

  1. Встретил Незнайка на улице прохожего и как закричит: “Скажите, сколько сейчас часов?”

  2. Услышал Незнайка ответ, повернулся и пошел дальше. ( Что ему надо было сказать прохожему?)

  3. Приходит Незнайка утром в школу. У двери класса стоит учительница. Обрадовался Незнайка, подбежал и закричал: “Вера Ивановна! Я вчера интересный фильм посмотрел!”

  4. Бежит Незнайка по улице, ничего не видит. Торопится всем рассказать, какой он вежливый стал. Навстречу ему идет старичок, под ноги смотрит. Налетел Незнайка на него, толкнул, правда, нечаянно. Но старик сильно рассердился. Но тут Незнайка что-то сказал ему, и дедушка сердиться перестал. (Как вы думаете, что ему сказал Незнайка?)

Вывод: Конечно же, вы правы. Человек, который говорит волшебные слова – словно ясное солнышко, возле него всегда тепло и уютно, потому что… (дети читают хором тему на доске).
“Волшебное слово – что ясный день”

V. Итог урока.

  • Ребята, я вас благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться следить за своим поведением.

Итак, кого мы можем назвать воспитанным человеком? (Человек, обладающий хорошими манерами, умеет произвести приятное впечатление на окружающих. Такой человек умеет контролировать свои поступки, внимателен, приветлив, с уважением относится к интересам других людей. Культура человека также проявляется в его речи. Умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли - тоже признак хороших манер.)

  • Я думаю, что теперь вы и Незнайка всегда будете делать добро людям, и это добро обязательно вернется к вам! (В течение урока за правильные ответы вы получали цветочки, а теперь я попрошу вас поставить их в вазу.)

  • Посмотрите, ребята, какой красивый букет получился. И эти цветы я дарю вам за хорошую работу, в память об этом уроке.

  • На этом наш урок окончен. Всем спасибо!