СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая готовность детей к школе.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работаю в школе будущего первоклассника в течение нескольких лет. На собрании перед родителями говорю о речевой готовности детей к школе.

Просмотр содержимого документа
«Речевая готовность детей к школе.»

Выступление на родительском собрании в ШБП «Филиппок»

МБОУ «СОШ №2» - 2017 год

Учитель-логопед Уразаева Р.Н.



I.

Логопед; Вы все помните рассказ Виктора Драгунского «ЗАКОЛДОВАННАЯ БУКВА». В этом рассказе говорится о том, как дети, гуляя во дворе, увидели на елке шишки и стали спорить:


      - Смотрите, а на елке сыски висят. 
      "Сыски"! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились.      - Ой, умру от смеха! Сыски! 
      А я, конечно, поддавал жару: 
      - Пять лет девчонке, а говорит "сыски"... Ха-ха-ха! 

      - Ах, мне плохо! Сыски... 

      У Аленки нижняя губа скривилась: 
      - Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит.

Мишка сказал: 
      - Эка невидаль! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Ну Что? Правда, здорово - хыхх-кии!
       Глядя на них, я так хохотал. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал: 
      - Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки! 


И действительно так, лет 10-15 назад дети так говорили - 20-30 %, а сейчас -это 85 % детей.


На что же обратить внимание у своего ребенка:

если в 3-3,5 года

ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

он не повторяет за Вами слова, или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих (ш, ж, ч, щ) и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

если в 4 года

у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),

не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

если в 5-6 лет

все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);

ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у специалиста.


Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:



  • Сформированность звуковой стороны речи.


  • Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

Для того, чтобы усвоить буквы, ребенок, прежде всего, должен уметь хорошо различать на слух все речевые звуки, не смешивая их друг с другом.

Только при этом условии он сможет прочно связать между собой определенный акустический образ каждого речевого звука с вполне определенным образом буквы.

И лишь после этой связи ребенок сможет без затруднений озвучивать каждый буквенный знак при чтении и легко подбирать нужную букву в процессе письма.


  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.


  • Умение пользоваться разными способами словообразования.


  1. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.




Ни одна коррекционно–развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. 30 % - это работа логопеда, а остальное родители.





Итак, письменная речь тогда развивается хорошо, когда полностью усвоена устная речь.


Это одна из причин появления вторичного дефекта дис­графии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).


Дисграфия – это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. Это определённое нарушение письма. При дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова.

Дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Она характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова. Вторично возникают нарушения понимания текста, дефицит читательского опыта и словаря. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. При дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.


II.

Рабода логопеда в ШБП.

-Логопедическая диагностика (экспресс-обследование основных параметров речи).

-Обследование наличия у ребёнка предрасположенности к нарушениям письма и чтения (дисграфии и дислексии).


Заполнение таблицы . Записать Ф.И. ребёнка (для обследования записываются дети с трудностями в речевом развитии).

График обледования будет вывешен на стенде.

Просьба подходить утром и смотреть.

Родители обследованных детей могут по графику (время, отведённое на консультацию) подойти в логопедический кабинет №215.


III.

Кружок внеурочной деятельности «Юный риторик».

  • Записываться могут не только дети с нарушениями речи.

(просодическая сторона речи – темп, ритм, голос, логическое ударение,

соблюдение пауз- выразительность речи; работа с текстом и т.д.)


IV.


Психогимнастическое упражнение - «Считалочка-бормоталочка».


Это и развитие моторики, речи, ритма, темпа, внимания, памяти, последовательности. Особенно это полезно при закреплении поставленных звуков в речи.


Попросите ребенка выучить любую фразу, четверостишье: «Ехал Грека через реку». В первый раз он произносит вслух все 4 слова, во второй раз он произносит вслух только слова «Ехал Грека через», а слово «реку» произносит «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он произносит вслух 2 слова «Ехал Грека», а слова «через реку» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. И т.д.




Советы родителям:

  • Требуйте от ребенка четкого проговаривания, неторопливой речи.

  • Внимательно слушайте ребёнка. Если малыш допустил ошибки-

перепутал звуки, пропустил или неадекватно использовал предлог, неправильно выбрал окончание - дайте ему образец, пусть повторит правильно.

  • Следите за точным использованием слов.

  • Уточняйте значения слов, неиспользуемых в быту – вас ждут великие открытия.

  • Никогда не смейтесь над ошибками и не укоряйте ребёнка!!!

  • Общайтесь с ребёнком, пусть он вам рассказывает содержание фильма, спектакля, планируемой игры или другой деятельности.

  • Обращайте внимание детей на природные и явления,

события жизни –ищите причины и предполагайте последствия этих явлений и событий.

  • Больше речевой практики!


Спасибо за внимание!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!