СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевой этикет в диалоге

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация - выступление на педагогическом совете о говорении и слушании собеседников с примерами ролевых игр для детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Речевой этикет в диалоге»







Консультация на тему:

Речевой этикет в диалоге






















История этикета

Речевой этикет – это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.

Само понятие «этикет» настолько давнее, что очень трудно найти и установить время его появления. Но, если верить историческим фактам, слово «этикет» впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV. На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово этикет.

Японский этикет обусловлен многовековыми традициями. Он обязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. О том, как вести себя в обществе знали и жители Дальнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний.

Что касается России, то до XVIII века состоятельные граждане жили, руководствуясь «Домостроем». Книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестором в эпоху Ивана IV . Единоличная власть в семье принадлежала отцу.

Активным проводником европейских манер в России стал Петр I. Для просвещения дворянских отпрысков царь велел трижды переиздать популярную в Европе книгу «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению».

Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов от седой древности и до наших дней.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как бы характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей считается общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные правила этикета, но и понимать необходимость определенных норм взаимоотношений.



Речевой этикет в диалоге

Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях уметь говорить и слушать собеседников. Основа культуры общения - соблюдение речевого этикета. Сюда входят правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимика, жесты, выбор выражений, поза).

Существуют специальные речевые правила в типовых ситуациях: обращение, приветствие-прощание, извинение-благодарность, просьба-совет, знакомство-приглашение, утешение, поздравление.

В одной и той же ситуации могут звучать разные выражения: «здравствуйте», «привет», «очень рад тебя видеть, (слышать)». Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию доброжелательности, взаимного внимания, облегчает взаимопонимание между людьми.

Надо вводить в активный словарь этикетные стереотипы, учить понимать, где, с кем, когда, зачем говоришь. В основе обучения лежит ролевой принцип. Дети должны осознавать свои ролевые позиции: мальчик-девочка, брат-сестра, бабушка-внук, ребёнок-взрослый, знакомый - незнакомый, дома, в д/саду, в игре...

Очень полезно проигрывать ролевые задания и упражнения.

Правила речевого поведения сопряжены с нравственными понятиями и принципами: доброта, деликатность, внимание к окружающим, вежливость, уважение к старшим и сверстникам.

Можно предложить тексты, рассказы, ситуации, ролевые игры.

Речевой этикет - это правила поведения человека в обществе. Они существуют для того, чтобы люди не обижали, не оскорбляли друг друга

Повседневный этикет для воспитанных людей - это правила вежливости, которые надо вырабатывать в себе, т.е. хорошие привычки. Нельзя ни с кем грубо разговаривать. У всех людей на земле есть обычай приветствовать друг друга. Прекрасное слово «здравствуйте» означает «будь здоров». О добрых словах надо помнить дома, в д/саду, на улице. Наши ребята должны помнить:

  1. Куда бы ты ни пришёл, сначала поздоровайся.

  2. Когда ты обращаешься к кому- нибудь с вопросом, посмотри в
    глаза и скажи «пожалуйста».

  3. Благодари взрослых в магазине, аптеке, в кассе за внимание к
    тебе, говори «спасибо».

  4. Нельзя в общественных местах говорить очень громко, чтобы не
    мешать окружающим.

  5. Нельзя перебивать человека, который что-то рассказывает.

  1. Всем взрослым нужно говорить «Вы», называть их по имени и
    отчеству.

  2. Надо вырабатывать привычку говорить по телефону кратко, и
    только то, что необходимо, это сберегает наше время.

  3. Если к телефону подходит кто-то незнакомый, нужно сначала
    представиться, попросить вежливо то, что нужно, попрощаться.
    Это Света, передайте, пожалуйста, Оле, чтобы она мне позвонила.
    Спасибо. До свидания.

  4. Если попал не туда, куда нужно, извинись, уточни N и снова
    позвони.

10.Если ты в гостях и тебе, надо позвонить, обязательно спроси

разрешение у хозяев.

ll.He надо баловаться, набирать случайные номера и говорить

незнакомым людям всякие глупости.

12.В гостях нужно познакомить всех гостей. «Это мой друг Костя».- Рита, очень приятно.

