Выступление на родительском собрании в ШБП «Филиппок»
МБОУ «СОШ №2» - 2017 год
Учитель-логопед Уразаева Р.Н.
I.
Логопед; Вы все помните рассказ Виктора Драгунского «ЗАКОЛДОВАННАЯ БУКВА». В этом рассказе говорится о том, как дети, гуляя во дворе, увидели на елке шишки и стали спорить:
- Смотрите, а на елке сыски висят.
"Сыски"! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. - Ой, умру от смеха! Сыски!
А я, конечно, поддавал жару:
- Пять лет девчонке, а говорит "сыски"... Ха-ха-ха!
- Ах, мне плохо! Сыски...
У Аленки нижняя губа скривилась:
- Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит.
Мишка сказал:
- Эка невидаль! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Ну Что? Правда, здорово - хыхх-кии!
Глядя на них, я так хохотал. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал:
- Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!
И действительно так, лет 10-15 назад дети так говорили - 20-30 %, а сейчас -это 85 % детей.
На что же обратить внимание у своего ребенка:
если в 3-3,5 года
ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
он не повторяет за Вами слова, или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих (ш, ж, ч, щ) и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);
если в 4 года
у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);
если в 5-6 лет
все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,
допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Все это может быть поводом получить совет у специалиста.
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
Для того, чтобы усвоить буквы, ребенок, прежде всего, должен уметь хорошо различать на слух все речевые звуки, не смешивая их друг с другом.
Только при этом условии он сможет прочно связать между собой определенный акустический образ каждого речевого звука с вполне определенным образом буквы.
И лишь после этой связи ребенок сможет без затруднений озвучивать каждый буквенный знак при чтении и легко подбирать нужную букву в процессе письма.
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.
Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Ни одна коррекционно–развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. 30 % - это работа логопеда, а остальное родители.
Итак, письменная речь тогда развивается хорошо, когда полностью усвоена устная речь.
Это одна из причин появления вторичного дефекта дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Дисграфия – это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. Это определённое нарушение письма. При дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова.
Дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Она характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова. Вторично возникают нарушения понимания текста, дефицит читательского опыта и словаря. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. При дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.
II.
Рабода логопеда в ШБП.
-Логопедическая диагностика (экспресс-обследование основных параметров речи).
-Обследование наличия у ребёнка предрасположенности к нарушениям письма и чтения (дисграфии и дислексии).
Заполнение таблицы . Записать Ф.И. ребёнка (для обследования записываются дети с трудностями в речевом развитии).
График обледования будет вывешен на стенде.
Просьба подходить утром и смотреть.
Родители обследованных детей могут по графику (время, отведённое на консультацию) подойти в логопедический кабинет №215.
III.
Кружок внеурочной деятельности «Юный риторик».
(просодическая сторона речи – темп, ритм, голос, логическое ударение,
соблюдение пауз- выразительность речи; работа с текстом и т.д.)
IV.
Психогимнастическое упражнение - «Считалочка-бормоталочка».
Это и развитие моторики, речи, ритма, темпа, внимания, памяти, последовательности. Особенно это полезно при закреплении поставленных звуков в речи.
Попросите ребенка выучить любую фразу, четверостишье: «Ехал Грека через реку». В первый раз он произносит вслух все 4 слова, во второй раз он произносит вслух только слова «Ехал Грека через», а слово «реку» произносит «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он произносит вслух 2 слова «Ехал Грека», а слова «через реку» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. И т.д.
Советы родителям:
Требуйте от ребенка четкого проговаривания, неторопливой речи.
Внимательно слушайте ребёнка. Если малыш допустил ошибки-
перепутал звуки, пропустил или неадекватно использовал предлог, неправильно выбрал окончание - дайте ему образец, пусть повторит правильно.
Следите за точным использованием слов.
Уточняйте значения слов, неиспользуемых в быту – вас ждут великие открытия.
Никогда не смейтесь над ошибками и не укоряйте ребёнка!!!
Общайтесь с ребёнком, пусть он вам рассказывает содержание фильма, спектакля, планируемой игры или другой деятельности.
Обращайте внимание детей на природные и явления,
события жизни –ищите причины и предполагайте последствия этих явлений и событий.
Спасибо за внимание!