СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая готовность детей к школе.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критерии речевой готовности детей к школе. Советы  родителям.

Просмотр содержимого документа
«Речевая готовность детей к школе.»

Логопедическая готовность к школе Учитель-логопед МБОУ «СОШ№2» Уразаева Рита Нажавовна

Логопедическая готовность к школе

Учитель-логопед МБОУ «СОШ№2»

Уразаева Рита Нажавовна

Готовность к школе - Наша речь  – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Когда говорят о

Готовность к школе -

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на: Правильное произношение всех звуков. Умение различать звуки речи на слух. Владение элементарными навыками. звукового анализа. Словарный запас. Сформированность грамматического строя речи.  Связную речь. Речевую коммуникацию.  Мелкую моторику рук.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

  • Правильное произношение всех звуков.
  • Умение различать звуки речи на слух.
  • Владение элементарными навыками. звукового анализа.
  • Словарный запас.
  • Сформированность грамматического строя речи.
  • Связную речь.
  • Речевую коммуникацию.
  • Мелкую моторику рук.
 Звукопроизношение:   в норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью  к 5 – 6 годам. О н должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Придя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Звукопроизношение:

в норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. О н должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Придя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Владение элементарными навыками звукового анализа: умение выделять начальный гласный звук из слова; анализ гласных из трех звуков типа «ауи»;  анализ обратного слога гласный - согласный типа «ап»; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; определять количество и последовательность звуков в слове называть слова на заданный звук. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

Владение элементарными навыками звукового анализа:

  • умение выделять начальный гласный звук из слова;
  • анализ гласных из трех звуков типа «ауи»;
  • анализ обратного слога гласный - согласный типа «ап»;
  • слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
  • определять количество и последовательность звуков в слове
  • называть слова на заданный звук.
  • Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Словарный запас Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.  К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)    В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный -весёлый, молодой – старый), синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун), слова – действия, слова –  признаки.

Словарный запас

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)

В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный -весёлый, молодой – старый), синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун), слова – действия, слова – признаки.

Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их;  составлять предложения по опорным словам и картинкам.

Сформированность грамматического строя речи:

  • умение пользоваться развернутой фразовой речью,
  • умение работать с предложением;
  • правильно строить простые предложения,
  • видеть связь слов в предложениях,
  • распространять предложения второстепенными и однородными членами;
  • работать с деформированным предложением,

самостоятельно находить ошибки и устранять их;

  • составлять предложения по опорным словам и картинкам.
Связная речь  К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание:  на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок  по ходу пересказа).

Связная речь

К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание:

  • на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
  • на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
  • на лексику (полнота использования лексики),
  • на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения),
  • на плавность речи (отсутствие подсказок

по ходу пересказа).

Речевая коммуникация Ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации,  легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

Речевая коммуникация

  • Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
  • уметь слушать и понимать речь,
  • строить общение с учетом ситуации,
  • легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
  • ясно и последовательно выражать свои мысли,
  • пользоваться формами речевого этикета.
Мелкая моторика рук  Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать проблемы, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Попробуйте в августе хотя бы по 20 минут обводить в тетради клеточки, рисовать в них кружочки, составлять орнаменты из палочек, лепить из глины, пластилина, выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, вырезание ножницами). Учите ребенка правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредоточивать внимание. Если у вас есть старые прописи, можно просто обводить буквы-образцы помногу раз.

Мелкая моторика рук

Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать проблемы, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки.

Попробуйте в августе хотя бы по 20 минут обводить в тетради клеточки, рисовать в них кружочки, составлять орнаменты из палочек, лепить из глины, пластилина, выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, вырезание ножницами).

Учите ребенка правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредоточивать внимание. Если у вас есть старые прописи, можно просто обводить буквы-образцы помногу раз.

Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе? В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. Развивать навыки самообслуживания.

Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. Развивать навыки самообслуживания.

Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование.

Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование.

Чтобы ребенок хорошо говорил , с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи. Чтобы ребенок научился быть внимательным, ему надо читать и рассказывать сказки: так задаются образцы восприятия слова. Чтобы книга воспринималась  как необходимый элемент жизни,  она должна жить в доме и быть  востребованной взрослым.  Так задаются образцы  определенного жизненного стиля.

Чтобы ребенок хорошо говорил , с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи.

Чтобы ребенок научился быть внимательным, ему надо читать и рассказывать сказки: так задаются образцы восприятия слова.

Чтобы книга воспринималась

как необходимый элемент жизни,

она должна жить в доме и быть

востребованной взрослым.

Так задаются образцы

определенного жизненного стиля.

Готовы ли родители к школе?  Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.  Сдерживать свои эмоции.  Не кричать , не унижать и не обижать. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.  Не наказывать ребенка без причины.  Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.  Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты

Готовы ли родители к школе?

  • Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.
  • Сдерживать свои эмоции.
  • Не кричать , не унижать и не обижать.
  • Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.
  • Не наказывать ребенка без причины.
  • Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.
  • Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты
Советы родителям будущих первоклассников

Советы родителям будущих первоклассников

Словарный запас Что делать? Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова. Сочиняйте стихи, рифмы. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением» Попросите пересказать сюжет просмотренного мультфильма. Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.

Словарный запас

Что делать?

Рассматривая картинку, читая книжку,

слушая сказку, обращайте внимание

на редко встречающиеся, новые

слова.

Сочиняйте стихи, рифмы.

Читая знакомые стихи, просите

подсказать пропущенное слово.

Игра в слова: «назови все свои

игрушки», «придумай слова, которые

обозначают транспорт», «назови

цвета», «какими словами можно

описать лето, осень, зиму, весну»,

«вспомни слова с противоположным

значением»

Попросите пересказать сюжет

просмотренного мультфильма.

Следует

систематически

расширять тот

запас слов,

которым уже

владеет ребенок.

Грамматический строй Что делать?  Обязательно исправляйте ошибки, поправив ребенка и повторив правильное слово. Поиграйте в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт») Составляйте рассказ по картинке. Учите образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы ). Начните предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты. Иногда  в речи детей  встречаются  грамматические  ошибки.

Грамматический строй

Что делать?

Обязательно исправляйте ошибки, поправив ребенка и повторив правильное слово.

Поиграйте в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)

Составляйте рассказ по картинке.

Учите образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы ).

Начните предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Иногда

в речи детей

встречаются

грамматические

ошибки.

Условия, необходимые для формирования связной речи : Что делать?  Стимулом для разговора может быть Ваш вопрос или просьба о чем-то рассказать. Стимулом может стать поездка за город и поход в музей, впечатления от театральной постановки и новая игра. Чем более разнообразна жизнь ребенка, тем больше поводов для разговора. Научитесь слушать ребенка , не перебивая, не торопя, не отвлекаясь. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться. Стимул для разговора    Научитесь очень внимательно слушать

Условия, необходимые для формирования связной речи :

Что делать?

Стимулом для разговора может быть Ваш вопрос или просьба о чем-то рассказать.

Стимулом может стать поездка за город и поход в музей, впечатления от театральной постановки и новая игра.

Чем более разнообразна жизнь ребенка, тем больше поводов для разговора.

Научитесь слушать ребенка , не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

Стимул для разговора

Научитесь очень внимательно слушать

Фонематическое (слуховое)  восприятие Что делать? Опирайтесь на тактильные ощущения при анализе звуков: предложите ребенку поставить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок. Систематически проговаривайте слоговые цепочки:  да-та-да, та-да-да. Определяйте место звука в слове:  (начало, середина, конец) р___ __р_ ____ р Выполняйте позиционный анализ: между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове. Перечисляйте все звуки по порядку, определяйте количества звуков в слове. Придумывайте слова по заданной схеме. Придумывайте слова из четырех , пяти… звуков, со звуком (р). Звукобуквенный анализ и синтез слов. Обозначайте с помощью цветных схем (гласный – красный, твердый согласный – синий, мягкий согласный – зеленый). Рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия детей.

Фонематическое (слуховое) восприятие

Что делать?

  • Опирайтесь на тактильные ощущения при анализе звуков: предложите ребенку поставить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок.
  • Систематически проговаривайте слоговые цепочки:

да-та-да, та-да-да.

  • Определяйте место звука в слове:

(начало, середина, конец) р___ __р_ ____ р

  • Выполняйте позиционный анализ: между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове.
  • Перечисляйте все звуки по порядку, определяйте количества звуков в слове.
  • Придумывайте слова по заданной схеме.
  • Придумывайте слова из четырех , пяти… звуков, со звуком (р).
  • Звукобуквенный анализ и синтез слов. Обозначайте с помощью цветных схем (гласный – красный, твердый согласный – синий, мягкий согласный – зеленый).

Рекомендации

по развитию

фонематического

слуха и

восприятия

детей.

Интерес к чтению Нужно сформировать мотивацию к чтению Что делать? Больше читать различные интересные сказки, истории, рассказы, стихи Объяснить ребёнку, почему так важно и интересно научиться читать.

Интерес к чтению

Нужно

сформировать

мотивацию к

чтению

Что делать?

Больше читать различные

интересные сказки, истории,

рассказы, стихи

Объяснить ребёнку, почему

так важно и интересно

научиться читать.

Важно, чтобы работа по развитию речи была систематической.  Успехов Вам и Вашему  ПЕРВОКЛАШКЕ!

Важно, чтобы работа по развитию речи была систематической. Успехов Вам и Вашему ПЕРВОКЛАШКЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!