Таким образом, обучая детей правильному и культурному общению со сверстниками и со взрослыми, мы помогаем им лучше контактировать, Находить своё место, уважать себя и людей, живущих рядом.

Этикетное слушание

Соблюдение этикета слушания – важная и очень трудная сторона соблюдения этикета общения. Умение внимательно и терпеливо выслушивать собеседника – навык, который надо неустанно тренировать. Причины неумения выслушать:

- «ум не хочет ждать» (мы мыслим в 5-10 раз быстрее, чем говорим): собеседник еще не закончил, а мы уже поняли его мысль, готовы ответить или возразить ему.

- нередко у нас возникает иллюзия, что мы поняли – какая-то мысль показалась нам знакомой , и мы торопимся на нее отреагировать.

- если мы испытывает отрицательные эмоции к собеседнику, то мы зачастую его не слушаем, а пытаемся провести свою собственную мысль;

- если мы испытываем к собеседнику положительные эмоции, то также слушаем невнимательно и часто пропускаем важную информацию;

- если собеседник говорит что-то, что противоречит нашим взглядам, то мы нередко перестаем воспринимать смысл его речи, т.к. мысленно уже готовим опровержение.

- перебиваем мы и того, кто говорит общеизвестное, сообщает устаревшую информацию;

- очень часто мы не слушаем собеседника, поскольку мысленно торопим его в выражении сути, главной мысли – и пропускаем аргументацию, доводы, проявляем нетерпение.

- невнимательное восприятие речи собеседника может быть связано с трудностью изложения – если он говорит сложно;

- часто мы невнимательно слушаем знакомых, хорошо известных нам лиц – мы как бы «наперед знаем, что они скажут».

Невнимательное слушание ведет к получению ложной информации, неправильной интерпретации слов собеседника.



Десять правил эффективного слушания

  1. Перестаньте говорить! Невозможно слушать, разговаривая.

  2. Помогите говорящему раскрепоститься! Создайте у человека ощущение свободы.

  3. Покажите говорящему, что вы готовы слушать! Продемонстрируйте заинтересованность в информации, старайтесь ее понять и не ищите поводов для возражений.

  4. Устраните раздражающие моменты! Не рисуйте, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги и т.д.

  5. Сопереживайте говорящему! Постарайтесь войти в его состояние.

  6. Будьте терпеливы! Не экономьте время, не прерывайте говорящего, не порывайтесь уйти.

  7. Сдерживайте свои эмоции! Помните: рассерженный человек придает словам неверный смысл.

  8. Не спорьте и не начинайте критиковать, перебивая говорящего! Это вынудит его занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться.

  9. Задавайте вопросы! Это подбадривает говорящего и показывает, что вы его слушаете.

  10. Перестаньте говорить! Это наставление идет первым и последним, ибо все остальные зависят от него.








РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

(тематика и план проведения)

1. «Просим маму купить собаку;).

Действующие лица: мама, дочка, сын, ребенок в костюме собаки или игрушка.

Ход игры;

A) просьба,

Б) описание внешнего вида собаки, ее повадок, кормление, уход, место отдыха, прививки)

B) Пантомима, что делает собака? прыгает, спит,
играет.

Г) для чего нужна собака?

Д) как я буду заботиться о собаке.

Е) заучивание стихов, потешек, считалок о собаке «шла

собака через мост, четыре лапы, пятый - хвост».

2. «Ура! Бабушка приехала


Действующие лица, бабушка, внук, внучка, мама.

  1. как мы готовились встречать бабушку?
    Б) встреча на вокзале,

  2. ласковые слова бабушке.

Г) какая бабушка? (внешний вид и ее дела (инсценировка)) Д) какой подарок мы приготовили бабушке. Е) угостим бабушку


3. «Открываем магазин»

Действующие лица: продавцы-консультанты,покупатели,директор.

Ход игры:

А) Реклама магазина («У нас самый лучший магазин в городе. Добро пожаловать!)

Б) Описание товаров (отделов) «Сегодня у нас в продаже»

В) Описание предметов в форме рекламы (посуда, мебель, игрушки, одежда).

Г) Разговор покупателя с продавцом (чем понравилась покупка?)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!